Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

«Стать ИТ-компанией». Владимир Черкашин — об экономике, будущем Сбербанка и банкротствах

«Перемены проявляются не «взрывообразно», но происходят каждый день». Председатель Уральского Сбербанка рассказал, чего ждет от экономики к концу года и как современные вызовы меняют банки. ИНТЕРВЬЮ.

Уральский банк Сбербанка — крупнейший игрок на финансовом рынке Свердловской области как в сфере кредитов, так и депозитов, поэтому его положение во многом отражает ситуацию в экономике. Председатель банка Владимир Черкашин двойственно оценивает происходящее: с одной стороны, произошла некоторая стабилизация, с другой — бизнес в целом неохотно инвестирует в развитие, а доходы населения падают. Вместе с тем параллельно с экономическими вызовами наступают и технологические. Все чаще ИТ-компании заявляются на поле банков, и последним нужно развиваться быстрее, чтобы не оказаться на обочине. Какие перемены происходят сейчас и как отрасль примет вызовы времени, Владимир Черкашин рассказал в интервью DK.RU.
 

От дискуссии к действию

 
Для роста экономики нужны не дискуссии, а действия, говорит Владимир Черкашин. Бизнес неохотно вкладывает деньги в развитие: спад инвестиционной активности продолжается, а объем корпоративных кредитов несколько снизился. Однако со снижением уровня инфляции снизится и стоимость денег, что должно повысить интерес предпринимателей к инвестициям.
 
Как вы оцениваете текущую ситуацию в экономике? Власти говорят, что пик кризиса пройден, но роста по-прежнему нет. 
 
— Мы видим определенную стабилизацию: для этого есть и внешние, и внутренние факторы. Цена на нефть, установившаяся в районе $50, дает определенную уверенность в наполнении бюджета почти на запланированном уровне, а это важный фактор экономической жизни страны. Промышленность и население во многом уже приспособились к сложному периоду. На Урале мы видим даже определенный рост производства.
 
Но при этом сохраняются некоторые тревожные моменты. Прежде всего, значительное снижение инвестиционной активности: спад длится уже не менее трех лет. Продолжают сокращаться реальные доходы и покупательская способность населения. 
 
Сегодня нужна государственная политика по изменению структуры экономики и по поиску путей, которые бы обеспечили экономический рост и развитие страны. И такая работа уже ведется: например, различные концепции предлагали члены Экономического совета при президенте, широко обсуждались предложения Столыпинского клуба, других видных экономистов.
 
Дискуссия идет, и мы все ждем действий. В этом году корпоративный бизнес у банков не растет: объем кредитов несколько снизился по сравнению с началом года. Это говорит о том, что сложные процессы в экономике пока не преодолены. Мы ждем, что к концу года на фоне макроэкономических изменений вырастет и инвестиционный спрос. Я говорю, прежде всего, об уровне инфляции. Она замедляется, и по последним прогнозам будет составлять примерно 6,7%. Это достаточно низкий уровень, и конечно, он изменит экономические настроения.
 
Начнут брать больше кредитов?
 
— Мы ждем, что с замедлением инфляции будет меняться и ключевая ставка. Стоимость денег уменьшается, и это будет отражаться в спросе на них. Сегодня Сбербанк постепенно снижает ставки по кредитованию физлиц, например, уровень ставок по ипотеке практически вернулся на начало 2014 г. По кредитам для бизнеса ставки также снижаются, и это должно дать результат.
 
Снижаются и ставки по вкладам. Не ждете существенного падения их привлечения?
 
— Ставки по вкладам сегодня примерно соответствуют уровню инфляции, а именно она во многом определяет стоимость привлечения денег. Снижение инфляции, безусловно, приведет и к тому, что ставки по вкладам придут в соответствие с текущим уровнем. Сегодня они очень невысоки по долларам и евро, что отражает спрос на эту валюту, и достаточно приемлемы по рублю. 
 
«Стать ИТ-компанией». Владимир Черкашин — об экономике, будущем Сбербанка и банкротствах 1
 
2015 год удивил всех тем, насколько значительно приросли объемы вкладов населения в банковской сфере. Особенно это привлекало внимание, потому что происходило в условиях снижения реальной зарплаты и замедления экономики, роста безработицы — незначительного, но люди все равно испытывали тревогу. Объем средств, который привлекли во вклады банки, был очень велик. В этом году есть некоторое замедление прироста, но он сохраняется, и совокупный объем средств населения заметно вырос. Нельзя забывать, что укрепился рубль, и валютная составляющая во вкладах в пересчете на рубли снизилась. Сейчас объем привлечения у нас вырос и составляет свыше 560 млрд руб. в Уральском банке — для нас это рекорд. 
 

Работа с рисками

 
В случае трудностей у клиента банк готов пойти ему навстречу — если видит, что заемщик работоспособен, объясняет Владимир Черкашин. Банкротство предприятия — крайняя мера, отмечает банкир: в 2015 г. качество корпоративного портфеля ухудшилось незначительно.
 
Расскажите, как идет работа с корпоративным сегментом и взыскание проблемных кредитов. Нередки случаи, когда один банк из пула кредиторов был готов пойти на уступки, а второй — нет, и сторонам не получалось договориться.
 
— Иногда некоторые корпоративные клиенты, да и не только они, попадают в сложные ситуации, когда выявляются ошибки в проекте, либо по каким-то иным обстоятельствам они не могут выполнять свои кредитные обязательства. У банков есть два пути: безоглядно взыскивать кредит или пытаться понять ситуацию и увидеть возможности изменить условия кредитования, чтобы клиент смог выполнить свои обязательства. Мы всегда встаем на вторую позицию. 
 
Прежде всего, пытаемся упредить риск, иногда даже своевременно предупредить клиента о проблемах, которые могут возникнуть. Мы анализируем деятельность предприятий и стараемся предотвратить  переход кредита в категорию проблемного. Если видим, что проект реализуется и клиент работоспособен, предлагаем реструктуризировать задолженность: изменить условия платежей или сроки. В том числе возможна продажа активов, чтобы в целом сохранить бизнес или главную его часть.
 
То же по физлицам: если клиент своевременно обращается и говорит о своих проблемах, мы предлагаем реструктуризацию и другие пути решения.
 
Банкротство предприятий — это крайний шаг. Мы обращаемся к нему только тогда, когда клиент либо абсолютно потерял управление бизнесом, либо не идет навстречу банку в поиске путей выхода из ситуации. Иногда это даже мошенничество. Такие случаи бывают, и мы, естественно, с ними боремся. В остальном, кроме реструктуризации, есть и мировые соглашения, и многое другое, что мы используем в нашей работе.
 
Насколько много у вас проблемных корпоративных клиентов?
 
— Корпоративный портфель Уральского банка — один из лучших по качеству среди 16 территориальных подразделений Сбербанка. Портфель срочной задолженности составляет примерно 470 млрд руб., уровень просроченного долга со сроком свыше 90 дней — 2,1% — это очень хороший показатель. Тем более что мы говорим о диверсифицированном портфеле, где есть и крупнейшие клиенты, и средний бизнес, и госсектор, и оборонный комплекс, и огромное количество малых и микропредприятий. Качество портфеля за 2015 г. ухудшилось лишь на доли процента — это показатель того, что мы работаем эффективно. 
Если бы мы стремились любым способом прийти к немедленному возврату, то, конечно, не смогли бы находить пути выхода из многих сложных ситуаций вместе с нашими клиентами. Реструктурированных кредитов у нас, наверно, около 15% —клиенты продолжают работать, что позволяет им выполнять свои задачи и обслуживать кредит.
 

Принять вызовы времени

 
Владимир Черкашин охотно говорит о переменах в Сбербанке и банковской системе в целом. Госбанк готовится индивидуализировать предложения для клиентов и выстраивает централизованную систему, которая должна помочь быстро решать все вопросы пользователей. В будущем банки не исчезнут — сейчас они трансформируются, чтобы лучше конкурировать с ИТ-компаниями, убежден уральский банкир.
 
Банкам нужно меняться, или их вытеснят более поворотливые ИТ-компании — об этом говорит и Герман Греф. В чем, на ваш взгляд, сейчас заключаются основные риски для Сбербанка и банковской системы в целом?
 
— Сегодня не только Герман Оскарович, но и руководители почти всех крупных банков в мире говорят о вызовах современных технологий, о новых финансовых решениях и алгоритмах в сфере ИТ, которые банки должны учитывать и воспринимать. Речь идет и о финансовой работе в формате p2p, и о быстром развитии структур, предоставляющих сервис, которым обычно занимались банки. То есть и транзакционным бизнесом, и кредитованием по очень упрощенной схеме. Имея огромные базы данных и технологии работы с ними, они обеспечивают очень легкое и быстрое перегруппирование мелких денежных потоков в крупные — то, что составляет основу банковской системы.
 
«Стать ИТ-компанией». Владимир Черкашин — об экономике, будущем Сбербанка и банкротствах 2
 
Развитие технологий хранения данных в формате блокчейна определяет новые горизонты для обеспечения надежности всех операций. Банки это учитывают, и крупнейшие банки Запада уже объединились, чтобы сформировать собственные системы на основе блокчейна. Сегодня в мире есть не менее сотни различных форматов в области электронных денег, подобных биткоину. Все это, безусловно, вызов для банков, но они не стоят на месте.
 
Если вспомнить банки 20-летней давности и посмотреть, какой объем операций сейчас происходит вне офисов, в виртуальном пространстве, вы будете удивлены. Сегодня наше мобильное приложение Сбербанк Онлайн, по некоторым оценкам, входит в топ-10 самых популярных приложений для смартфонов и планшетов в России — ежедневно им пользуются 5 млн человек! Прогресс остановить нельзя, он развивается стремительно, и банки встраиваются в эту систему. А обладая немалыми средствами, не только встраиваются, но и начинают формировать практическое применение многим решениям. Сбербанк нацелен на то, чтобы как можно скорее стать ИТ-компанией в смысле будущего банковского бизнеса.
 
Но это не значит, что банки перестанут существовать. Я уверен в том, что всегда будут нужны средства на крупный инвестпроект. Чтобы сформировать денежный пул, который нужен для его реализации, правильно оценить проект и его риски, а без оценки рисков деньги могут быть просто выброшены безвозвратно, нужно экспертное заключение, сопровождение проектов — то, что называется профессиональной банковской работой. В этом смысле банки всегда будут существовать.
 
Процесс сбора из ручейков, из небольших сумм больших денежных ресурсов — перманентная сущность банковской работы, и без этого нельзя будет реализовать очень многое из того, что требует экономика и жизнь.
 
Когда-то говорили, что перестанут существовать банковские офисы, и разговор шел очень уверенно. Сегодня офисы принципиально изменились: в них работает электронная очередь, вас встречает консультант, который является проводником к удаленным сервисам и виртуальному обслуживанию, помогая изучить эти технологии. Но офисы нужны, и они живут. Иногда нужны персональные консультации, иногда — решения, связанные с различными документальными форматами операций. Да, технологии будущего дают возможность уйти почти полностью от бумажного документооборота. Но это большой путь, и он не всегда прямолинейный: будут появляться все новые и новые требования. Но в том, что банковская сфера не умрет, а будет трансформироваться, меняться, развиваться, я уверен. В голову приходит цитата из Николая Заболоцкого: «Как мир меняется, и как я сам меняюсь, лишь именем одним я называюсь».
 
Тем не менее, некоторые предприниматели считают, что крупные банки не особенно хотят что-то менять, так как все равно получают клиентов за счет своей надежности. 
 
— Сенсация последних дней — это раскрытие хакерских преступлений, которые нанесли ущерб банкам на сумму 1,7 млрд руб. Хакерская сеть, которая была локализована в том числе и здесь, в Екатеринбурге, была вскрыта, потому что атаки на банки были обнаружены — об этом говорил и Евгений Касперский (гендиректор «Лаборатории Касперского») — системой защиты Сбербанка, службой информационной безопасности. Эти вирусы не смогли проникнуть во внутреннюю сеть Сбербанка и нанести какой-либо ущерб, но они были зафиксированы, и началась работа по противодействию группе хакеров. 
 
Говорю об этом, чтобы вы понимали: крупные банки, если они правильно используют свои ресурсы, имеют наилучшие возможности для защиты своих систем, повышения их надежности, и обеспечения индивидуализированного обслуживания клиентов. И Сбербанк многое делает в этом направлении. Индивидуализация обслуживания, формирование персональных предложений для каждого клиента — это уже совсем близкое будущее. Для этого сейчас разрабатываются аналитические технологии, которые связаны с Big data — с огромным массивом данных, имеющихся у банков. Весь топ-менеджемент Сбербанка уже проходит обучение по работе с Big data мы изучаем алгоритмы обслуживания, в основе которых — выводы от анализа наших массивов данных.
 
Перемены проявляются не «взрывообразно», но происходят каждый день. Сегодня Сбербанк — и это наверно, уникальный случай в истории управленческого опыта в России — проводит внутреннюю реструктуризацию и внедряет у себя принципы работы бимодальной организации.
 
Суть в том, чтобы любой рабочий процесс должен включать две составляющих — run&change. Run — значит точная, очень качественная работа над текущими процессами и их сопровождение, а change — это постоянное внедрение инноваций, непрерывная работа на опережение. И работа должна происходить чрезвычайно быстро и каждый день. 
Пример, который любит приводить Герман Греф: в 2009 году в нашу действующую автоматизированную систему было внесено от 2 до 6 тыс. изменений, связанных с внедрением новых продуктов. В этом году будет внесена минимум 41 тыс. изменений.
 
Причем изменения — это ведь не устранение ошибок, это появление новых продуктов либо нового функционала. Раньше изменение ставок кредитования или привлечения средств занимало от трех недель до месяца. Сегодня это делается в течение дня, а может, даже часа.
 
«Стать ИТ-компанией». Владимир Черкашин — об экономике, будущем Сбербанка и банкротствах 3
 
Клиентов десятки миллионов — как построить с ними индивидуализированную работу? 
 
— Это задача, которая перед нами стоит, и она шаг за шагом решается. Сегодня это делается за счет централизации, изучения клиентского опыта, который мы получаем в офисах. О чем идет речь? Правильный и быстрый ответ на любой запрос клиента — основа индивидуализации. И это предложение индивидуального продукта. Сделать это можно разными способами. Например, централизация позволяет изучать клиентский опыт и формировать точный алгоритм ответов на типичные вопросы. У нас создано порядка 700 офисов по всей стране, где запросы клиентов решаются на месте, в момент первого обращения — соответствующие полномочия предоставлены отдельным специалистам — сервис-менеджерам.
 
Это сделано для того, чтобы сложную проблему — а они всегда возникают — решить в кратчайшие сроки. Централизация позволяет очень быстро реагировать на очный запрос, выработать технологии ответов и реакции на ту или иную ситуацию, обобщить технологические и практические вопросы, которые возникают у клиентов.
 
Раньше вы приходили в офис с вопросом. Специалист запрашивал ответ у руководителя, а тот, если не имел полномочий, обращался к своему руководителю. Это длинная цепочка, и она требовала много времени.
 
При этом мы не изучали обратную связь от клиентов для того, чтобы улучшать наши продукты и технологии. Сейчас за счет централизации и ответы на вопросы, и решения об изменениях принимаются гораздо быстрее. 
 
Второе — индивидуализация всей продуктовой линейки. Это вопрос достаточно сложный, но мы уже подходим к его решению. В корпоративном бизнесе это происходит за счет детальной сегментации клиентов, отнесении их к определенным группам, для которых все время появляются новые кредитные и депозитные решения, либо даже пакетные. Это — индивидуальные сервисы.
 
Чтобы быть организацией завтрашнего дня, меняются и внутренние структуры банка. Уже сейчас мы применяем новый подход к управлению через формирование проектных команд — он называется Agile, то есть «гибкий». Для решения конкретных задач создаются команды сотрудников, перед которыми ставятся короткие и ясные цели. Как видите, становятся подвижными даже наши внутренние структуры — это переход в новое состояние всего Сбербанка. 
 
Насколько это позволяет снизить расходы?
 
— Работа по снижению издержек идет постоянная, а их отношение к операционным доходам контролируется очень жестко. Уже три года в Сбербанке действует программа «Умные расходы», благодаря которой мы смогли сократить затраты на аренду недвижимости, на закупку ИТ, в целом улучшить всю нашу систему закупок. Банк экономит и на самых простых вещах, например, проводя мониторинг стоимости аренды офисов и выбирая самые выгодные варианты. Эта каждодневная работа за последние годы дала возможность снизить издержки по всей системе Сбербанка более чем на 70 млрд руб.
 
Фото: предоставлено пресс-службой Сбербанка
Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Стало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточноСтало известно, почему магазинам хотят запретить работать круглосуточно
  • Путин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найденПутин и Уиткофф провели в Кремле секретные переговоры, компромисс не найден
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.