Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Россияне тратят на отдых и развлечения в 2 раза меньше европейцев. Спрос — на кино и театр

Рынок экономики впечатлений растет в большинстве стран мира. Люди хотят смотреть, учиться, получать эмоции. В России культура и отдых как часть семейных расходов, увы, далеко не на первых местах.

Российские семьи тратят на культуру и отдых более 6% бюджета, в структуре ВВП это чуть больше 2%, что выглядит весьма скромно на фоне развитых стран. Как на самом деле обстоит дело в сфере отдыха и получения эмоций в России, узнали в Институте управления государственными ресурсами НИУ ВШЭ. Потенциал отечественной экономики впечатлений описаны в XX Апрельской международной научной конференции. Главное из документа — в материале DK.RU.

В современном мире впечатление — это новое экономическое предложение, занявшее четвертое место после сырья, товаров и услуг. Экономика впечатлений включает в себя культуру, туризм, ресторанный, музейный, выставочный бизнес. Товары и услуги теперь не просто продают, а продвигают на рынке при помощи эмоций, которые получает человек при взаимодействии с ними. Люди не могут жить без эмоций, так что они готовы платить за свои впечатления.

С точки зрения потребления выделяют четыре области впечатлений:

Развлечение. Товар или услуга соотносится с чем-то положительным в сознании потребителя. Например, просмотр рекламного ролика вызывает положительные эмоции и желание купить товар.

Обучение. Потребитель целиком поглощен процессом, он выполняет различные действия для получения знаний и умений (обучающие программы, развивающие игры и т.д.).

Уход от реальности. Человек целиком погружен в процесс и активно в нем участвует. Например, абонементы в фитнес-центры покупают не только для получения физической нагрузки, но и для «покупки» эмоций от самих занятий.

Эстетика. Люди погружаются во впечатления, но остаются при этом пассивными. Например, человек заходит в кофейню не только для того, чтобы выпить кофе (это можно сделать и дома), но и для того, чтобы побыть в уютной обстановке, получить новые эмоции.

В России самые распространенные типы впечатлений — развлечения с моделью пассивного поглощения и получения ощущений извне. Потребитель при пассивном участии не оказывает влияния  на само представление. Поглощение же возникает, когда впечатление переносится во внутренний мир человека и удерживает его внимание. Например, это кино и театр.

В последние годы растет востребованность активных моделей, подразумевающих обучение и уход от реальности. Растет интерес к иммерсивным театрам, курсам в школах кулинаров, квестам и прочим интерактивным практикам.

Сколько тратится на развлечения

С 2004 по 2017 год расходы российских семей на культурные мероприятия и организацию досуга выросли в 5,1 раза в номинальном выражении и в 1,8 раза в реальном. Доля этих трат в общих расходах семейных бюджетов возросла с 5,9% до 6,4%, реагируя на изменение уровня благосостояния граждан: пик (7,4%) в 2008 году, обвал в кризис 2008-2009, восстановление до 7% в 2013-м и новое падение на фоне экономических потрясений 2014-2015.

В странах Евросоюза на впечатления и эмоции тратят заметно больше: в Великобритании семья тратит на эту графу бюджета 11,1%, в Австрии 10,1%, в Германии 9,1%. Впрочем, показатели, близкие к европейским, наблюдаются в отдельных российских регионах.

У жителей Московской области развлечения и отдых «отбирают» 14,9% от всех расходов, в Хабаровском крае это 9,7%, в Ярославской и Свердловской областях 9,4% и 8,9%. Жители Санкт-Петербурга тратят на развлечения и эмоции 7,7%, Ленинградской области 7%, Москвы — 6,5%. Минимальные показатели в Рязанской области (2,9%) и республиках Северного Кавказа (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария и Карачаево-Черкесия — около 2,5%).

В структуре ВВП доля расходов населения на культурные мероприятия остается стабильной в большинстве передовых стран, это около 5% в последнее десятилетие. Исключением стали только Норвегия, Новая Зеландия, США, Великобритания и Греция, там расходы растут быстрее среднего. В России в последние пять лет этот показатель едва превысил 2%.

Россия сегодня оказывается неконкурентоспособна на новых рынках из-за неразвитости творческих индустрий. Внешнеторговый потенциал отечественных креативных отраслей незначителен: доля в мировом экспорте — 0,3% (2015).

Экспорт творческих товаров состоит в основном из издательской продукции, печатных медиа и дизайна. Самые востребованные услуги — реклама, маркетинговые исследования, архитектурные, инженерные и другие технические услуги.

При этом при низком экспортном потенциале в России устойчиво увеличивается импорт, что приводит к нарастанию отрицательной динамики внешнеторгового сальдо в этой сфере. Так, в 2015 году импорт в области творческих индустрий резко сократился, однако не за счет импортозамещения, а за счет неблагоприятного изменения курса валют.

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.