Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Сегодня у нас каждый — критик». Валентин Кузякин — про отзывы, модные рестораны и сервис

Экс-владелец клуба «Дом печати», собственник кофеен ENGELS («Энгельс») и совладелец гастропаба «Гастроли» рассуждает о том, как ему удается открывать рестораны, которые становятся супермодными.

В обзоре DK.RU, посвященному итогам делового годарестораторы города отметили гастропаб «Гастроли» как один из самых ярких проектов сезона. Заведение открыл экс-владелец клуба «Дом печати», собственник кофеен ENGELS («Энгельс») Валентин Кузякин, который номинирован на премию «Человек года — 2016».
 
На известие о выдвижении его кандидатуры в номинацию «Ресторатор года» Кузякин реагирует спокойно. Быстро становится понятно: гораздо интересней ему говорить о своих проектах — настоящих и будущихВ интервью DK.RU он рассказывает, как разработал код идентичности своих заведений, с какими чувствами расставался с «Домом печати» и почему друзья не ходят в его рестораны.
 
«Сегодня у нас каждый — критик». Валентин Кузякин — про отзывы, модные рестораны и сервис 1
 
Ресторанный бизнес — очень сложный в плане управления людьми, получения прибыли. Он требует большой отдачи от собственников. Есть, наверно, и более быстрые и легкие способы заработать. Почему вы, юрист по образованию, пошли именно в ресторанный сегмент?
 
— Просто заработать никогда не было для меня единственной целью. Да, ресторанный бизнес очень сложный, но мне это интересно — это то дело, которым я готов заниматься 24 часа в сутки, оттачивать сервис, придумывать вместе с шеф-поваром какие-то блюда. Мне нравится подбирать мебель, я обожаю посуду.
 
Вообще, до «Энгельса», до «Гастролей» я, по сути, был знаком только с внешней стороной дела. В «Доме печати» не было такого серьезного погружения в персонал, мотивацию, в то, как в принципе выстраивать сервис. Я для себя это сейчас открываю. Это комплексная история, включающая в себя, например, и то, как выстроить внутренний пиар.
 
Вы имеете в виду идеологию компании?
 
— Да, с этого мы в «Гастролях» начали. Огромное количество времени ушло на то, что у нас называется «Кодами идентичности»: кто мы такие, чем мы занимаемся, почему это хорошо и т.п.
 
На чем делали акцент, когда выстраивали эту систему? И интересно, как вы заставляете сотрудников (то есть людей, которые к вашему бизнесу имеют опосредованное, по сути, отношение) поверить в то, что там написано?
 
— Заставлять не приходится. Если вы верите в то, что делаете — тогда это получается само собой.
 
Как, в таком случае, вы подбираете персонал? Как понимаете, где ваш человек, а где нет?
 
— Мы примерно определили, кто наши люди. Параметров, на самом деле, много, но я бы сказал, что в общем и целом это люди успешные. Они двигаются от меньшего к большему, они не обиженные и в принципе не обидчивые. Лично я не помню, когда я на кого-то обижался, потому что это состояние очень неправильное, болезненное, нездоровое. У нас внутри компании есть очень хорошее понятие «здоровье» — «нездоровье». Наши люди — здоровые, у них порядок в голове, и они понимают, что то, где они сейчас находятся, это их заслуга. Они берут ответственность, так скажем.
 
А для вас лично что является определением успеха?
 
— Для меня это какое-то внутреннее состояние.
 
Я к чему веду: есть же такое убеждение, что успех в бизнесе измеряется деньгами...
 
— Конечно, но я не совсем про это говорил. Вы либо чувствуете себя успешным, либо нет. И это состояние, на самом деле, надо в себе поддерживать, это большая работа.
 
А как вы его поддерживаете?
 
— Надо просто пытаться разделить, что объективно в вашей картине, а что вам просто наговорили люди со стороны, которые вам на самом деле добра не желают. Объективно может быть все хорошо, но вам говорят, что плохо. Важно это фильтровать: где критика, а где злоба.
 
На Западе, в Америке очень значима профессия ресторанного критика. Вы обращаете внимание на то, что пишут о ваших заведениях критики?
 
— Сегодня у нас каждый — критик, огромное количество людей пишут на Фламп и TripAdvisor, и мы, конечно же, работаем с этими отзывами и делаем выводы. Профессиональный критик у нас в городе как будто один, и он работает у вас. Конечно, его рецензия меня ранила, притом что я соглашусь, наверное, с большинством из того, что он написал, но критика — это всегда субъективная история.
 
«Сегодня у нас каждый — критик». Валентин Кузякин — про отзывы, модные рестораны и сервис 2
 
Ваши заведения становятся очень модными. За счет чего вам это удается?
 
— Сложно сказать... Я бы хотел сделать из этого рецепт, потому что тогда было бы гораздо легче. Это, наверное, прозвучит банально, но мы просто делаем то, что нам нравится. В этом есть какой-то момент везения, когда то, что нравится самому, становится модным.
 
Я знаю, что у меня не получается делать какие-то искусственные истории, которые я не понимаю. Я думаю, что не смог бы сделать что-то сильно попсовое: я не понимаю, как могу помочь «людям, которые смотрят телевизор», какую их боль закрыть.
 
Взять, к примеру, «Энгельс». Это ведь не кофе и вафли, на самом деле, это и ребята, которые там работают (наверное, на 50%), и посуда, и атмосфера, и само место. И я не знаю, что из этого самое важное. Это ведь не запрограммированный процесс: если что-то убрать, будет ли оно работать вообще? А в итоге получилось модное место, туда ездят успешные люди (в том понимании успешности, о которой мы и говорили).
 
Эта мысль мне пришла, когда я посмотрел на гостей «Энгельса»: я каждое утро там завтракаю и пришел к выводу, что 100% людей, которые туда приходят — успешные, хотя и имеют разный достаток и выглядят по-разному. Но у всех у них в глазах понимание того, что все у них нормально, они уверены в себе. Там же тесновато, и люди с серьезными комплексами туда даже зайти не могут: «Это же с кем-то бок о бок придется сидеть!». А мне, например, очень нравятся «коммунальные столы». Мы не могли не сделать такой в «Гастролях». Мне кажется, это очень клево.
 
Как к этому относятся гости?
 
— Иногда это, конечно, стрессово. Но в итоге, как ни странно, человек выходит с новым опытом. Обычно он весь в телефоне, а тут... он тоже в телефоне, но рядом с ним сидел незнакомый человек и, возможно, они сказали друг другу «Добрый вечер» или у них завязался разговор, которого в другой ситуации не могло бы случиться. Это очень прикольно, потому что, мне кажется, сегодня людей вообще надо сближать насильно: мы очень сильно погружены в свои гаджеты. Ну и просто мне нравится, как большие столы выглядят.
 
«Сегодня у нас каждый — критик». Валентин Кузякин — про отзывы, модные рестораны и сервис 3
«Коммунальный стол» в «Гастролях»
 
Эту идею вы где-то позаимствовали?
 
— Первый раз я увидел «коммунальный стол» (он так и назывался) в «Хлебе насущном» в Москве, где проходил практику. Мне это очень понравилось. На тот момент такого я не видел нигде.
 
Сейчас у всех на слуху фраза «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Вы поработали официантом и барменом. Как вы считаете, насколько важно ресторатору для понимания сервиса (и вообще «сервисности») побывать на таких позициях?
 
— Однозначно, это крутой опыт. Я поработал барменом две недели и неделю официантом, но это мне много чего дало. Я потом и в своих заведениях выходил и обслуживал гостей: в кофейне за стойкой стоял, в «Доме печати» пару раз случалось так, что из-за накладок не было официантов, и я затыкал на пару часов какую-нибудь дыру. Злой, конечно, был, но зато потом вообще все менял: оказывалось, что раздача неудобная, а там, где, по идее, должен быть терминал, его нет. Это очень полезно. Очень страшно, но очень полезно.
 
Почему страшно?
 
— Потому что роль такая... пришибленная. Мне бы вообще хотелось, чтобы все гости когда-нибудь поработали официантами. Это, на самом деле, удивительная черта наших российских гостей: очень часто они забывают, что официанты вообще-то тоже люди — нормальные, с будущим. Часто и с той, и с другой стороны я наблюдаю некое холуйское отношение. Хороший сервис понимают как какое-то подхалимство, облизывание — многим это почему-то нравится. У меня же это резкое отторжение вызывает. Мне нравится, когда персонал, условно говоря, с гостем на равных. Как было в одной книжке написано: «Леди и джентльмены обслуживают леди и джентльменов», — это хороший, правильный формат. Сегодня вы тут сидите, а завтра он будет сидеть, а вы будете перед ним стоять. Вы же не знаете, что будет. В своих заведениях мы более свободно выстраиваем сервис: у нас нет каких-то супержестких рамок для официантов, шаблонных фраз, которые надо обязательно говорить. Поэтому у нас работают ребята, на которых гости ходят специально. И мне хочется оставить им свободу самовыражения, где-то даже подстраиваясь под них, потому что в этом и есть тот прикол, которого нет в других заведениях.
 
Вы сказали, не знаете, что сделать «для людей, которые смотрят телевизор». Для кого вы работаете? Кто ваша аудитория?
 
— Наверное, это люди, которые потребляют чуть более сложную культуру: чуть посложнее музыку, чуть посложнее кино. Более думающие, что ли. Но мне не хочется никого обидеть. Есть огромное количество людей, которые ходят в простые заведения, слушают простую музыку, при этом не являются «простыми» людьми. Я, кстати, знаю, что многим из них я не нравлюсь. Я даже не всем друзьям нравлюсь. Сказать честно: я делаю заведения с большой оглядкой на друзей, но в итоге друзья на 80% ко мне не ходят. Но ходят какие-то другие люди, и это здорово.
 
«Сегодня у нас каждый — критик». Валентин Кузякин — про отзывы, модные рестораны и сервис 4
 
В городе о вас узнали по «Дому печати». С какими чувствами вы продавали этот проект?
 
— Никакого сожаления не было. У нас уже строились «Гастроли» (работа велась долго, почти два года), и я был полностью погружен в них, мне были нужны деньги сюда. Более того, я уже не мог заниматься «Домом печати»: чтобы заниматься клубом, надо очень любить вечеринки. Я понял, что я уже не в состоянии, это очень изматывает. Я не понимаю, как держится Катя Кейльман (исполнительный директор ТЕЛЕКЛУБа, — прим. ред.), которая делает 100 мероприятий в год, и они по большей части офигенные. Я просто не понимаю. Мне кажется, я перегорел года через полтора. Там ведь здоровая площадка, надо делать минимум восемь мероприятий в месяц и как-то туда нагонять людей, а концертами мы так и не решились заниматься. Первый опыт у нас был супернеудачный: мы сделали 10 концертов подряд, и они все были минусовые. Мы решили, что будем работать как ивент-холл и делать вечеринки — это более-менее понятно.
 
Вы в этом году запустили три заведения: второй «Энгельс», «Гастроли», а затем пиццерию «Фая» (находится в одном помещении с «Гастролями», — прим. ред.)...
 
— Если говорить про «Фаю», то мы видим, что где-то не докрутили, и она у нас сейчас вся в раздумьях. Помещение мы сделали менее уютным, чем «Гастроли», но в итоге, видимо, перестроим во что-то поуютней, потому что большинство гостей ее не восприняли как отдельное заведение. Есть аудитория, которая ходит именно в пиццерию, но большинство просят меню «Гастролей», а в «Гастролях» все хотят пиццу, поэтому мы решили никого не путать и объединили меню. Хотя мне очень нравится идея пиццерии. Формат этот мы хоронить точно не будем, откроем где-то еще.
 
Можете, кстати, примерно оценить размер инвестиций на то, чтобы открыть заведение в центре Екатеринбурга, условно, на 50 человек, формата средний+?
 
— Скажем так: если вы все купите новое и все сделаете по уму, то 12-15 млн руб. При этом можно и за три сделать, и будет работать. Мне кажется, все зависит от идеи.
 
Можете потратить 20 миллионов, но не факт что это будет хорошо. Можете потратить три, и не факт, что это будет плохо. Как правило, наоборот. Потому что когда вы вкладываете три, и это все ваши деньги, получается лучше, чем когда вы потратите 20 млн — и это вообще для вас не деньги. Потому что в первом случае вы будете вынуждены больше придумывать, уделять внимание каждой мелочи. Если это вопрос для тех, кто собирается этим заниматься, то надо просто каждый случай отдельно оценивать.
 
К концу года вы собираетесь открыть еще одно заведение — бар «Шалом, Шанхай». Расскажите, какая будет концепция?
 
— Тема будет колониальная, больше даже не Шанхай, а Сингапур. Просто название отдельно родилось, а концепция отдельно. Бар будет вокруг джин-тоника: 10 видов джина, не сильно раздутая коктейльная карта (позиций 15).
 
А что будет с кухней? В названии и еврейская какая-то тема, и китайская. Вы анонсировали Паназию. Чего ждать?
 
— Была идея азиатского бара. Наверху у нас (в «Гастролях»; бар будет расположен под ними, в цоколе того же здания — прим. ред.), условно говоря, Ближний Восток, гриль (в первом меню было вообще сильно «грузинисто» и по-турецки). И мы решили: тогда внизу будет Азия.
 
То есть Азию выбрали методом исключения, не с прицелом на московские тренды?
 
— Между нами сочетание «булочки Бао» было произнесено еще полтора года назад, а сейчас в Москве прямо ажиотаж вокруг них. Открываются монопродуктовые заведения, их уже три. У нас китайские паровые булочки будут центральным элементом меню, и мне, конечно, жутко обидно, что стройка затянулась и мы так тормозим. Могли быть первыми в стране! С другой стороны, нет какой-то одной идеи. Мы просто хотим там это видеть, и должно получиться прикольно.
 
Вам не страшно открываться в кризис?
 
— А я не знаю, как по-другому. Я в этой сфере начал работать в 2009 г.: всю дорогу — сплошной кризис. Я не хочу, чтобы кризис был у меня, поэтому вынужден что-то делать.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.