Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Школа не приняла бы наш образ жизни». Бизнесмен о том, как выбирал образование для дочери

«Зачем ходить в обычную школу, в ужасе до ночи делать с ребенком презентации, а потом посещать родительские собрания, где ругают всех детей?» — Иван Петрук, «Острова Ершовы».

Недавно DK.RU опубликовал несколько материалов, посвященных семейному образованию. Тема оказалась актуальной и вызвала немало споров. Иван Петрук, управляющий загородным клубом «Острова Ершовы», сооснователь палеопарка «Археос» и отец троих детей, рассказал о своем опыте столкновения с традиционными и альтернативными формами образования.

Иван Петрук, управляющий загородным клубом «Острова Ершовы»:

— Вопрос выбора школы для детей беспокоил нас с супругой с самого рождения первого ребенка. В обществе принято считать, что 1 сентября — это переломный момент в жизни. Детство заканчивается, и начинается взрослая жизнь.

Под этим гнетом года за два-три до семилетия старшей дочери Софии мы начали всерьез беспокоиться о ее образовании. Все усложнялось нашими разъездами — мы живем то в Екатеринбурге, то в своем загородном клубе на Островах Ершовых в Челябинской области. Долго не могли решить, где будем учить Софию — в Екатеринбурге, Снежинске, Каслях или дома. Вариант домашнего обучения сразу же отмели — мы не педагоги, да и в том, чтобы посвящать свою жизнь обучению ребенка, не видим смысла. Есть люди, которые сделают это лучше. Оставался вариант государственной или альтернативной школы. 

С традиционной образовательной системой мы впервые столкнулись, когда предприняли попытку отдать Софию в садик. Это был обычный муниципальный детский сад, но ничего, кроме мучений для всей семьи, он нам не принес. Адаптация проходила очень тяжело: два месяца друг за другом болели то дети, то мы сами. Мы столкнулись с огромной бюрократической машиной: нас постоянно вовлекали в какие-то вопросы вроде купить, погладить, постирать. Мамы в чатах неустанно выдавали абсолютно лишнюю для нас информацию.

Мы с супругой поняли, что в муниципальном садике упор делается не на воспитание детей, а на решение бытовых вопросов. Когда стали изучать вопрос с государственными школами, столкнулись ровно с тем же.

Я не понимаю, зачем нужно не спать в ночь на 1 февраля, специально прописываться у родственников в другом районе, чтобы попасть в определенную школу. На мой взгляд, это абсолютно бредовая система. Школа и садик — это услуга, которую предоставляет государство, и она должна быть удобной и комфортной. В противном случае я как потребитель от нее отказываюсь либо принимаю с оговорками.

С учетом нашего образа жизни и постоянными разъездами нам проще оказалось выбрать альтернативный путь.

Мы начали ходить, смотреть и анализировать все, что есть на рынке альтернативного образования в Екатеринбурге. Рынок этот в городе достаточно большой. Одна его часть — это частные школы. Их плюс в том, что они давно работают. Другая — родительские инициативы, половина из которых не превращается в реальные проекты.

Из всего объема предложения мы выделили для себя около семи вариантов. Нам очень понравилась школа, которая работает по принципам гуманной педагогики великого советского педагога Шалвы Амонашвили. Суть в том, что в первую очередь внимание уделяется не объему знаний, а личности ребенка и воспитанию в нем нравственных качеств. В этой школе хороший педсовет, своя программа для первых-вторых классов, дополнительные развивающие занятия и даже питание — все, как надо. Но мы посчитали ее слишком дорогой.

Присматривались к образовательной системе, основанной на классических методиках и учебниках и возрождающей традиции советской школы (к примеру, счет на палочках, каллиграфию, чистописание пером). По ней в России работает уже несколько частных школ, но в основном церковных. Еще есть школы, которые тоже давно работают в Екатеринбурге и даже имеют лицензию на осуществление образовательной деятельности (это редкость, в основном ребенка нужно переводить на семейное обучение и прикреплять к госшколе), но так просто в них не попасть. Они либо набирают учеников не каждый год, либо устраивают конкурс для зачисления. 

Что касается родительских инициатив, несколько вариантов поначалу показались нам крайне привлекательными. К примеру, педагог горел желанием открыть школу по принципам гуманной педагогики, но класс так и не набрался. В другом случае организаторы пропагандировали модную сейчас методику Владимира Жохова. Говорили, что за пару лет ученики усвоят четырехлетнюю программу обычных классов.

Суперинновационная подача — дети в первой четверти уже считают до тысячи, делят и умножают. Прошлой осенью набрали первый класс. А в конце учебного года написали у себя в группе в соцсети обо всех ужасах, с которыми столкнулись учителя и ученики. Гигантская нагрузка, дети очень сильно уставали. Образовательную методику они в итоге поменяли, но, на мой взгляд, поступили безответственно. Поставили над детьми эксперимент. 

Маркетологи, почувствовав тренд, активно пропагандируют пользу альтернативных форм образования. Но продвижение строится по одной схеме: государственная школа — это плохо, а семейное обучение — хорошо. Я столь категоричную точку зрения не поддерживаю. Как показывает практика, альтернативные формы обучения тоже могут принести вред. Все в руках учителя, который одинаково хорошо должен работать и в системе государственного образования, и в любой другой программе, и быть внимательным к каждому ребенку.

Многие популярные психологи вроде Людмилы Петрановской или Димы Зицера* говорят о том, что общеобразовательная школа отстает от жизни. Это правда. Но ведь и частные школы не особо преуспели в этом. Они дают программу по тем же государственным общеобразовательным стандартам, потому что ребенку после такого обучения нужно периодически сдавать экзамены в обычной государственной школе, чтобы потом получить аттестат.

Мы с форматом обучения определились 31 августа 2018 г. София пошла в первый класс школы-клуба, которую организовали родители-единомышленники. Мы эту школу выбрали, чтобы получить минимум знаний для прохождения аттестации, ничего сверхъестественного не ждем. Да и не ставим цели воспитать из ребенка гения. Если ребенок проживает полноценную жизнь вместе с родителями, думаю, ему не нужны дополнительные модные образовательные системы.

Основное преимущество для нас — свободный график. Не сходили — учителю в WhatsApp написали, получили домашнее задание. Никаких справок потом не требуют. Плюс комфортная психологическая обстановка: в классе восемь человек, все учителя расположены к детям, ребенок ходит на занятия с удовольствием. 

Чтобы проходить аттестацию, мы прикрепились к питерской школе. В России есть ряд частных школ с лицензией, которые прикрепляют детей со всей России — тесты можно сдавать дистанционно. Для нас это удобно.

Что с садиком, что со школой мы идем по пути наименьшего сопротивления. Такая школа никак не влияет на наш образ жизни. Наша семья спокойна, счастлива и стабильна. Зачем нам идти в обычную школу, в ужасе до ночи делать с ребенком презентацию, а потом ходить на родительские собрания, где Марья Ивановна будет ругать всех детей? Нам без этого есть, чем заняться.

Ольга Новгородова в своей колонке упирает на то, что родители совершают ужасную ошибку, выбирая для ребенка альтернативное образование. На мой взгляд, ее комментарий необъективен. Во-первых, потому что строится на опыте подруги. С этим ребенком и с его мамой никто не общался, а делаются выводы, что всему виной альтернативное образование. Второе — те проблемы, с которыми столкнулся ребенок. Скажу честно, я сталкивался с точно такими же.

Я учился в обычной школе, и в 15 лет у меня была неразделенная любовь. В институте не понимал, что я там делаю. Пошел на работу — тоже считал, что вокруг одни дураки, а уж я-то все знаю. Думаю, эти переживания естественны для любого молодого человека. 

Мне кажется, любая школа — это столкновение с реальностью, но сама по себе она решений не дает. Их дают родители, друзья. Но какими бы чудесными ни были родители, окружение, школа и все остальное, ошибки все равно будут. И бояться их не надо. Надо научить ребенка их преодолевать. Когда в нашей взрослой жизни происходят конфликты, от детей мы это не скрываем. Глядя на нас, они получают опыт их решений. И сейчас в классе у Софии — те же конфликты, эмоции, переживания, что и у всех детей. Наша школа достаточно доступная, и туда приходят люди разного социального статуса. 

Элитная гимназия, сельская школа — везде своя психологическая обстановка и свои вопросы. Сейчас ребенок из деревни может сдать ЕГЭ на 100 баллов, поступить в институт в Москве и там столкнется с такой реальностью, с которой ему придется как-то справляться, переживать и бороться.

Самое главное, чтобы у родителей был контакт с ребенком. Ребенок должен знать, что такое хорошо и что такое плохо. Вот главное мерило, которому родители должны его научить. И уже через эту призму дети будут искать решения проблем. Поступать по совести или нет. Я этим всю жизнь и руководствуюсь.

 
* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.