Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Смотри вверх, а не вниз, вверху не страшно». Как потерять бизнес в пожаре и вырасти снова

«Когда случился кризис 2008 г., я уже ничего не боялся. Мой личный кризис научил находить деньги, оптимизировать и рассчитывать эффективность бизнеса». Оптимистичный опыт компании «Уралинтерьер».

Торговая компания «Уралинтерьер»

 
Один из крупнейших и старейших региональных игроков оптово-розничного рынка поставок строительных и отделочных материалов.
История компании началась 20 лет назад с небольшой фирмы по торговле строительной фанерой. Сегодня крупнейшими партнерами «Уралинтерьер» являются корпорации KNAUF и «ТЕХНОНИКОЛЬ»; компания активно выходит на рынки других российских регионов и планирует войти в ТОП-10 ведущих игроков DIY-рынка страны.
 

О том, через какие взлеты и падения пришлось пройти его бизнесу за прошедшие два десятилетия, DK.RU рассказал основатель, владелец и генеральный директор ООО «Уралинтерьер» Юрий Балуев

— Я начал заниматься бизнесом в далеком 1999 году. Дело было предельно простое: купля-продажа фанеры и ДСП. Сначала продавал материалы частникам, но в течение следующих двух лет среди покупателей становилось все больше юрлиц — это были в большинстве своем производители мебели. Вообще мебель в начале двухтысячных не делал и не продавал только ленивый — никаких гипермаркетов типа IKEA и подобных здесь не было и в помине.

Для продолжения работы потребовалось зарегистрировать компанию. Что я и сделал в 2001 году. Документ о регистрации юрлица в те времена выдавали районные администрации, до сих пор у меня хранится пожелтевшее от времени Свидетельство, выданное администрацией Орджоникидзевского района Екатеринбурга. 

Когда я пришел, чтобы подать пакет документов, меня спросили, как же будет называться будущее юрлицо. Я несколько растерялся, потому что в потоке текущих дел совершенно об этом не подумал. Меня спросили, чем занимается компания.

— Продажей фанеры, ДСП.
— Продажей кому?
— Ну, на мебельные производства.
— Мебель для интерьера? Работаете по Уралу? Ну вот и назовитесь просто — «Уралинтерьер»!

Я подумал — а что, звучит! И вот уже 20 лет компания работает под таким названием.

Со временем среди заказчиков «Уралинтерьера» начали появляться строительные компании, и я понял, что бизнес нужно расширять. Начали заниматься продажами сухих строительных смесей, гипсоркартона, теплоизоляции и других стройматериалов. Как только я открывал для себя лично какой-то материал, сразу налаживал его поставки. Работал только через прямые контракты, стараясь обеспечить как можно более выгодные условия и не превратиться в обычного субдилера. Более того, к 2004 году у меня было несколько небольших собственных производств — делали, опять же, мебель, двери из ДВП (сами сколачивали их из строительных поддонов и продавали), даже теплоизоляционный материал, пеноизол. 

А потом все сгорело

В 2004 г. молодую еще компанию постиг страшный удар. На арендованных мною складах случился большой пожар. Вся продукция и оборудование, находившиеся там, были полностью уничтожены, убытки составили более 100 млн руб.! Я тут же оказался должен и арендодателям, и поставщикам, и клиентам. Самая первая мысль — все, конец. Многие на моем месте в те времена ушли бы в банкротство, и больше никогда, ни за что… Но я решил, что мой бизнес должен выжить и стать еще сильнее.

У меня не было особого опыта переговоров, тем более — сложных, связанных с долгами. Однако ничего не оставалось, как идти и разговаривать со всеми, перед кем образовался долг.

Я всегда был честным и открытым человеком, и здесь мне это помогло. Я говорил — вы можете забросать меня исками, открыть кучу исполнительных производств… Но лучше давайте как-то реструктурируем долги, я продолжу работать и отдавать все, что заработаю. Для меня это шанс остаться в деле, для вас — точно и в разумный срок получить все деньги.

И получилось. Многие партнеры пошли мне навстречу. Хозяева складов даже выделили небольшие дополнительные площади и не взяли ни копейки за их аренду, пока я занимался восстановлением всего. За полгода я восстановил склады и фактически начал бизнес заново.

Юрий Балуев

Кризис без кризиса

Долгое время прямых, долгосрочных контрактов у меня не было — покупал в одном месте, продавал в другом. Но к 2009 г. я начал понимать, что для успешного бизнеса нужно обзаводиться постоянными поставщиками, и целью стал контракт с Knauf — материалы компании пользовались огромным спросом, я хотел быть одним из прямых дилеров. Много раз выходил с представителями Knauf на переговоры, но безрезультатно. Я и мои возможности их не особо интересовали. Пока не случился тот самый экономический кризис. 

Мне он был уже не страшен! Самый страшный для меня 2004 год давно был позади, после него я научился находить деньги, оптимизировать и рассчитывать эффективность бизнеса, была сформирована определенная подушка безопасности.

Из заемных средств были только нетяжелые кредитные линии. Я всегда старался занимать ровно столько, сколько смогу без проблем и в короткий срок вернуть. Но многие компании действительно уходили с рынка, банкротились. Среди них оказались и несколько крупных дилеров Knauf. Компании срочно потребовались новые партнеры на Урале, вот тогда-то ей вспомнился «Уралинтерьер», который упорно добивался контракта уже почти восемь лет.

Так в 2009 году я этот контракт наконец получил. А к 2011 г. «Уралинтерьер» стал крупнейшим уральским партнером Knauf. Это придало моему бизнесу невероятное ускорение. Очень быстро стали добавляться и другие производители, поменьше, у меня начали серьезно расти объемы поставок. В 2011 г. с привлечением заемных средств приобрели базу стройматериалов, всего за четыре года завершили ее реконструкцию и погасили кредит.

Одновременно росла и конкуренция на рынке. И передо мной встал выбор — я понял, что не смогу одинаково эффективно заниматься и собственным производством, и направлением поставок. Решение лежало не столько в области финансово-экономических расчетов, сколько в области интуиции и понимания собственной эффективности. К тому же, поставки выглядели перспективнее. Я хотел предлагать заказчикам не отдельные виды продукции, а высококачественные системные решения, которые могли дать только мировые лидеры вроде Knauf или «Технониколь». Создание таких решений с нуля на собственных мощностях заняло бы годы, причем в итоге, скорее всего, пришлось бы стать производителем для собственных торговых марок ритейлеров, а это обычно дешевая продукция не лучшего качества. Поэтому «Уралинтерьер» сегодня производителем стройматериалов не является.

Идем в регионы

На сегодняшний день «Уралинтерьер» можно назвать широко известной компанией в узких кругах профессионалов. Меня часто спрашивают, не мешает ли мне сегодня название, которое больше подошло бы, например, какому-нибудь интерьерному центру? На самом деле ничуть не мешает, потому что на B2B рынке мы известный и сильный бренд, а на региональном рынке розничных продаж стройматериалов наша доля составляет не более 15%. Мы даже ни разу не запускали крупных рекламных или маркетинговых кампаний — обходились лишь сарафанным радио. 

Knauf остается одним из крупнейших стратегических партнеров, его доля поставок в нашем портфеле составляет около 12%. Годовой оборот компании в текущем году превысит 5 млрд руб. С 2016 г. «Уралинтерьер» начал экспансию в другие российские регионы — сегодня уже присутствуем в Уфе, Сургуте, Тюмени, Челябинске. До конца 2020 г. выйдем на рынок еще трех регионов.

Зачем нужна экспансия? Бизнес должен продолжать расти, но в Свердловской области ему расти просто некуда.

Да, региональный рынок поставок стройматериалов развивается довольно динамично, и спрос на них в ближайшие несколько лет будет только расти. У нас огромное количество застройщиков и девелоперов, возводятся приличные объемы жилых и коммерческих площадей. Для этого и последующего ремонта, отделки, нужны такие компании, как мы. А ведь уже не за горами Универсиада, празднование трехсотлетия Екатеринбурга, так что нас ждет еще немало всевозможных строек. Но если продолжать работать только здесь, придется действовать агрессивно, отбивать заказчиков у конкурентов, ввязываться в ненужные войны. Это не мой путь.

Я лучше пойду туда, где относительно свободно — то есть либо нет серьезных конкурентов, либо присутствует один сильный игрок рынка, для которого мы будем противовесом.

Дело еще и в том, что у нас не до конца отлажены необходимые бизнес-процессы, и в регионы с высокой конкуренцией пока что идти трудно. Мы к этому еще не готовы, хотя в перспективе у нас выход и на рынки ближнего зарубежья.

Главное — всегда смотреть вверх

Более того, успешное масштабирование на другие регионы нужно лично мне. Я устроен так, что не могу жить, не ставя перед собой амбициозных задач. Мне всегда нужен вызов, а вызов возможен тогда, когда делаешь что-то, чего еще не умеешь. Страшно. Но в равной степени интересно.

Признаюсь, я долго откладывал решение о региональной экспансии. Куда ни посмотри, везде препятствия — опыта мало, денег недостаточно, процессы не отработаны и так далее. И как-то раз, перед первым в моей жизни прыжком с парашютом (я прыгал в тандеме на высоте до 3000 метров), инструктор посоветовал все время смотреть вверх, а не вниз. Вверху не страшно, там только небо. Я эту фразу запомнил навсегда, и в бизнесе больше вниз не смотрю. Просто беру и делаю.

Мне больше интересно даже не само по себе достижение цели, а путь к нему, на котором получаешь колоссальный опыт и эмоции. Наверное, поэтому моя настольная книга — «Алхимик» Пауло Коэльо. Она целиком посвящена подобному жизненному принципу.

Помимо расширения на регионы есть и не менее амбициозные задачи. Например, за следующие три года вырасти настолько, чтобы войти в десятку крупнейших игроков российского DIY- рынка. Вырасти придется более чем вдвое, но учитывая, что только к концу 2019 г. прирост оборота у нас составил порядка 30%, есть основания считать, что мы справимся. А еще хотим войти в ТОП-100 лучших работодателей страны. Потому что успешные компании инвестируют, прежде всего, в людей, в персонал.

Из личных целей — до конца 2020 г. хочу получить разряд мастера спорта по пауэрлифтингу (вообще занятия спортом полезны любому предпринимателю, потому что хорошо учат системному подходу к делу), но затем планирую уйти в легкую атлетику и до 2024 г. пройти дистанцию Ironman на 70.3. 

Обсудить

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.