Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Рекруитмент по-русски:“Побольше и подешевле!”

Рынок услуг по подбору персонала существует на Урале с начала 90-х годов. Пройдя бурный этап своего становления, связанный с продвижением иностранных компаний в регионе, нуждающихся в квалифициро

Рынок услуг по подбору персонала существует на Урале с начала 90-х годов. Пройдя бурный этап своего становления, связанный с продвижением иностранных компаний в регионе, нуждающихся в квалифицированных местных кадрах, и этап затишья после августа прошлого года, рекрутинговые услуги вновь становятся популярны.

Наталья Плотинская,

агентство «Стаф-про», тел. 55-67-16

Развивающиеся российские фирмы обнаруживают, что
число знакомых и родственников заметно поубавилось.
У некоторых — свои проекты, некоторые уже неплохо устроились. Подавая объявление о вакансии в газету, фирма рискует захлебнуться в потоке безработных и далеко не всегда нужных людей. Поэтому возможность решить кадровые проблемы, обратившись в рекрутинговое агентство, привлекает внимание руководителей, ценящих свое время и отдающих предпочтение профессиональной деятельности в любой отрасли.

Однако, взяв в руки справочник и начав обзванивать многочисленные фирмы, предлагающие услуги по подбору персонала, потенциальный работодатель первым делом сталкивается с тем, что за одну и ту же услугу в разных агентствах с него просят различные (от «бесплатно» до 12-14 тыс.) суммы, обещают прислать кандидатов через разное время (от «завтра» до 1 месяца), с наличием или отсутствием предоплаты.

Желание получить результат в лице нужного сотрудника и безразличие к «способам» его появления (тем более, что у большинства агентств отсутствует предоплата) приводит к тому, что работодатель отдает заказ либо сразу в несколько мест, либо действует по принципу «где подешевле».

На самом деле, если бы работодатель более тщательно проанализировал свои потребности, то выяснилось бы, что они значительно шире и включают в себя:

1. экономию времени (не хочу, чтобы меня отвлекал от основной работы большой поток людей);

2. желание избежать лишних затрат (не хочу тратить деньги на рекламу в СМИ, тем более что нет гарантии прихода нужного мне человека по объявлению);

3. желание избежать текучести кадров (хочу, чтобы человек, проработав 2 недели, не ушел или не был уволен);

4. новый сотрудник должен приносить прибыль;

5. не должно быть утечки конфиденциальной информации и т.д.

В отличие от покупки товаров бытового назначения (холодильник, телевизор и т.п.), где функциональные характеристики более-менее известны заранее, последствия «приобретения» нового работника всегда несут в себе неопределенность. И если по некоторым неключевым позициям факт нахождения нужного кандидата аналогичен лоторее, то «качество» данного сотрудника, проявляющееся в его непосредственной деятельности, напрямую зависит от соблюдения агентством технологии поиска.

От этой же технологии зависит и удовлетворение потребностей Клиента, часто после обращения в агентство сталкивающегося с большим количеством резюме неподходящих кандидатов и вынужденного самому проводить бесконечные интервью.

Технология

В чем смысл деятельности по подбору персонала как деятельности профессиональной?

Прежде всего, необходимо выделить несколько этапов работы консультанта-рекруитера.

1. Описание позиции.

Кто конкретно нужен фирме? Если при развитой корпоративной культуре, разработанных должностных инструкциях это не составляет особой сложности, то в неопределенной ситуации («нужен человек, который будет заниматься маркетингом») работа рекруитера превращается в настоящий (и обычно — бесплатный) консалтинг на тему: а кто же действительно нужен?

Для того чтобы картина требований к искомому специалисту была более ясна, необходимо определиться в следующих вопросах:

а) какая задача будет решена при приеме данного специалиста;

б) каково его место в структуре фирмы (отношения управления и подчинения);

в) что он будет делать в течение рабочего дня;

г) сколько он будет получать и в какой форме (т.н. «компенсаторный» пакет-оклад, премия или процент, медицинская страховка, оплата детского сада и т.п.);

д) история самой позиции: либо это новая вакансия, связанная с развитием фирмы, либо человек приходит на освободившееся по каким-либо причинам место. Это необходимо, чтобы будущий сотрудник лучше понимал поставленные перед ним задачи и корпоративную культуру фирмы-заказчика.

2. Требования к кандидату

В формулировке требований можно проследить 3 составляющие:

1) требования, предъявляемые к опыту и образованию, обоснованные самой позицией (например, главный бухгалтер должен не только обладать специальными знаниями, но и иметь опыт составления баланса в т.ч.);

2) требования, предъявляемые к возрасту и полу.

Законодательством подобная дискриминация в должной мере не запрещена, поэтому звучит постоянно: 25-35 лет, до 30, только мужчина и т.п. Эта проблема, которая ещё ждет своего цивилизованного решения. Возможно, есть какие-то ограничения по физическим показателям (если это связано с физическим трудом) для тех или иных позиций. Но стереотип «нам нужны молодые и умные», а не «старые и трудно обучаемые» очень плохо преодолевается. И есть много примеров, когда эффективность работы зависит не от возраста, а от личных качеств кандидата;

3) требования, предъявляемые к психологическим качествам кандидатов. На самом деле, это, как ни странно, иногда самый важный пункт требований. Понять, какой человек, какая личность нужны именно данному работодателю — уже удача. Посредством таких «психологических» нюансов улавливается культура заказчика, личностные предпочтения лица, принимающего решения о найме. Вспоминается случай из давней практики, когда главный бухгалтер искала себе заместителя. Хотя объем профессиональных требований был очень велик, агентству удалось найти подобных кандидатов, однако первое собеседование не принесло желаемых результатов — никто не был принят. Проанализировав возможные причины неудачи, агентство представило милую девушку с бухгалтерскими курсами и хорошими навыками печати на компьютере, которая была принята после 15-минутной беседы. Почему? А потому, что главным неявным критерием при отборе явились отнюдь не профессиональные качества, а психологическая совместимость «сильной» личности главного бухгалтера, не терпящего соперничества, с личностью рядового исполнителя.

3. Следующий этап работы консультанта после заполнения требований — анализ и типология заказа. В последнее время это является насущной необходимостью для агентств, работающих без предоплаты, поскольку, убив месяц на поиск финансового директора с определенным опытом работы, можно вдруг обнаружить, что специалисты такого уровня просто не пойдут за небольшие деньги на завод в область. Им достаточно работы и в Екатеринбурге.

Необходимо проанализировать также на самом раннем этапе работы, не является ли обращение в рекрутинговое агентство методом бесплатного сбора маркетинговой информации. Так, московская фирма одним из условий собеседования с потенциальными кандидатами выдвинула составление бизнес-плана по продвижению на рынке определенной продукции. После подобного «сбора» информации планы у компании «резко» изменились, и она предпочла не брать представителя, а работать через компанию-дистрибьютора.

Поиск

Эта часть работы является основной, потому что в случае успеха агентство получает гонорар. На наш взгляд, можно провести типологию работающих на местном рынке агентств по методам, использующимся в поиске, и величине гонораров.

1. Московские и иностранные рекрутинговые агентства, занимающиеся поиском т.н. executives (т.е. ключевые позиции на фирме). Как правило, работают с крупными иностранными клиентами. Обязательная предоплата 30%, величина гонораров достигает $ 20 тыс. и выше (за одного человека, господа). В данном случае, безусловно, вся технология подбора соблюдается полностью (что включает в себя и составление карты поиска, и характеристику требуемого сотрудника, учитывающую все нюансы, и сам поиск, большей частью прямой (т.е. использующий все источники: обзвон аналогичных фирм, курсов повышения квалификации, поиск на специализированных выставках и т.п.). Обязательно присутствует проверка рекомендаций (как профессиональных, так и личностных), гарантии, а также соблюдение моральных норм — не заниматься поиском среди персонала Клиента.

2. Агентства по подбору персонала, действующие на местном рынке и работающие после 17 августа, преимущественно с российскими компаниями.

Эти агентства также стараются соблюдать полную технологию (вплоть до проверки рекомендаций и гарантий), однако в связи с реалиями рынка и необходимостью завоевания местного Заказчика вынуждены снижать цены: от 25% среднегодового дохода специалиста (что, на самом деле, в условиях нашей экономики невозможно заранее сосчитать) до уровня 2-3 окладов. Эти цифры не соответствуют затраченной работе по поиску квалифицированных специалистов, а скорее характеризуют нижний предел выживаемости агентств.

Нельзя сказать, что у этих агентств сейчас много заказчиков, однако процент выполняемости заказа и «приживаемости» специалиста в новом коллективе значительно выше (предоставляется 3-5 резюме, редко — больше, поскольку всю работу по поиску и отбору ведет агентство).

3. Так называемые «кадровые агентства».

Существует ещё один термин: агентства отбора. Они, безусловно, имеют свое право на существование в условиях повышенной безработицы.

Если вы уверены, что, поместив объявление в газету, вы сможете отобрать нужного вам кандидата из числа пришедших людей, то можете доверить эти функции кадровому агентству. Определенный процент успеха у этой лотереи есть. Уровень гонорара данных агентств — 1 оклад (резюме предоставляется обычно 10-20).

4. Агентства по трудоустройству.

Для работодателей — бесплатно. Та же система работы, что и у кадровых агентств, только более низкое качество: меньше процент попадания, поскольку уровень квалификации людей, обращающихся в агентство по трудоустройству и платящих за это деньги, — ниже (число резюме не ограничено).

Оптимальное сотрудничество работодателя с агентством характеризуется минимальными затратами времени (только на интервью с несколькими кандидатами) и положительным результатом, который заключается не только в нахождении нужного человека, но и «длительностью» и «результативностью» его работы в компании.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.