Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Сергей Саченко, «Пятерочка»: Наша цель — заработать, а не открыть побольше магазинов

Сто дискаунтеров «Пятерочка» появится в Свердловской области в 2017 г., заявил Сергей Саченко, глава уральского дивизиона компании. Расширять бизнес сеть намерена за счет быстрой экспансии.

13 магазинов сети «Звездный», которые «Пятерочка» (входит в X5 Retail Group) арендовала этим летом, с ноября работают под новой вывеской. По словам г-на Саченко, в 2017 г. уральский дивизион, объединяющий  более 300 магазинов, увеличит выручку примерно на 30% за счет новых точек. Стратегическим форматом для Х5 остаются дискаунтеры «Пятерочка» приносящие компании 77% прибыли.

Г-н Саченко, возглавивший свое подразделение в феврале 2016 г., начинал карьеру торговым представителем компании Mars. Затем перешел в коммерческий отдел, где занимался закупками мяса для производства кормов  Chappi и Pedigree. Изучал, как работает продуктовый ритейл в Германии, Франции и США. Два года возглавлял «Альметьевский насосный завод» (Татарстан), выпускающий центробежные нефтепогружные насосы. Нынешнее место работы — X5 Retail Group. Говорит, что не видит принципиальных отличий в системах управления, которые помешали бы ему сменить FMCG на сферу В2В, а затем — на сетевую торговлю.

— Приоритетные регионы для нас в 2017 г. — ХМАО-Югра и ЯНАО, где объектов у «Пятерочки» пока немного, — поясняет Сергей Саченко. — Большую часть магазинов — порядка 100-150 — мы откроем в Нижневартовске, Сургуте и Ханты-Мансийске. В Свердловской области и Екатеринбурге тоже добавится около сотни новых точек — для Уральского дивизиона это основные поставщики выручки. Речь идет о новых «Пятерочках», сменивших дизайн и подходы к сервису. Работающие магазины мы реконструируем, чтобы поправить имидж, сложившийся у торговой сети в 90-е гг. Благодаря таким шагам, наши магазины, открывающиеся рядом с точками конкурентов, в том числе, работающими в устаревших форматах, перераспределяют покупательский трафик в нашу пользу. Практика показывает — не менее 50% их клиентов переходят к нам, поэтому мы не боимся рисковать.

Вы рассчитываете, что региональные сети будут уходить с рынка?

— Прежде всего, мы будем расти органически. Кризис меняет лицо стрит-ритейла — закрываются мебельные магазины, одежные бутики, меховые салоны. В сегменте коммерческой недвижимости предложение превышает спрос. Мы выбираем помещения с общей площадью 350-400 кв. метров (250-300 кв. метров — торговый зал) — это наш формат. Если у местных сетей есть в собственности подходящие помещения, мы открыты для переговоров о долгосрочной аренде. Так получилось со «Звездным», передавшим «Пятерочке» 13 объектов.

Магазины «Звездного» для вас удачное приобретение?

— Мы будем довольны, когда увидим отдачу. Через полгода сделаем первую отсечку и сравним, насколько каждый магазин соответствует плановым показателям прибыльности, подтверждаем ли мы окупаемость, заявленную на внутренних инвесткомитетах. Но поводов для беспокойства у нас нет. Мы тщательно взвешиваем все проекты, связанные с инвестициями: их внутренняя норма рентабельности не может быть ниже 19%. Заемные деньги сейчас дорогие, поэтому мы должны быть на 150% уверены, что точки, которые приобретаем, дадут запланированную выручку. Наша цель — зарабатывать, а не просто открывать побольше магазинов где придется, пренебрегая их эффективностью.

Как вы определите, что захват рынка состоялся?

— Закон ограничивает предельную долю торговых сетей в розничном товарообороте муниципалитета на уровне 25%. Мы учитываем эти требования. И есть ограничения, связанные с покупательской способностью. Размещать «Пятерочки» слишком близко друг к другу невыгодно. Оптимальная дистанция — 500 метров. Открывать магазины ближе нет смысла — они начинают отъедать трафик и выручку друг у друга. В исключительных случаях это расстояние можно уменьшить до 100 метров, например, если два магазина разделяет широкая 4-5 полосная магистраль. Тогда они не станут конкурировать.

По данным Nielsen за ноябрь 2016 г., 32% покупателей в Екатеринбурге считают «Ашан» магазином с самыми низкими ценами. «Пятерочка» — на втором месте с показателем 17%. Вы согласны, что магазины вашей сети не могут конкурировать по цене с западными ритейлерами?

— Когда пришли «Ашан» и «Метро», было модно раз в неделю выбираться на закупки еды — в магазины приезжали семьями, набивали продуктами большую тележку. Тогда эта тележка обходилась в 1,5-2 тыс. руб., а сейчас стоит уже больше 10 тыс. руб. Не каждый может себе это позволить. Мы делаем ставку на покупателей, которым не удобно или не хочется ездить за продуктами в гипермаркеты, и которые ищут низкие цены рядом с домом. Средний чек в «Пятерочке» — 335 руб. Это значит, что покупают не очень много, но делают это чаще, чем раз в неделю.

По-вашему, в «Ашане» и «Метро» покупателей становится меньше?

— Если сравнивать данные по трафику и выручке магазинов у дома с большими форматами, мы увидим, что в гипермаркетах и центрах кэш-энд-керри трафик сокращается. А у магазинов у дома он растет. Если вам нужно приготовить борщ, вы не поедете на край города, а дойдете до ближайшего магазина.

Ритейлеры жалуются, что выручка падает. Магазины «Пятерочки» тоже теряют деньги?

— Магазины Уральского дивизиона в сравнении с прошедшим годом увеличили выручку в среднем на 8%. За вычетом инфляции, которую мы оцениваем в 5%, остается 3% роста — именно на такую величину изменился покупательский трафик.

Что сдерживает развитие Х5 в регионах?

— Региональная экспансия невозможна без развития логистики. В Уральском дивизионе сегодня работает шесть распределительных центров. В Свердловской области — пока один, обслуживающий магазины всех форматов, но скоро появятся еще два — в 2016 г. мы запустим центр для «Перекрестка», а в 2017 г. — для «Пятерочки». Таким образом, у каждой сети будет своя логистика.

Есть мнение, что последние поправки в «Закон о торговле» приведут к росту цен на продукты с января 2017 г. Вы готовы увеличивать наценку?

— Раз появились новые требования, мы перезаключили договоры практически со всеми нашими поставщиками, руководствуясь при этом двумя принципами. Первый — переход на «чистую закупочную цену», то есть net-net цену без дополнительных выплат. «Пятерочка» предлагает поставщикам три варианта «чистой» цены на выбор в зависимости от места доставки им товара: в магазин, региональный распределительный центр компании или на условиях самовывоза продукции собственными силами торговой сети. Второй принцип: цена на полке не должна вырасти. Так что ухудшать наши закупочные условия мы не планируем.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.