Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Роботакси на улицах Москвы: когда ждать беспилотное будущее?

Из фантастических романов термин «роботакси» переместился в реальный мир. Возможность протестировать автомобиль без водителя уже есть у жителей Питсбурга и Сингапура, когда ждать остальным?

Компания Uber, которая 14 сентября запустила первые роботакси в Питтсбурге, призвала лояльных пользователей воспользоваться услугами таких авто, чтобы убедиться, что поездки совершаются корректно, безопасно и удобно для пассажиров. Пока в роботакси есть и настоящий водитель (он же – разработчик) — в экстренном случае он может перехватить управление у автопилота.

Разработчики наблюдают, как ведет себя система автопилотирования, a также за тем, как реагируют люди – пассажиры, велосипедисты, другие водители, пешеходы. Опросы показали, что  уровень тревожности у обычных граждан довольно высок, в то время как предприниматели смотрят на рынок беспилотного транспорта оптимистично. В течение ближайших 10-15 лет ожидается его бурное развитие.

Несомненные плюсы

Одно из явных преимуществ роботакси – это его абсолютная законопослушность. Машина никого не обгоняет, не пересекает двойную сплошную, не игнорирует светофоры. Кроме того, машина может использоваться круглосуточно, с экономией на оплате труда водителя (включая медстраховку, пенсию, отпуск и проч.). Автопилот не заснет, не будет отвлекаться, не захочет полихачить и уж тем более он выключен из коррупционных схем.

Питсбург стал одним из мест, где решили тестировать роботакси, именно потому, что дороги там далеки от идеальных. Тем временем в Москве власти уже всерьез рассматривают варианты создания роботаксопарка — с «Яндекс.Такси», Uber или кем-то еще, кто будет достаточно активным и быстрым, чтобы запрыгнуть на этот поезд в будущее.

Любопытно и то, что сейчас «Яндекс» разрабатывает беспилотный автобус. Возможно, это будет очень перспективно для мегаполисов, даже перспективнее роботакси, ведь для общественного транспорта уже существуют выделенные полосы и определены маршруты - все более или менее жестко регламентировано и в меньшей степени подвержено случайностям.

Несколько весомых НО

Мировой рынок роботов в 2015 году, пишет Forbes, достиг почти $25 млрд, подсчитали в Research and Markets. Он будет расти каждый год на 4% и к 2021 году пройдет отметку в $31,5 млрд. Но все же повсеместное внедрение  беспилотных автомобильных решений совершенно точно растянется на долгие годы. Почему робомобили массово не появятся, скажем, на улицах Москвы в ближайшие пять-семь лет?  

Одно дело — снять красивый ролик для YouTube, совсем другое — реальность. В ней основные проблемы роботов — ориентирование в пространстве, преодоление препятствий,  надежность всех систем — все еще не решены. Лучшие команды инженеров и программистов бьются над банальными, как может показаться непросвещенному обывателю, задачами.

Чтобы попасть из точки «А» в точку «Б», робот должен «видеть» — точно понимать, где он находится. Для этого сегодня используются GPS-навигация, локаторы, датчики, камеры, контрольные линии и прочее. Систему не должен «слепить» солнечный свет, ей не должны мешать дождь, туман или плохая видимость. Увы, на сегодняшний день навигация, компьютерное зрение и распознавание объектов далеки от совершенства. Но еще дальше — принятие со стороны общества и законодательное регулирование беспилотников в городах.

Этой весной произошла первая смертельная авария с участием робокара. К ней было привлечено огромное внимание прессы, общественников и властей США. В инциденте с автопилотируемой Tesla Model S погиб водитель. Как сообщали СМИ, сбой случился как раз в системе распознавания объектов — в первых публикациях предполагалось, что радар Tesla не смог распознать белый грузовик в лучах яркого весеннего солнца. Позже компания объяснила, что виноват был не автопилот, а система торможения. Tesla и так испытывает давление со стороны критиков, поэтому отстоять автопилот было крайне важно.

Впрочем, со временем и с развитием технологий робомобили все-таки сделают дороги более безопасными. Boston Consulting Group, например, прогнозирует, что беспилотные авто помогут снизить аварийность на дорогах аж на 90%. Беспилотные такси, в которые со временем пересядут если не все, то многие, решат много проблем современных городов, в частности — пробки. Вот только случится это явно не завтра.

Нужно не забывать и о регуляторе, государстве, которое будет касаться каждого этапа внедрения роботов в жизнь. В настоящее время не завершены даже споры о том, что следует считать роботом с точки зрения права. Как регулировать деятельность роботов? Кто должен отвечать за ошибки в случаях, когда что-то пошло не так и пострадали люди? Эти моменты только начали обсуждаться на государственном уровне — в нескольких странах, в том числе, в России и США.

По материалам «ПОнедельник», Forbes

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.