Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Игры в «девяток яиц», «два товара по цене одного» ведут в тупик»: Ричард Стевенс, Amway

«Мы верим, что никто — ни со стороны России, ни со стороны Штатов — не скажет: вы американская компания, сворачивайте бизнес и уходите отсюда. Это не выгодно ни одной, ни другой стороне».

Ричард Стевенс пришел в Amway в 2008 г. — как раз в период кризиса. Но компания экономического спада не заметила: в то время она переживала фазу бурного роста, вспоминает он.  На продажах Amway, на росте объемов мало сказывалось то, что творилось вокруг.

Мы слышали со всех сторон «кризис, кризис», и просто продолжали делать свое дело. Кризис 2014 года мы уже ощутили. Хотя я не уверен, что это можно назвать кризисом: то, что случилось тогда, продолжается и сейчас. Это новая экономическая реальность, в которой все мы — и бизнесмены, и потребители — сегодня существуем и понемногу к ней адаптируемся. Бизнес в этих условиях стал менее предсказуем. Если семь лет назад ты точно знал, к чему приведет тот или иной шаг, сегодня такой уверенности нет. Это, конечно, сложно, но с другой стороны — это заставляет активнее искать новые решения, чтобы оставаться на плаву, — говорит г-н Стевенс.

И добавляет: потребитель тоже значительно изменился — люди стали более избирательными и требовательными. И это тоже влияет на бизнес: нужно внедрять новые подходы и продукты.

ДОСЬЕ DK.RU

 
Ричард Стевенс, генеральный директор Amway в России.
Родился в 1968 г. в Голландии. Окончил Высшую школу экономики в г. Энсхеде (Голландия), факультет международного маркетинга со специализацией по Восточной Европе. В 1991 г. прошел профессиональную подготовку в Московском государственном университете управления. С 1995 г. постоянно живет в России. 1996-1998 гг. — коммерческий директор ЗАО «Чака» (дочерняя компания голландского агропромышленного холдинга Granaria Foods Group); 1998 г. — руководитель рекламного агентства Promotion Service; 1999-2005 гг. — региональный менеджер по работе с ключевыми клиентами, а затем директор по развитию Cadbury Russia (Dirol Cadbury Russia); 2005 г. — генеральный директор ООО LEGO (Россия); 2006-2008 гг. — директор региональной сети «Русфинанс Банка»; 2008-н.в. — генеральный директор ООО «Амвэй» (российский филиал Amway Corp.).
 

Что сделали вы и насколько удачно получилось?

— Пять лет назад, когда рубль зашатался, мы, как и многие, наверное, поспешили поднять цены — надо было компенсировать убытки. Повысили сразу по всем группам товаров и весьма существенно — на 15%. В тот момент это решение казалось нам верным. С одной стороны, так и было: обороты компании остались на прежнем уровне. Но при этом количество покупателей сократилось.

Чтобы привлечь новых людей, мы ушли в скидки. И не мы одни: если посмотреть на те категории, где представлены наши товары — красота, здоровье, товары для дома — легко заметить, что производители этим инструментом пользуются очень активно. В нашей компании доля промоушн дошла до каких-то глобальных показателей: в 2017 году иногда были месяцы, в течение которых до 40% товара уходило по акции. Одновременно мы запустили несколько продуктовых линеек, которые были более доступны для покупателей. Вывели на рынок дополнительные продукты в рамках уже существующих линеек — губки для посуды, ватные диски для макияжа и новые бренды: Artistry Essential и G&H Baby.

Как такая акционная политика сказывается на финансовых показателях компании?

— Неплохо: после падения в 2015 и 2016 годах, в 2017-м ситуация стабилизировалась. Хотя, думаю, причина не только в наших маркетинговых решениях, но и в том, что потребители, как и бизнес, поняли: это новая экономическая реальность, надо к ней приспосабливаться.

Однако не все решается финансовыми показателями. В какой-то момент мы поняли, что эта дорога ведет в тупик. Можно сколько угодно играть в такие игры, предлагая «девяток яиц», «два товара по цене одного». Да, мы ничего не теряем, даже потихоньку наращиваем обороты. Но у потребителя размывается понятие бренда, нет знака равенства между качеством и торговой маркой, маркой что постоянно продается по акции.

В 2018 году товарооборот Amway в России и Казахстане составил 15,7 млрд руб.

 
Это столько же, сколько было годом ранее.
Россия входит в ТОП-10 ключевых рынков компании, наряду с Китаем, США, Южной Кореей, Тайванем и др. В общей доле продаж за прошлый год наша страна находится на седьмом месте.
Глобальные продажи Amway в 2018 году составили $8,8 млрд. За год компания прибавила 2%.
 

Что же еще может привлечь потребителя, доходы которого, если верить Росстату, постоянно снижаются?

— Мы изменили стратегию. Во-первых, отказались от повышения цен: за последние два года стоимость товаров практически не увеличилась. Средний рост цен на начало 2019 года составил всего 1,5-2%. Это вдвое меньше инфляции, так что это даже удорожанием не назовешь. Во-вторых, снизили долю акций и акционных товаров: сегодня доля промо в продажах 15% — считаю, что это оптимальная цифра для нашего бизнеса. Но главными стали не эти изменения. Что важно для покупателя, когда он принимает решение вернуться за товаром?

Эмоции?

— По-английски это называется красивым словом experience — опыт, который человек получает, взаимодействуя с брендом. Мы стали думать в этом направлении. Пересмотрели формат наших магазинов. Если раньше это были обычные торговые точки — выкладка на стеллажах, корзины, кассы, то теперь это некое место, где можно взаимодействовать с продуктами и другими людьми. Первый подобный магазин запустили в Нижнем Новгороде — сделали там зону кафе, поставили глубокие уютные кресла. И это, кстати, тоже оказалось ошибкой: мы-то хотели создать зону, где дистрибьютор мог в спокойной обстановке поговорить с потенциальным клиентом, рассказать о товаре. Но в итоге получилось, что наше кафе стали использовать все, кому не лень в качестве выездного офиса: приходили на целый день с ноутбуком, делали что-то, абсолютно не связанное с нашим бизнесом.

«Игры в «девяток яиц», «два товара по цене одного» ведут в тупик»: Ричард Стевенс, Amway 1

Так выглядел магазин в Екатеринбурге до обновления.

В Екатеринбурге — здесь магазин мы обновили  несколько месяцев назад — мы эти ошибки учли: кафе тут есть, но никаких мягких кресел. Посидеть обсудить вопросы можно, а вот засиживаться — уже неудобно. Сделали зону для ворк-шопов, переговорку.

«Игры в «девяток яиц», «два товара по цене одного» ведут в тупик»: Ричард Стевенс, Amway 2

Сейчас розничная точка Amway выглядит совсем по-другому.

Следующим пунктом стало улучшение ИТ-сервиса. Сейчас интернет — едва ли не основной канал продаж для многих компани. Тут можно купить все — от билетов на самолет или концерт до продуктов. Для нас интренет также становится все более важным каналом.  Мы отладили свою систему, чтобы было удобно и доступно человеку даже с небольшим опытом владения компьютером. Все-таки нашей философией были и остаются прямые продажи.

Как вписывают в эту концепцию розничные магазины?

— У нас не совсем обычная розница. Человеку, который зашел с улицы и захотел приобрести наш товар, все равно придется заключить соглашение о дистрибуции. Другое дело, что никто его не обязывает закупать сотни наименований и распространять их. Это просто один из способов взаимодействия. Да, он неплохо себя показывает — скажем, в Екатеринбурге и Свердловской области на розничную точку приходится треть от всех продаж региона. Но 2/3 — это все равно продажи face to face.

Хотя в последнее время меняются и они. Я уже сказал о возрастающем значении онлайн-бизнеса: сегодня 60% всех заказов размещаются через Сеть, и показатель увеличивается с каждым годом. Кроме того, наши партнеры все больше используют социальные медиа для привлечения новых клиентов, рекомендации наших продуктов и т. д. Это удобно: прислать ролик, который рассказывает о товаре, гораздо легче, чем самому подбирать слова. При нашей системе дистрибуции товара продавцом может быть любой — и человек с тремя высшими образованиями, и тот, кто не смог по каким-то причинам получить даже среднее профессиональное. Но, наверное, первому подбирать слова проще, чем второму. И соцсети тут очень помогают: писать всегда проще, чем говорить.

Раньше амвэевцы ходили по офисам, теперь стучатся в соцсети… «Наша продукция самая экологичная, самая экономичная, самая офигительная»…

— Стереотип о назойливости дистрибьюторов изжить очень трудно. Хотя мы — я имею в виду не только Amway, а все компании, работающие по схеме прямых продаж — усиленно над этим трудимся. Я время от времени читаю исследования российской Ассоциации прямых продаж. Там есть вопрос о барьерах, которые не дают людям покупать через этот канал. Ответ номер один: дистрибьютор слишком назойлив. Но у меня впечатление, что это очень утрированно.

«Игры в «девяток яиц», «два товара по цене одного» ведут в тупик»: Ричард Стевенс, Amway 3

Возьмем традиционный розничный бизнес. Если вы зайдете в любой специализированный магазин, торгующий, скажем, бытовой техникой, к вам тут же подойдет консультант и начнет навязывать товар или же предлагать дополнительные услуги. А сколько вы получаете в день звонков и sms от банков: «вам предварительно одобрили кредит»?! То же и с любым интернет-магазином, где вы что-то хоть раз заказали: сразу начинает сыпаться куча предложений. Но вы не говорите о них: «зазомбированные продавцы». Почему же в случае с розницей это воспринимается как норма, а в прямых продажах — давление?!

К брендам, продающимся через традиционные каналы, как правило больше доверия. Дистрибьюторы могут невесть что наговорить, а на деле — такой же товар по завышенной цене.

— Задача любой компании, работающей через канал прямых продаж, таким образом выстроить обучение персонала, чтобы не допустить искажения марки. Мы много инвестируем в это направление, но приток людей большой, охватить всех сразу просто нет возможности. Хотя тех, кто намерен действительно строить бизнес с нами, мы в течение 30-60 дней с подписания контракта стараемся обучить, проводим тренинги и семинары.

— У ваших дистрибьюторов есть запрет на другие марки, которые продаются по такой же схеме — Mary Kay, Avon?

— Запрета нет. Но, как правило, через какое-то время дистрибьютор сосредотачивается на одной торговой марке — слишком энергозатратно работать на все, да и шансов на успех больше, когда фокусируешься на одной торговой марке.

А если дистрибьютор выкупил товар и поставил его на полках в своих розничных точках где-то, скажем, в Тавде или Таборах. Это нарушение контракта?

— Конечно. Мы стараемся отслеживать такие вещи и пресекать. В оффлайн это получается не очень: получить информацию о такой точке сложно, доехать до этих, как вы сказали, Таборов — еще сложнее.

Ну и в принципе прямые продажи означают прямой контакт между клиентом и продавцом. Это еще один путь к рынку, отличающийся от традиционной розничной торговли. Мы всегда будем оставаться лояльными к методу прямых продаж. Это наша уникальность, и наши партнёры — наш самый большой актив.

В онлайне, судя по вашим словам, тоже приходиться вести борьбу?

— И еще какую! Есть немало сайтов, которые торгуют нашим товаром. Есть торговые онлайн-площадки, типа Avito или Ebay — там тоже постоянно приходится бороться с незаконным использованием наших товарных знаков. В интернете это проще: мы посылаем письмо владельцам сайта, если нет ответа, идем с суд. Ну а по решению суда провайдер просто блокирует сайт.

С оффлайном так не сделать. Приходится придумывать схемы мотивации дистрибьюторов таким образом, чтобы им было выгоднее работать с нами, привлекать других, а не просто торговать как розничная точка. И обучение принципам прямых продаж также является одним из наших приоритетов.

Такая ситуация характерна только для России?

— В той или иной степени эта проблема существует во многих странах, и везде мы стараемся бороться с ней всеми имеющимися в нашем распоряжении средствами.

В России, насколько я знаю, ведущий сегмент вашей продукции — товары для дома. А как в других странах?

— Бытовая химия и товары для дома здесь, действительно, занимают более трети всех продаж. Примерно так же обстоят дела на украинском, казахстанском, турецком рынках, в некоторых странах Латинской Америки. Однако в Европе, США и Азии этот сегмент не дает и 10% в продажах. Там превалирующие позиции у товаров сегмента «красота» и «здоровье» — косметика, уходовые средства, витамины и пищевые добавки. Если говорить о глобальных планах, мы будем постепенно двигаться в этом направлении.

А сейчас вообще можно говорить о глобальных планах американской компании на российском рынке? Санкции не мешают?

— Нельзя сказать, что мы не чувствуем напряженности. Но именно на нашем бизнесе санкции не сказываются. Вернее, сказываются в опосредованной форме: существующее сейчас экономическое положение — это же следствие санкций в том числе. Мы верим, что никто — ни со стороны России, ни со стороны Штатов — не скажет: вы американская компания, сворачивайте бизнес и уходите отсюда. Это не выгодно ни одной, ни другой стороне.

В эти неопределенные времена становиться сложнее планировать на долгосрочную перспективу. Скажем, были мысли запустить собственное производство в России. Локализация — очень удачный шаг на таком рынке, где национальная валюта нестабильна. У нас несколько линеек, которые мы производим в России — XS и G&H Baby. Но это не собственно наши мощности — мы размещаем заказы у третьих лиц. Собственное производство — другое дело. Мы постоянно ведем диалог с нашим руководством за океаном об этом. Однако пока, с краткосрочной перспективе, рассчитывать на завод не приходится.

Российские власти говорят, что санкции подстегнули местных производителей создавать свои товары, а не заниматься перепродажей западных брендов. Вы чувствуете конкуренцию от предприятий-импортозаместителей?

— В нашем случае можно говорить о конкуренции в двух сферах. Первая — канал продаж. По такой же схеме, что и мы, работают десятки других компаний, в том числе российских. И, конечно, есть успешные примеры — скажем, Фаберлик. Да, мы видим в них наших конкурентов. Но одновременно это и наши сотоварищи — именно в плане развития самого сегмента прямых продаж. Я радуюсь успехам других компаний, работающих по тем же схемам, учусь у них, если есть чему. Это в конечном счете положительно сказывается на рынке. 

Вторая сфера — продуктовая. Наша косметика больше конкурирует с западными брендами, нутрилайт — с азиатскими компаниями. Хотя в России есть крупный игрок на рынке пищевых добавок и витаминов, которого мы считаем своим конкурентом, — это «Эвалар». Они — один из самых крупных игроков на рынке, и у них есть всякие интересные вещи в плане продуктов. Скажу по секрету, до того, как я начал работать в Amway, я сам принимал продукты «Эвалар» — витаминные комплексы в первую очередь. Но сейчас у меня только Amway: и в ванной, и в постирочной, и на кухне.

А какие-то региональные бренды можете считать конкурентами?

— Наверное, есть те, кто стоит с нами на одной планке. Мне всегда интересно ездить по регионам, смотреть на локальные бренды. Они могут быть не представлены на федеральном уровне, однако на местах играют значительную роль. Это касается и ритейла. И других каких-то отраслей — не только тех, где мы работаем. В Екатеринбурге, например, есть «Кировский». И меня всегда удивляло, почему они до сих пор не продались каким-то крупным сетям. Живут себе, и, похоже, вполне неплохо.

Есть сложности в том, чтобы конкурировать с привычными для региона брендами — потребитель к ним приучен. Надо находить какие-то ходы, которые заставят людей обратить внимание на другую продукцию. Но, думаю, наш бренд уже тоже можно считать привычным — мы столько лет в России. В этом году мы видим, что потребители снова стали интересоваться нашей продукцией как пять лет назад: люди адаптировались, перераспределили бюджет так, чтобы не отказывать себе в привычных вещах. Конечно, и какие-то наши шаги сработали. Это и об улучшении ИТ-платформы, и об изменениях сервиса, и о каких-то новых продуктах. Например, мы запустили серию декоративной косметики, и она продается гораздо лучше, чем ожидалось. 

Ранее в своей колонке на DK.RU Ричард Стевенс рассказывал о том, как ритейлеры по всему миру подсадили покупателей на скидки и получится ли снять их с этой иглы.

«Игры в «девяток яиц», «два товара по цене одного» ведут в тупик»: Ричард Стевенс, Amway 4

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.