Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Роман Сергеев, Code de Vino: «Инвестор дал денег и сказал: «Главное — сделайте красиво!»

«Не понимаю людей, делающих бизнес ради прибыли». Уникальная и одновременно очень типичная история успеха в бизнесе совершенно неделового человека, который был вынужден измениться ради своей компании.

В 2014 г. Роман Сергеев с коллегами решили открыть в Екатеринбурге свое дело на алкогольном рынке. Они были уверены, что знают, как создать действительно крутой проект, тем более что на последнем месте работы сложилась сплоченая команда и быстро нашелся понимающий специфику бизнеса инвестор. Но три года тяжелого труда показали, как нелегко бывает в бизнесе настоящим романтикам. 
 
К весне 2017 г. небольшая компания Code de Vino пережила несколько трансформаций, стала прибыльной и пришла к своему уникальному формату, которым его создатель очень гордится. Это история о предпринимателе, который не любит считать деньги, но умеет создавать ценности. 
 
Как вы пришли в винный бизнес? 
 
— Началом моей профессиональной карьеры можно считать приход на работу в винотеку «Терруар», где, собственно, и сформировалась наша команда. Это было первое место в Екатеринбурге, которое можно было назвать полноценной винотекой. До этого я работал в сети «Магнум», в которой тоже были винотеки, но все-таки это проекты совсем другого рода, не самостоятельные, а действующие при розничном магазине. На самостоятельную винотеку накладывается немалая ответственность и масса организационных и логистических вопросов, а при магазине  все это решается «вовне». Сотрудникам остается преимущественно творческий процесс. 
 
Время в «Терруаре» стало отличной профессиональной школой, в 2010-2013 годах  экономика страны была на подъеме, у людей появились деньги и они были готовы их тратить. У нас была возможность проводить интересные дегустации, привозить редкие и дорогие вина, работать с хорошим ассортиментом. Это было фановое время, когда можно было наслаждаться своей профессией.  
 
Зачем же вы намеренно прекратили этот фан? 
 
 В «Терруаре» сформировалась команда, которая одинаково смотрела на то, что происходит в организации. А в ней за три года сменилось пять директоров, приходили люди с других рынков, которые приносили решения, не особо подходящие для нашего. Мы видели, что уже не можем ни на что повлиять, а собственнику было по большому счету не принципиально, что происходит. 
 
При этом я до сих пор уверен, что тогда это был лучший проект на рынке, и нам очень хотелось развить его потенциал, сделать все реально круто. Хотелось исправить ошибки. 
 
Например, какие? 
 
 Я до сих пор считаю, что руководство не до конца понимало, что люди — и есть главная ценность такого бизнеса. Может быть, я скажу странную мысль для человека, торгующего вином, и довольно банальную, но главная ценность нашего бизнеса — люди, а не содержимое бутылок. 
 
В нашей сфере продажи имеют уникальную специфику, создается особая система отношений «сомелье — гость». В столичных ресторанах или винотеках работают, что называется, «на потоке», гости приходят и уходят, и ты их больше никогда не увидишь. А у нас на рынке ты работаешь с постоянно возвращающейся аудиторией. Сомелье и кавист в такой ситуации  это как священник или адвокат, это очень личное. Кроме того, огромное значение имеет формат бизнеса, его позиционирование в голове клиента. В Терруаре мы занимались в основном продажей вина, мы видели, как наши гости его покупают, но при этом идут пить его в ресторан. Нужно было искать новый формат, который бы позволил предоставить клиенту нечто большее и расширить саму аудиторию бизнеса. 
 
Именно общее понимание ошибок и желание их исправить, подтолкнули нас с коллегами к созданию своего проекта. Решение, конечно, было неоднозначным, и меня, и их звали работать в другие компании, звали в Москву, но такого предложения, которые бы нас покорило и по содержанию (были предложения сделать «то же самое, как уже есть» без «изюминки»), и по условиям не нашлось. Поэтому все-таки приняли решение открываться сами.
 
Откуда взяли средства для запуска Code de Vino? 
 
 Нашелся инвестор из числа постоянных клиентов, который был готов сразу вложиться в наш проект.  И это снова доказало мне, что главное в моей работе  построение отношений. Человек не один год ходил к нам покупать вино, ему стало интересно, как все работает, ему нравилась сама идея, он совпадал с командой по ценностям. 
 
Поэтому с точки зрения старта мы оказались в довольно хороших условиях: человек, который давал денег, так же, как и мы, понимал, что винотека  это всегда больше про красоту, чем про «денежный поток». Поэтому когда в 2014 г. все начиналось, нам сказали: «Сделайте красиво!». Но я хочу подчеркнуть, что мы не стали черной дырой для денег инвестора. С момента получения стартового капитала инвестор ни рубля больше не вкладывал в проект, и примерно через 2,5 года мы стали приносить прибыль и возвращать инвестиции.  
 
Когда запускались, наверняка допускали какие-то ошибки. То, что задним числом хотелось бы изменить.
 
 Какого-то специального анализа я не делал, первый раз всегда допускаешь массу ошибок. Основное, что я зафиксировал, это, конечно, риски с выбором места. Мы выбрали расположение на самой границе центра города; казалось, что запускаем заведение, которому не требуется особый трафик. Но теперь я понимаю, что если бы удалось найти место ближе к привычным районам для нашего покупателя, было бы лучше. Очень много времени и сил ушло на обстановку, даже слишком много. Раз во главу угла ставили «красиво», мы решили создать определенную эклектику, собрание самого-самого, разделить пространство на культурно-тематические зоны. Создать чисто английскую атмосферу в одной комнате, средиземноморскую — в другой, еще в одном зале сделать аллюзию на шотландскую винную лавку, и финалом представить классический французский винный погреб. Посещение Code de vino — это полноценная экскурсия. Мы несколько месяцев ваяли всю эту красоту.  
 
Но, главное, это не выбор помещения или вопросы маркетинга и логистики. Главное  это то, что происходит с тобой самим, когда запускаешь подобный проект. Мне пришлось заниматься вещами, которыми я не готов был заниматься, которыми никогда раньше не занимался.
 
Я  романтик, а бизнес заставляет тебя прагматично смотреть на вещи, меняется мировоззрение, и я был не очень готов к этому. 
 
Давайте вернемся к самому бизнесу как модели. Говоря об «изюминке», которую вы не нашли в других предложениях, вы имеете в виду формат «винный бар»? 
 
 Да, но к винному бару мы пришли далеко не сразу. Сама идея, которая вроде бы достаточно проста, никак не могла найти свое воплощение в каком-то лаконичном выражении и была сформулирована человеком, с которым мы когда-то работали вместе и, так получилось, пересеклись совсем недавно. Вообще этот формат я считаю серьезным маркетинговым достижением. Маркетинговым в том плане, что этим мы отвечаем на крайне важный вопрос потенциального покупателя: чем вы отличаетесь, и почему нужно идти к вам. 
 
Сначала мы не могли сформулировать, какую основную ценность мы даем нашим гостям. То есть мы торгуем лучшим вином, мы много знаем о нем, знаем как продать, но вино, как выяснилось, все-таки нельзя назвать определяющей ценностью для большинства потенциальных гостей. Конечно, есть постоянные клиенты, которые давно нас знают и доверяют, но на этом полноценный бизнес не построишь. Мы пробовали делать больший акцент на авторскую кухню, но поняли, что существуют определенные технологические ограничения, к тому же аудитория, для которой важна кухня, тоже весьма ограничена. Главное в Code de vino — не еда и не хорошее вино по отдельности, а некая их совокупность вместе с уникальной атмосферой и новым для Екатеринбурга форматом винного бара.   
 
Нам хотелось, чтобы люди приходили пить вино и не считали, что из себя нужно что-то строить, что обязательно нужно быть профессионалом или особо опытным любителем. Винный бар  это место без пафоса и лишней мишуры, где вино правит балом, а кухня помогает ему. Я очень приветствую то отношение к вину, которое есть в странах, давно и качественно его производящих. Вино в Италии или Франции  это такой же продукт, как хорошее масло или молоко, и не надо делать из него фетиш и окружать его потребление масонскими ритуалами. Но это продукт с определенной культурой, определенными характеристиками. Я уверен, что когда люди открывают для себя культуру вина, невольно развивается и их личная культура!
 
Создается впечатление, что вы куда больше сомелье, чем предприниматель. Вам трудно в образе «делового человека»? 
 
 Признаюсь, наверное, я вообще не предприниматель. Я не понимаю, как появляются на свет и формируются люди, которые живут, растут, учатся и делают своей целью максимизацию прибыли. Я им даже завидую немного, у них, наверное, голова как-то по-другому работает. 
 
Я себе таких целей точно не ставлю. Первый период занятия бизнесом, около полугода, для меня был периодом «спуститься с небес на землю», произошло осознание, что не все так весело. А потом наступил некий переломный момент, где-то через год-полтора. Ты уже чего-то добился, взлетел, но теперь пора махать крыльями, чтобы не упасть. И ты пребываешь в растерянности: а что вообще нужно делать, как быстро делать? И вот в этот момент пришло осознание, что нужно управлять процессом, что пора начинать считать деньги, этот момент настал где-то в начале 2016 г.  
 
В процессе развития проекта я чувствую, что сам меняюсь. Хотя в жизни я мало прагматичный человек и очень легкомысленно отношусь к деньгам, управляя винотекой, я себя перевоспитываю, и мне нравится, что у меня получается. 
 
А что такое тогда для вашего проекта цель? К чему вы стремитесь все-таки, будучи руководителем бизнеса? 
 
 У меня сейчас нет цели, которая выражена конкретными цифрами. Главная задача — совершенствовать бизнес-процессы, двигаться поступательно вперед. Я понял, что относиться к проекту как к чистому фану нельзя, это может его убить. И если я его люблю и ценю, то должен себя дисциплинировать. При этом у меня сейчас очень позитивный настрой: после непростого пути в три года я верю и вижу, что все в моих руках, и, конечно, в руках моей команды, это меня очень и очень бодрит. Я понимаю, что реально могу за счет планирования, за счет правильного менеджмента управлять процессом, нарастить прибыльность. Ощущение, что ты на правильном пути и все зависит от тебя, очень воодушевляет. 
 
А еще я думаю о проекте Евгения Чичваркина* в Лондоне  Hedonism Wines. Первые 3-4 года по всем показателям он был убыточен, собственник постоянно вливал деньги в бизнес. А сейчас английские эксперты пишут, что он перевернул рынок продажи вина в Британии, это чуть ли не самый крутой бизнес на алкогольном рынке. Так что в нашем деле надо иметь терпение  это залог успеха.  
 
* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.