Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Сколько денег может приносить лавка комиксов?/ОПЫТ

Василий Шевченко и Иван Чернявский, два москвича, в 2011 году на заемные 30 000 рублей открыли лавку комиксов. Сейчас две работающие точки приносят полмиллиона прибыли ежемесячно.

Выпускники РГГУ Василий Шевченко и Иван Чернявский никогда не были фанатами комиксов, но читать их любили. В 2010 году Шевченко, который четыре года проработал редактором в издательском доме «Комикс», решил сменить вид деятельности.

«Мне просто надоело, так же, как Ваня, устал от работы в record label (музыкальной студии) «Снегири», — вспоминает в интервью РБК Шевченко.

Друзья отправились в путешествие по Индии, где и родилась идея открытия книжной лавки.

«Некоторые в 18 лет мечтают открыть бар, а вот мы мечтали о собственной книжной лавке», — поясняет Шевченко.

Старт из двух стеллажей

Готовились к открытию 2 месяца. Шевченко смог получить у бывшего работодателя существенную скидку на партию комиксов, которые были приобретены на занятые у друзей 30 тыс. руб. Лавку решили открыть на территории галереи «Новодел» в Большом Палашевском переулке.

«Это очень старая галерея подарков, которая давно чувствовала, что занимает чуть больше места, чем хочет, — объясняет выбор Шевченко. — До нас здесь торговал иностранными книгами магазин «Панглосс». Так что в этом месте всегда с симпатией относились к живым книжным проектам».

В галерее предложили начинающим предпринимателям два стеллажа и три бесплатные недели аренды, от открытия до нового года. Лавку назвали «Чук и Гик», причем это название родилось во время общения с друзьями.

«Оно вызвало больше всего эмоций и споров», - вспоминают сейчас партнеры.

На открытие лавки пришли друзья друзей, которые узнали о магазине из соцсетей. Крошечная заметка о новом книжном появилась в Time Out и на некоторых профильных сайтах. Так что на старте молодые бизнесмены усиленно использовали все свои знакомства.

Цифры «Чук и Гик»

30 тыс. руб. — стартовые инвестиции в первую лавку

1,5 тыс. комиксов представлено в магазинах сети

От 100 страниц — объем современного комикса

3,5 млн руб. в месяц — выручка двух лавок «Чук и Гик»

800–900 руб. — средний чек

Около 5 тыс. покупок в месяц совершается в двух лавках

Эти цифры – данные компании.

Старт книжной лавки был вполне успешным: в декабре продажи составили 60 000 рублей, так что друзья отдали долг, взятый для старта. Дальше – больше: в январе у «Чук и Гик» было уже три стеллажа, в марте — четыре, а к лету она заняла отдельное помещение в 20 кв. м, к которому сейчас добавился склад на 50 кв. м.

«Комиксами тогда торговали в основном книжные магазины, делавшие фантастические наценки, и нам при нормальной скидке и отсутствии безумной жадности удавалось выставлять цены сильно ниже книжных», — объясняет быстрый рост продаж Шевченко.

Первые три месяца ребята сами продавали комиксы, потом решили нанять продавца.

«Я до сих пор помню, как весной 2011 года получил символическую зарплату в 5 тыс. руб. в своей лавке, — вспоминает Шевченко. — Все заработанное мы вкладывали в расширение ассортимента, живя на то, что зарабатывали фрилансом как журналисты. Меня спасало то, что я люблю три вещи: кефир, гречку и морскую капусту».

На что живет лавка комиксов

Рост интереса к комиксам в Москве стал поводом для того, чтобы открыть вторую лавку.

«Открытие первой лавки по соседству с галереей позволило нам избежать многих ошибок, которые мы совершили, создавая новый «Чук и Гик», — рассказывает Шевченко. Поиском помещения для новой лавки занимался новый партнер «Чук и Гик» Максим Андрианов. «Требования были простые: расположение в центре, площадь побольше, адекватная аренда», — вспоминает Шевченко.

В итоге лавка была открыта в Климентовском переулке в районе метро «Новокузнецкая», площадь магазина составила 80 кв.м.

Инвестиции в запуск второй точки были гораздо больше: около 1,2 млн руб., из них 300 тыс. руб. ушли на ремонт помещения, 350 тыс. — на закупку мебели и торгового оборудования, а 550 тыс. — на арендные платежи до открытия.

«Нам предлагали книжные шкафы от 350 тыс. до 2 млн руб., — рассказывает Шевченко. — Разницу я так и не понял, зато мы узнали, что деньги в проект можно вкладывать бесконечно».

На закупку первой партии товара потребовался 1,1 млн рублей. Точка стала безубыточной на третий месяц работы. Во многом это связано с тем, что на большой площади второго «Чук и Гик» продаются не только комиксы, но и обычные книги в жанре фантастики, фэнтези, детские книжки, сопутствующие товары, например конструкторы и брелоки.

Две лавки сейчас приносят 3,5 млн руб. выручки в месяц. Средний чек в магазине в галерее «Новодел» — 900 руб., на Новокузнецкой — 800 руб. Общее количество чеков составляет около 5 тыс. в месяц, из которых 15% дает интернет-магазин, открытый в 2012 году. Костяк аудитории «Чук и Гик» — молодые люди в возрасте от 14 до 25 лет (60%).

«Мальчиков чуть больше, чем девочек, — говорит Шевченко. — Бывают суперстранные персонажи, но классные — однажды пришли два здоровых бородатых мужика в костюмах кенгуру».

У магазинов много постоянных покупателей, которые знакомы с владельцами.

«Я всегда восхищался семейным бизнесом в Европе, где покупатель знаком с продавцом. Да, мы мелкие лавочники, но я этого не стесняюсь», — улыбается Шевченко. Хорошие личные отношения с покупателем и внутри коллектива, по его словам, больше помогают бизнесу, чем реклама и различные программы мотивации.

«Чук и Гик» — старейший магазин комиксов в Москве и самый гостеприимный, — говорит Артем Габрелянов, совладелец и главный редактор издательства Bubble — крупнейшего производителя оригинальных российских комиксов. — У них очень часто можно увидеть ситуацию, когда владельцы пекут пирог для своих постоянных покупателей или же угощают горячим кофе в зимнюю стужу. «Чук и Гик» больше, чем просто магазин. Для многих любителей комиксов он стал вторым домом».

Василий Шевченко рассказывает, что в «Чук и Гик» наценка составляет 50% против 100% в обычных книжных: «Теперь мы закупаем комиксы напрямую у издательств, которые просят нас не демпинговать. Мы можем поставить цену 880 руб., но издатель просит 920 руб.».

Бизнес работает как ИП Ивана Чернявского и платит налог по упрощенной системе налогообложения (15% с разницы доходов и расходов). В среднем на закупку товара тратится 2,2 млн. рублей в месяц, комиксы в магазин покупаются каждую неделю, минимум раз в месяц производится крупная поставка. В отличие от книжного рынка, где оплата идет по факту продаж, издательства комиксов просят предоплату в 100%.

«Мы обычно стараемся иметь про запас 500 тыс. руб., чтобы иметь возможность купить что-то внезапно», — рассказывает Шевченко.

Кроме того, в месяц уходит на аренду примерно 320 тыс. руб., на оплату труда четырех продавцов, бухгалтера — 200 тыс. руб. На рекламу тратится около 30 тыс. руб. Налоги и торговый сбор — до 90 тыс. руб. в месяц. Из средней прибыли 500 тыс. руб. в месяц Шевченко и Чернявский половину оставляют себе, а вторую вкладывают в развитие бизнеса.

Продавать и издавать

В 2014 году до 35% ассортимента «Чук и Гик» составляли комиксы на иностранных языках. Из-за роста курса западных валют цена на них выросла более чем вдвое, поэтому сейчас ассортимент почти на 100% состоит из отечественной продукции (в том числе переводной). В конце 2015 года совладельцы «Чук и Гик» стали партнерами и инвесторами нового издательства комиксов Jellyfish Jam, этому помогла бывшая сотрудница «Чук и Гик» Беата Коташевская. Главное преимущество этого издательства – партнерство с Marvel.

«Пока в нем работают всего три человека: я и Беата в качестве редакторов и переводчиков и технический директор, — рассказывает Шевченко. - Мы успели отхватить несколько хороших лицензий».

По его словам, в 2015 году Jellyfish Jam выпустило несколько комиксов — «Человек-муравей», «Стражи галактики» — общим тиражом в 50 тыс. экземпляров, из которых 30 тыс. уже продано. Инвестиции в запуск проекта Шевченко оценивает в 1,5 млн руб.

«Тандем магазина и издательства дает большую независимость и стабильность: иногда издательство кормит магазин, иногда магазин кормит издательство, — рассказывает Михаил Богданов, директор питерского издательства комиксов «Комильфо» и магазина «Двадцать восьмой». — Некоторые проекты издания комиксов требуют столько вложений, что приходится брать кредиты, пока проект не будет реализован — магазин становится единственным источником прибыли, который помогает компании продержаться на плаву».

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.