Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Расстановка торговых точек над IT

Вопреки автоматизации Уральские ритейлеры перед дилеммой «автоматизироваться или открывать новые точки» пока не стоят. Они делают и то, и другое. Не вкладывай они деньги в IT, их быстрорастущие се

В январе 2002 г. котировки на фондовом рынке США рухнули после объявления о банкротстве третьей по величине американской розничной сети — K-Mart. Новость поставила точку в многолетнем противостоянии двух лидеров ритейла — Wall-Mart и K-Mart. По сути, это было соревнование двух маркетинговых стратегий: K-Mart вкладывала все свободные деньги в открытие новых магазинов, а для Wall-Mart приоритетом в финансировании были информационные технологии. Сейчас Wall-Mart — крупнейшая ритейловая компания в мире, число магазинов K-Mart после банкротства сократилось больше чем на 10%. Может ли эта история повториться с уральскими компаниями? При каких условиях IT станет основным фактором развития нашей розницы? Чтобы ответить на эти вопросы, «ДК» и компания «Экспо-Линк» собрали за круглым столом1 местных ритейлеров и автоматизаторов.

Вопреки автоматизации

Уральские ритейлеры перед дилеммой «автоматизироваться или открывать новые точки» пока не стоят. Они делают и то, и другое. Не вкладывай они деньги в IT, их быстрорастущие сети скоро окажутся неуправляемыми. Юрий Данилюк, модератор круглого стола «ДК», директор по продажам московской компании Verysell-62, обосновал этот тезис в предельно категоричной форме: Автоматизация в ритейле не дает отдельно взятой российской сети никаких конкурентных преимуществ. Зато дает шанс выжить. Если у вас нет системы сбора данных о товарах во всех магазинах сети, вы не можете формировать отчеты о складских остатках. Если у вас нет такого отчета, вы не можете выставить поставщику консолидированный заказ. Если вы не выставите консолидированных заказов, вы не получите у поставщика скидок, которые есть у западных сетей. То есть вы будете оставаться в живых лишь до тех пор, пока этих сетей здесь нет. Получается, у собравшихся за этим столом ритейлеров есть всего несколько лет на внедрение современных систем автоматизации.

С этим утверждением никто из ритейлеров и не думал спорить. Наоборот, руководители розничных сетей, рассказывая о применяемых ими сегодня средствах автоматизации, говорили о том, почему IT в их компаниях развивается не столь динамично, как бы им хотелось. Лев Ковпак вице-президент ЗАО «Супермаркет «Кировский», так обозначил слабое звено в цепочке «ритейлеры-автоматизаторы»: Я хочу, чтобы все здесь услышали: у нас существует гигантская проблема в отношениях с местными поставщиками IT-технологий, с которыми мы работаем не первый год. Они просто не предлагают нам решений, позволяющих нашим сетям развиваться. Если положение не изменится, нам не останется ничего другого, как искать поставщиков IT-технологий из других регионов.

Коллегу поддержал Александр Райсих, председатель совета директоров торговой сети «Звездный». По его словам, местные ритейлеры уже начинают применять современные западные технологии организации ритейла — категорийный менеджмент, например, или управление закупками с формированием закупочных бюджетов в той или иной форме. Но, считает г-н Райсих, эти позитивные перемены происходят не благодаря, а вопреки информационным системам, существующим в компаниях.

Сеть «Звездный» работает на двух программных продуктах — «Кристалл» и S-MARKET. У «Кристалла», устраивавшего, как говорит Александр Райсих, только советскую торговлю, в современных условиях нет будущего. Поэтому руководство «Звездного» решило найти другое ПО.

Поиски оказались безрезультатными — руководители «Звездного» пришли к тому же выводу, что и Лев Ковпак: в Екатеринбурге не предлагаются современные решения для автоматизации торговых сетей. Поскольку «Звездный» много лет сотрудничал с компаний «ДатаКрат», решили внедрить разработанный «ДатаКратом» продукт S-MARKET. Уже после внедрения заказчик счел, что и его нельзя в полной мере назвать современным.

Лев Ковпак описывал историю сотрудничества с автоматизатором, горестно вздыхая через каждое слово: В свое время мы, как и наши коллеги из «Звездного», попались на удочку «ДатаКрата»: перешли с «Кристалла» на их самодельную программу S-MARKET. Планируя перевести на самообслуживание больше 60 магазинов, мы столкнулись с колоссальной проблемой при автоматизации. Со времен работы на «Кристалле» у нас остались алгоритмы ведения учета, которые теперь приходится применять в системе S-MARKET. Но «Кристалл» идеально подходил для учета лишь в одном магазине. Когда их много, возникает масса сложностей. В итоге сейчас мы работаем практически вслепую: можно сказать, что оперативного учета никакого нет. Честно говоря, не знаю, чем это все закончится. Дай-то бог, чтобы «Дата
Крат» выполнил взятые на себя обязательства.
По словам Льва Ковпака, внедрение системы S-MARKET продолжается уже полтора года и ход работ сдерживает нехватка специалистов в компании «ДатаКрат».

Из слов Светланы Сокотовой, директора сети «Алкомаркет «Магнум», состоящей из пяти магазинов (один — в Нижнем Тагиле), следовало, что сложности с автоматизацией торговых операций возникают и в случае гораздо меньшего, чем у «Кировского», числа магазинов в сети. С самого начала торговля в «Магнуме» была автоматизирована с помощью типового решения «Астор Торговая Сеть» на базе 1С. Систему приходилось дорабатывать в соответствии с требованиями заказчика еще тогда, когда она применялась в одном магазине. С открытием каждого нового филиала у «Магнума» возникало все больше вопросов к компании АСП, внедрявшей решение от «Астора». Хотя, утверждает г-жа Сокотова, типовое решение на базе 1С все-таки себя оправдывает: вместе с развитием сети «Магнум» намерен развивать и «Астор» и на другие программы переходить не планирует.

Поиск новой системы автоматизации может вообще оказаться бессмысленным — по словам Александра Киселева, руководителя отдела информационных технологий торговой сети «Купец», идеальных разработок не существует в принципе — у каждого продукта есть как достоинства, так и недостатки. Они могут не иметь значения для одной торговой сети, но стать критичными для другой. Будучи профессиональным специалистом в области IT, г-н Киселев изначально сформулировал несколько ключевых принципов построения информационной системы «Купца», позволившей развивать ее вместе с сетью: отказ от понятий «консолидация» и «синхронизация», единая база данных и централизованная схема сбора и обработки оперативной информации, близкая к он-лайну. Возможно, благодаря именно этому подходу, IT-директор «Купца» был, пожалуй, единственным представителем екатеринбургских торговых сетей, не предъявлявших местным поставщикам средств автоматизации серьезных претензий.

Не учите нас торговать. Лучше помогите информационно

В защиту сообщества автоматизаторов выступил Константин Новиков, директор отделения автоматической идентификации компании «ДатаКрат-Екатеринбург». По его словам, рынок информационных систем для розничной торговли развивался в нашем городе эволюционно. Компании, представленные на нем, по сути, его и формировали: Нам пришлось заново придумывать колесо, которое к тому моменту давно было изобретено в Европе и Америке.

Юрий Данилюк заметил по этому поводу, что к «изобретению колеса» российских автоматизаторов побуждала ограниченность бюджетов заказчиков. Как полагает г-н Данилюк, еще пять лет назад информационные системы от американской корпорации NCR, продвигаемые на уральском рынке одним из участников круглого стола — Владимиром Глуховым, директором компании «Интэлл-Вид», не могли рассматриваться большинством екатеринбургских заказчиков всерьез. А уж реальную альтернативу раскритикованному
S-MARKET зарубежные решения еще несколько лет точно не составляли.

Более того, утверждает Константин Новиков, на первоначальном этапе автоматизации заказчики вообще не ставили перед собой задачу выбрать конкретную IT-систему, дающую их фирмам конкурентные преимущества в будущем. Выбор решения подменялся выбором интегратора. Владельцы и управляющие магазинов обращались к тем IT-компаниям, кому больше доверяли, кто мог предложить решение, предполагающее определенную технологию торговых бизнес-процессов. Это неудивительно: собственных технологий и отлаженных бизнес-процессов у них зачастую не было. По словам г-на Новикова, автоматизаторы не учили ритейлеров продажам, они лишь помогали заказчику увидеть в IT новые возможности для своего бизнеса.

Такая ситуация сохраняется на рынке до сих пор. Для торговых компаний, еще не прошедших первичный этап автоматизации, предлагаемое в Екатеринбурге ПО и аппаратные средства подходят. Но сейчас появились ритейлеры, которые уже миновали период «информационного накопления капитала». Они регламентировали свои бизнес-процессы, внедряют современные торговые технологии. Вот им-то и требуются самые передовые информационные системы. При этом бюджеты на IT-системы даже лидеров рынка по-прежнему ограничены. Алексей Клевцов, руководитель департамента информационных технологий группы компаний «АСП», рассказал, что интегратор и разработчик — «Астор» — несколько раз обсуждали с руководством сети «Кировский» возможность внедрения системы «Астор Торговая Сеть». Вести проект брался сам разработчик. Но всякий раз потенциального заказчика не устраивала цена. Лев Ковпак на это заявил, что предложение «АСП» и «Астора» было отвергнуто по другой причине: «Кировский» насторожили сложности, возникающие при работе «Астора» в «Магнуме». В АСП просто не могли гарантировать устойчивость и надежность системы. Если они не могут справиться с несколькими магазинами «Магнума», то как же это может получиться с десятками магазинов «Кировского»? Цена важна, но нам нужны и гарантии бесперебойной работы, — пояснил Лев Ковпак. Алексей Клевцов в ответ рассказал о компаниях (правда, не екатеринбургских), в которых «Астор» управляет продажами в сетях с числом магазинов, сопоставимыми с «Кировским» — около 60.

Другую претензию ритейлеров — недостаточный функционал предлагаемых решений — автоматизаторы тоже ставят под сомнение. По словам Алексея Клевцова, на рынке есть интеграторы, вполне способные развивать внедренные ими системы, наделяя их новыми функциями. Представитель «АСП» рассказал, что в начале проекта с алкомаркетом «Магнум» вопросы, интересовавшие заказчика, принципиально отличались от его текущих потребностей. Тогда «Магнуму» требовалось запустить магазины и наладить в них учет. Сейчас это уже полноценная сеть, и ее управляющим необходимо, чтобы IT-система позволяла анализировать деятельность магазинов и генерировать различные виды управленческих отчетов. АСП, развиваясь вместе со своим клиентом, постепенно расширяет возможности информационной системы, дополняет ее необходимыми блоками. Только за счет такого эволюционного подхода к сотрудничеству, считает г-н Клевцов, можно разрешить возникающие между клиентом и поставщиком противоречия. Правда, при этом в идеологию «начального» софта должна быть заложена возможность развития функционала системы в зависимости от выбранной маркетинговой стратегии и формата магазинов.

С этой точки зрения альтернативу отечественному ПО для розничной торговли может и должно составить зарубежное. По мнению Владимира Глухова, гендиректора компании «Интэлл-ВиД», всем отечественным магазинам предстоит пройти те же этапы автоматизации, что уже давно миновали западные торговые сети. Ведь все концептуальные подходы к организации торговли, благодаря которым сохраняется конкурентоспособность, — западные. А раз так, то и информационные системы, с точки зрения г-на Глухова, следует выбирать зарубежные. Если применять современное ПО, призванное автоматизировать бизнес-процессы в рамках прогрессивных торговых концепций, с приходом западных сетей местные ритейлеры смогут сражаться с конкурентами их же оружием, — подчеркивает г-н Глухов.

«Интэлл-ВиД» уже предлагает екатеринбургским ритейлерам решение, которое, по словам гендиректора компании, позволяет управлять важнейшими элементами продаж: дисконтными системами, ценами, получать оперативную информацию о проданных товарах и формировать остатки. Это система MTX от американской корпорации NCR. Ее используют несколько крупных сетей в России. В Екатеринбурге MTX тоже применяется — в сети «Вузовский». Правда, г-н Глухов так и не ответил на вопрос, насколько успешен екатеринбургский опыт внедрения американской разработки. Но по числу вопросов директору «Интэлл-ВиД» от гостей круглого стола можно было судить о степени интереса ритейлеров к зарубежному ПО. В частности, гостей заинтересовало, какие каналы связи необходимы для обмена данными в системе MTX.
Г-н Глухов объяснил, что выделенные каналы не обязательны: касса может связаться с центром управления посредством модема и по коммутируемому каналу, обновив цены и передав информацию о проданном товаре.

Ax, Axapta…

Собравшиеся за круглым столом, хоть и представляли два оппозиционных лагеря, сошлись в главном: современное предприятие розничной торговли — это, прежде всего, потоки информации. А они делятся на несколько уровней. Соответственно, автоматизированная система управления розничной сетью тоже должна быть многоуровневой. Первый уровень управления — кассовое оборудование в розничных торговых залах. Второй — управление товарными потоками. Третий (и последующие) уровни — управление собственно сетью. Без первого и второго уровня движения информации эффективно работать с сетью нельзя.

С автоматизацией касс местные IT-компании справляются неплохо (по крайней мере, никто из ритейлеров не говорил о проблемах такого рода). С управлением товарными потоками и анализом деятельности сети дела обстоят гораздо хуже. А лидерам рынка нужны именно эти возможности. Лев Ковпак: Товарный ассортимент и количество операций растут, и мы понимаем, что для сохранения конкурентоспособности нам необходимо автоматизировать весь документооборот в сети, консолидировав потоки информации из разных подразделений.

Сейчас в «Кировском» изучают возможности ERP-систем для ритейла. По словам Александра Райсиха, дозрели до решений такого уровня и в «Звездном». Как и в «Кировском», в этой сети присматриваются к решению от Axapta. Но, как следовало из слов г-на Райсиха, интерес к ПО от Microsoft Business Solutions обусловлен, скорее, модой: слово Axapta у всех на слуху благодаря усилиям вендоров. Юрий Данилюк заметил, что Axapta нужна далеко не всем: скажем, использовать ее только для оперативного учета совершенно ни к чему. Кроме того, в отдельных случаях имеет смысл в одной сети применять несколько решений. Так, один из клиентов Verysell-6 автоматизировал кассовое оборудование и сбор данных в магазинах, внедрив «Астор», а для управления всей сетью использует Axaptа. Такой подход местных ритейлеров не вдохновил. Как следовало из их реплик, им привычнее работать с одним интегратором, который внедрит систему «под ключ», а затем будет ее обслуживать.

Впрочем, такого рода обобщения, звучавшие на круглом столе, сейчас воспринимаются как голое теоретизирование. Евгений Иванов, заместитель гендиректора компании «Оргтехника-Центр»: Один из наших клиентов в Уральском регионе потратил на ERP-систему $300 тыс. Решение оказалось неэффективным — практически сразу же проект заморозили на неопределенное время. А в это же время Игорь Иванович Ковпак потратил те же примерно деньги на очередной новый магазин. И эти затраты у него вернутся гораздо быстрей, чем если бы он занялся внедрением ERP. Из этого следует, что внедрять настоящие ERP-системы екатеринбургские сетевые ритейлеры начнут только после того, как скупят все оставшиеся вне сетей магазины. Правда, при этом время на выживание, отпущенное их российскими и западными конкурентами, сократится весьма существенно.

 

Автоматизация как она есть и как она должна быть

Алексей Клевцов, руководитель департамента информационных технологий группы компаний «АСП».

— Бытующий на Урале подход управляющих магазинами к внедрению IT-технологий состоит в следующем. В магазин должен прийти некто со стороны — неважно, автоматизатор или консультант. Он принесет с собой умную программу и возьмет на себя управление магазином. А директор будет следить за тем, что айтишник делает. Такого не бывает! Ни один автоматизатор в мире не возьмется управлять магазином вместо директора. Тем более, на этапе внедрения системы, когда в розничной сети может поменяться оргструктура и основные бизнес-процессы. Запуск системы управления сети невозможен без ритейлера в принципе, потому что на этом этапе он должен управлять изменениями в работе своего предприятия. Иными словами, если систему не будет внедрять команда (см. рис.1), состоящая из директора сети и автоматизатора, ничего не выйдет. Бухгалтерскую программу и ПО для кассы можно поставить без первого лица компании-заказчика. Ему достаточно только дать распоряжение. Внедрить управленческую систему для целой сети по такой же схеме — никогда! Если директор полагает, что ему достаточно скомандовать: «Внедрить систему за 2 месяца!», ему лучше вообще не браться за такой проект.

Кассовый остаток: что выяснилось на круглом столе

Юрий Данилюк, директор по продажам компании Verysell-6:

— Компания, которую я представлял на круглом столе, сейчас работает только с заказчиками московского региона. Но в ближайших планах Verysell-6 — выход на региональный рынок, работа в крупных российских городах. Живая и, на мой взгляд, продуктивная дискуссия, состоявшаяся на круглом столе, позволила мне познакомиться с текущим положением розничных сетей и торговых компаний Екатеринбурга.

Все ритейлеры Екатеринбурга используют автоматизированные системы оперативного учета. Не все ими довольны, и планы по их доработке существуют у многих присутствовавших. Следующим необходимым шагом на пути развития IT-систем своих компаний почти все назвали автоматизацию основных бизнес-процессов, но пока никто не сделал выбор в пользу того или иного продукта/решения.

Сегодня екатеринбургские ритейлеры внедряют в основном решения екатеринбургских же поставщиков информационных систем, но в то же время считают необходимым следить и за мировыми инновационными разработками. Так поступают и их московские коллеги, в желании не пропустить важного и полезного. В планах большинства руководителей торговых сетей, присутствовавших за круглым столом, в течение пары лет внедрить корпоративные информационные системы (класса ERP). Директора констатировали, что на текущий момент существующие IT-поставщики Екатеринбурга не могут предложить адекватных решений, отвечающих их задачам.

Важно, что нам удалось обсудить не только самые актуальные на текущий момент вопросы автоматизации, но и подходы к построению оптимальных бизнес-процессов и регламентов предприятия — услуги, которые, как правило, предоставляют внешние консультанты.

К сожалению, компании, присутствовавшие на мероприятии и уже имеющие опыт работы с внешними консультантами, рассказали о своем негативном отношении и недоверии к сервисам такого рода. По мнению собравшихся, консалтинговые проекты, проведенные на их предприятиях, не дали ожидаемого результата и были только бесполезной тратой драгоценного времени и средств.

Приходится признать: не все консультанты обладают необходимым опытом, и отрицательный опыт при общении с ними настраивает против любых поставщиков, даже самых компетентных и профессиональных. Наверное, мне не стоит оправдывать работу моих коллег, но для меня очевидно, что большинство современных информационных систем при внедрении все-таки требует проведения консультаций. При исключении этого этапа эффективность внедрения даже самого оптимального для конкретной компании решения может быть равна нулю. Именно поэтому я советую не отказываться от услуг консультантов. Возможно, просто стоит тщательней выбирать поставщиков услуг.

Участники круглого стола органично подошли к главной теме — поиску путей взаимопонимания между заказчиком и поставщиком информационных систем. Вопрос «Возможен ли компромисс между теми и другими?» — из серии «проклятых», примерно как и вопрос «Что делать?». Заказчики очень часто недовольны поставщиками, поставщики — заказчиками. На круглом столе мы постарались выявить критерии оценки партнера и ответить на вопрос — каким он должен быть.

Не так давно компания Verysell проводила опрос своих клиентов «Ваш критерий выбора IT-консультанта». Результаты, полученные в ходе этого опроса и круглого стола «Автоматизация розничной сети — как основной фактор ее развития», были очень похожи.

 

1Круглый стол проходил в рамках конференции «Т+Т: Применение современных технологий для эффективного управления предприятием торговли».

2Verysell-6 — поставщик консалтинговых услуг и IT-решений для дистрибуторских и торговых сетей.

 

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • От 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие УралаОт 10 до 70: яркие истории компаний-юбиляров, которые внесли свой вклад в развитие Урала
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.