Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Создать маленький Крым в Екатеринбурге: опыт владелицы «Крымского дворика»

«У меня был такой азарт, я хотела, чтобы товар в магазине был только крымский. Думала — сейчас как толпа народу придет, как все раскупит. Но вышло немного не так». — Татьяна Брусницына.

Полтора года назад в Екатеринбурге появился первый магазин с названием «Крымский дворик». Сейчас таких магазинов три. Татьяна Брусницына, создатель торговой марки и владелец точек, рассказала DK.RU о том, как из мимолетной идеи родился бизнес.  

Ритейл — далеко не главная сфера интересов владелицы группы компаний «Академия бизнеса» Татьяны Брусницыной. Она получила образование экономиста, работала главным бухгалтером, была финансовым директором завода. Вся ее карьера поначалу складывалась в финансовой отрасли.

Несколько лет назад сфера круто поменялась — и опять же не в сторону ритейла. Татьяна закончила курсы налоговых консультантов и стала заниматься арбитражной практикой по налоговым спорам. Теперь ведет авторские семинары по управленческой и финансовой безопасности бизнеса, занимается повышением квалификации профбухгалтеров, готовится стать налоговым омбудсменом и арбитражным управляющим. А также открывает учебный центр с курсами повышения квалификации предпринимателей.

А ритейл в целом и Крым в частности пришли в ее жизнь, как она выражается, мимоходом, и сразу захватили большую часть времени, которого и так не хватало.

Как получилось, что успешный финансист, специалист по налогам и праву, начал открывать торговые точки с крымскими продуктами?

— Вы знаете, еще два года назад я вообще не думала про Крым, и даже никогда там не была. Все произошло спонтанно. В октябре 2015 г., когда Крым вошел в состав России, все начали о нем говорить, и один мой знакомый поделился мыслями: «Представляешь, я был в Крыму, там такие вкусные продукты! Там сейчас никого из наших нет, и у меня есть идея возить из Крыма продукцию и здесь продавать». И угощает меня лимонадом, колбасой, сыром. Я попробовала — и правда, это было вкусно! Он мне и говорит: «А хочешь сама этим заняться? Давай, открывай магазин».

Я ему ответила тогда: «Что ты, я вообще не торгаш, я совсем не умею продавать!»

Но мысль осталась. Потому что я — за натуральную еду, а крымские продукты были именно такими. Посмотрела на крымских производителей, созвонилась с ними, договорилась о поставках и, не имея вообще никакого опыта в торговле, открыла свой первый магазин «Крымский дворик».

Как вы искали первое помещение?

— Помещение я нашла сама на Керамике, на ул. Селькоровской. До меня там тоже был магазин продуктов, и собственники обнадежили: тут отличные продажи, а у вас такой оригинальный ассортимент, все получится. Закупили оборудование и заехали.

Во сколько обошлось открытие и кто выступил инвестором?

— Все инвестиции были мои. Вообще, на открытие магазина без учета арендной платы требуется около 1 млн руб. Потом только ждешь, чтобы окупались текущие расходы — это еще около миллиона в месяц. То есть первый год сидишь без прибыли, в надежде на текущую выручку, чтобы была оборотка.

По каким принципам составляли ассортимент?

— У меня тогда был такой азарт, я хотела, чтобы в моем магазине всего было много, чтобы все было красиво, и чтобы товар был только крымский. Поэтому на полках у нас были пиво, лимонад, соки, конфеты, печенье, а также скоропортящиеся продукты — сыры, масло, молочка, все это привозили из Крыма. Потом, конечно, ассортимент уменьшился: экономика оказалась неутешительной.

Создать маленький Крым в Екатеринбурге: опыт владелицы «Крымского дворика» 1

Как доставляли товар?

— Заключили договор с Кольцово и застыковались с авиакомпанией, которая делает регулярные рейсы в Симферополь. В Крыму у нас есть представитель, который выполняет заявки: в конкретный день забирает с заводов продукцию, ставит ветеринарные отметки — без ветеринарного свидетельства такой груз даже не выпустят из самолета — и везет ее в аэропорт.

Какова была реакция покупателей? Первоначальные ожидания оправдались?

— Поначалу были сплошные иллюзии. Когда открыли магазин, я думала — сейчас как толпа народу придет, как все раскупит, и все будет замечательно. Но вышло не так. В основном к нам заходили люди с достатком ниже среднего и говорили: да, это вкусно, но много не купишь, потому что дорого, так что лучше мы пойдем в «Монетку» или «Пятерочку». А цены опускать мы не могли, потому что очень дорогая была доставка — 60 руб. на 1 кг груза. Но людям же этого не объяснишь. К тому же, на тот момент еще мало кто знал про Крым. Фактически у нас развитие пошло только спустя два года, потому что многие съездили в Крым и сами поняли, что продукты, которые производят на полуострове, действительно классные.

Но, так или иначе, весь год мы бились за постоянного покупателя, пытаясь завоевать долю рынка с крымскими продуктами. Постоянно ездили на выставки и презентации, везде занимали первые места за качество. И вот только с мая 2017 г. о нас более-менее узнали, и наша аудитория сформировалась.

А что с первоначальной идеей продавать все только крымское? Концепция сохранилась?

В целом да, вот только со скоропортящимися продуктами вышла неудача: в Симферополе случилась эпидемия чумы, и по ветеринарным показателям они ввели запрет на вывоз скоропорта. Поэтому у нас не стало колбасы, сыров и молочки из Крыма — а этот товар наш покупатель очень ценил.

И пришлось наступить на горло собственной песне и продавать местную продукцию?

— К сожалению, пришлось. Конечно, основной ассортимент у нас все равно из Крыма — пиво, лимонады, соки, конфеты и печенье, и мы никогда не заменим их на других поставщиков. У нас очень продуктивные договорные отношения с пивобезалкогольным комбинатом «Крым», хотя к нам просятся и «Пепси», и «Кока-кола», и кто только не просится. А со скоропортом вот так вышло. Но сейчас вывоз снова разрешили, и мы все равно будем привозить и продавать его, пусть даже при минимальной наценке. Думаю, уже в октябре возобновим продажи.

Кстати, в свое время мы умудрялись даже заморозку возить — пельмени, вареники, тесто. И это хорошо у нас получалось. И тоже вышли на эти продукты случайно: как-то в Крыму зашли в обычную пельменную, и увидели, что пельмени у них совсем не развариваются. Оказалось, такая мука. Мы привозили ее как-то оптом, и ее очень хорошо покупали.

Почему перестали?

— Слишком дорогая логистика получается, учитывая вес и объем муки. Поначалу-то конечно, хотелось у себя в магазине представить все-все, но посчитали себестоимость, и иллюзии разбились о суровую реальность.

Пиво и соки ведь тоже много весят.

— Да, но это направление мы уже перевели в оптовое. Заключили договор с перевозчиком, и они нам привозят по четыре-пять фур в месяц. Теперь поставляем крымскую продукцию почти во все местные торговые сети, плюс возим в Тюменскую область и ХМАО.

Создать маленький Крым в Екатеринбурге: опыт владелицы «Крымского дворика» 2

Как вы выбирали местных поставщиков?

— Смотрели, чтобы была качественная продукция. Но сразу скажу, было сложно. Во-первых, не всегда устраивало качество, во-вторых, постоянно были срывы поставок. Мы пять молочных компаний поменяли, прежде чем остановиться на «Агромилк». Я, когда везу товар с Крыма, точно знаю, когда он ко мне придет. А с другими сложно — ты можешь заказать, а тебе не привезут. 

Сложно было заходить в торговые сети?

— Поначалу — очень сложно. Нам нужно было сначала вывести товар на рынок, доказать, что он действительно стоящий. В какую бы сеть ни пришли, все говорили — все классно, но цены…  Начинались разговоры про бонусы, ценники…

Кто из сетей первым согласился взять товар на реализацию?

— Это была торговая сеть «Яблоко». Вот они взяли нас без всяких особых условий. И за полтора года пережили с нами все сложности — бывало, что паром закрывали, поставки задерживались. Я очень им благодарна за это. Ну, потом добавились сети «Флагман», «Пивная Лавка», «Элект», с «Сима-лендом» работаем, ведем переговоры с «Мегамартом». Но хочу сказать, что ни с одной торговой сетью мы не заключали договор за деньги. И я этим прямо горжусь.

В федеральные сети зайти не получается?

– Их не устраивает цена. Они так и говорят: давайте пиво по 20 руб., и заходите. Но у нас только отпускная цена с завода в два раза выше, при этом есть рекомендованная производителем цена — мы, как официальные представители ПБК «Крым», не можем реализовывать пиво дешевле  рекомендованной цены.

А снизить рекомендованную цену нельзя?

— У них ведь тоже свои иллюзии есть — они живут на полуострове и думают, что у нас тут идеальные условия. Они говорят — у вас же тут целые города-миллионники! Несколько раз к нам приезжали представители с пивзавода, и мы их каждый раз возили по торговым точкам: смотрите, вот цены в «Мегамарте», вот в «Монетке». Как нам с нашим ценником заходить? Теперь им более-менее ситуация понятна. А поскольку мы — первая компания, которая вышла на торговые сети с крымским предложением, мне и пришлось его продвигать. Сейчас, к счастью, пришло то время, когда сети сами к нам звонят и просят заключить с ними договор.

Если у вас так хорошо пошла оптовая торговля, то для чего вам розница?

— Я тоже этот вопрос себе неоднократно задавала. Но я не отхожу от идеи розницы. Потому что есть все-таки у нас свой покупатель. Плюс я прекрасно понимаю, что весь наш ассортимент не будет интересен сетям: мы можем поставлять туда пиво, напитки, соки, но печенье-конфеты, колбаса-сыр ритейлеру неинтересны. А мне все же хочется донести этот качественный продукт до нашего потребителя.

Если вы уверены, что скоропорт из Крыма нравится потребителю, то, может быть, и его возить оптовыми партиями и поставлять в сети?

— Пожалуй, нет, очень сложно с сетями. Ведь все риски по возврату продукции ложатся на меня. Если ритейлер не продает товар, например, в течение пяти дней, то у меня возникает возврат — куда его деть? Значит, мне надо как минимум свое перерабатывающее производство. Для меня это слишком высокий риск.

Создать маленький Крым в Екатеринбурге: опыт владелицы «Крымского дворика» 3

Почему не продаете крымское вино? На нем наверняка проще заработать, чем на скоропорте.

— Сейчас мы как раз оформляем лицензию на продажу вина. Почему мы не торопились с этим? Тут есть юридические тонкости: сначала нужно заключить договор аренды как минимум на три года и получать лицензию уже на конкретный адрес. При этом один магазин не даст такую рентабельность, какую бы хотелось, поэтому нужно было определиться со всеми адресами. Думаю, в ноябре  вино у нас появится.

Лицензия на вино — это дорого?

— Одна лицензия выдается на три торговые точки, при этом основная лицензия стоит порядка 100 тыс. руб., дополнительные — по 80 тыс. руб. на точку.

В Крыму вы закупаете продукцию только у крупных заводов или работаете и с фермерами тоже?

— Только у крупных. По напиткам это ПБК «Крым», Нижегорский консервный завод, по скоропорту — мясные комбинаты «Скворцово» и «Дружба народов», на Джанкойском молочном заводе берем молоко, сыры.

Как чувствует себя крымский производитель после присоединения к России?

— В целом хорошо, но в переходный период у них возникала проблема с сырьем. Если раньше  они возили мясо и молоко с Украины, то в 2016 г. этот канал закрылся, и они были вынуждены перейти на российских поставщиков. К сожалению, качество стало меняться, в некоторых сортах сыра даже не сохранилось то качество, которое мы успели попробовать. И покупатели это тоже замечают.

Ну а в целом, как там настроения?

— Я каждый раз спрашиваю людей об этом. Больше половины говорят о том, что они рады, что теперь у них будущее есть, и главное — нет войны. Кто-то говорит, что им все равно. И всего три-четыре раза мне отвечали, что при Украине было лучше. А крупные производители, тот же ПБК «Крым» даже рады, что у них пошли продажи на материк. 

Фото: Игорь Черепанов, DK.RU

Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.