Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

Связной между банком и магазином

«Наша цель — лучший расчетный банк», — говорит Максим Ноготков и удивляется, почему эти слова вызвали нервный смешок. Выслушав объяснение, что минимум два региональных банка уже взяли на вооружение

Мечта президента ГК «Связной» Максима Ноготкова — отмена наличных расчетов. В ближайшие годы функцию кошельков и банковских карт смогут выполнять мобильники, считает он. Чтобы приблизить это будущее, г-н Ноготков открыл Связной Банк — самый отчаянный по уровню рисков проект 2010 г. в российской банковской рознице.

«Наша цель — лучший расчетный банк», — говорит Максим Ноготков и удивляется, почему эти слова вызвали нервный смешок. Выслушав объяснение, что минимум два региональных банка уже взяли на вооружение такой слоган, задумчиво кивает: «На Урале сильный рынок. Я немного следил за судьбой «Северной казны» и знаю, что там был стоящий интернет-банк. Но мы сделаем лучше». К мысли стать банкиром г-на Ноготкова привели наблюдения за происходящим в сотовом ритейле и в финансовом секторе.

Время закинет деньги на телефон
Максим Ноготков смог стать миллионером в 20 лет, потому что чувствовал перспективы. Стартовав в начале 90-х гг. с продаж мелкой электроники, калькуляторов и плееров, он быстро сделал вывод: будущее — за мобильными устройствами. Магазины переключились на сотовые телефоны, появилась сеть «Связной», и сегодня через ее центры мобильной связи продается каждый четвертый телефон в России. Однако эволюция идет дальше.
Еще пять лет назад, излагает бизнесмен, мобильник был лишь средством коммуникации. Человек покупал отдельно телефон и, например, MP3-плеер. Это было удобно. Конвергенция технологий перераспределила продажи в пользу сотовых — не только за счет сокращения продаж плееров, но и за счет цифровых фотоаппаратов и других персональных устройств. Сегодня почти никто не купит себе калькулятор или, скажем, портативный радиоприемник. «Люди пользуются мобильным телефоном как плеером, как навигатором и т. д. Следующая волна, я убежден, будет связана с использованием телефонов как средства управления финансами: мобильник станет основным платежным средством. Такие сигналы подают наши поставщики телефонов, в эту сторону движется рынок на Западе, — увлеченно объясняет г-н Ноготков. — Не сразу, но лет через десять и мы к этому придем».
Благодаря развитию сетей стандарта 3G, уже в 2011 г. четверть оборота российских операторов сотовой связи придется на Интернет, прогнозирует Максим Ноготков. Мобильные устройства как средство управления деньгами дешевеют, а объем безналичных транзакций растет — в сети «Связной», уверяет бизнесмен, этот показатель ежегодно удваивается. Российские банки тоже включились в гонку: пару лет назад начался взрывной рост интернет-расчетов и платежей по картам через банкоматы.
Сегодня доступ к банковским услугам через мобильные устройства — практически норма. А через короткое время люди полностью освободятся от необходимости садиться за компьютер, чтобы что-нибудь оплатить. «Идет развитие бесконтактных технологий — NFC-платежей1. Меняется сама скорость, с которой можно использовать деньги! — говорит г-н Ноготков. — Сейчас время прохождения безналичной транзакции — 20-30 секунд. Вскоре она будет занимать доли секунды. На рынке платежей формируется огромная ниша, это чувствуют все: банки, мобильные операторы, розничные сети, заинтересованные в оптимизации финансовых потоков». Связной Банк в 2011 г. тоже запустит пилотный проект с использованием NFC-технологий, уточняет он, но уклоняется от подробностей. Пока главное дело банка — сформировать объемную клиентскую базу.
Две большие розницы
Чтобы появился Связной Банк, Максиму Ноготкову нужны были банковская лицензия и управленческая команда. Он получил и то и другое. Но позже, чем намеревался, и попутно обогатившись опытом: в новом проекте опираться только на собственные финансовые возможности и менеджерские решения.
В 2008 г. сеть «Связной» стала заниматься агентскими продажами страховок, банковских кредитов, предложений НПФ. В дальнейшем кризис разрушил многие партнерства, но и с учетом этого к концу 2010 г. оборот, к примеру, только погашения кредитов в салонах «Связной» составил 16,8 млрд руб. Когда перспективность рынка платежей подтвердилась, у г-на Ноготкова до мысли о собственном банке оставался шаг: осознать два конкурентных преимущества синергии сотового ритейлера и финансового института. Первое — 2,2 тыс. центров мобильной связи по всей стране в местах с высокой проходимостью. Второе — программа лояльности. За четыре года действия ее участниками стали более 13 млн клиентов сети, и большинство из них положительно относятся к использованию банковского продукта на базе бонусной программы.
Первые опыты ГК «Связной» в области финансовых услуг дали понимание: сотрудники салонов мобильной связи сопоставимы по функционалу с коллегами из банковских фронт-офисов. Особенно если речь о несложных продуктах — потребительских кредитах или картах. Концепция bank-in-shop — объединение функций сетевого ритейла и банка — и стала идеей Максима Ноготкова.
Он начал поиски единомышленников и нашел их в ИБ «КИТ Финанс». В середине 2008 г. г-н Ноготков стал главным управляющим директором банка, полностью ответственным за розницу. А «КИТ Финанс» подписал с ГК «Связной» соглашение по развитию формата «Связной-Кредит». Идея заключалась в том, чтобы продавать «легкие» продукты — карты и потребкредиты — в 300 офисах, в открытие которых банк планировал вложить $80 млн за пять лет.
Но считанные месяцы спустя в основном бизнесе «КИТ Финанса» вскрылись такие противоречия, что банк был продан за 100 руб. консорциуму инвесторов во главе с ОАО «РЖД», став символом настигшего Россию кризиса. Сегодня о попытке построить «КИТ Финансу» розницу без охоты вспоминает и сам Максим Ноготков, и представители новых собственников инвестбанка. Так, Юрий Новожилов, председатель совета «КИТ Финанс НПФ» и президент подконтрольного РЖД ТрансКредитБанка, в интервью «ДК» не удержался (не называя имен) от шпильки: «Каким должен быть формат офиса будущего — вопрос раздумий для всех крупнейших банков. Нужно и на издержках сэкономить, но и не лишать клиента ощущения, что он в банк, в солидное учреждение пришел, а не в массовый салон дешевой сотовой связи». В свою очередь, основатель ГК «Связной» начинает отсчет своего банковского проекта с конца 2009 г.
Лицензию для Связного Банка г-н Ноготков нашел, договорившись о партнерстве с владельцами небольшого московского Промторгбанка (ПТБ). До того банк фактически специализировался на обслуживании предприятий. По условиям сделки структуры, аффилированные с ГК «Связной», стали контролировать около 80% акций банка. Максим Ноготков получил карт-бланш на развитие розницы. Дальнейшая история Связного Банка пока укладывается в 40 слов: «В декабре 2009 г. — старт проекта, формирование команды. Весной и летом 2010 г. прошла интеграция систем и IT-инфраструктуры сети «Связной» и ПТБ. В июле мы запустили пилотный карточный проект, в сентябре Промторгбанк был переименован. Октябрь — это открытие первого отделения Связного Банка нового формата и начало работы в регионах».
Новый формат — это shop-in-bank, уже не магазин с финансовыми консультантами в штате, а банковский офис, в котором попутно можно оценить предложения сотового ритейлера и заказать товар через спецтерминалы. Таких точек за три года планируют открыть 300. При этом сохраняется и даже главенствует прежний подход — bank-in-shop: за три месяца услуги Связного Банка стали доступны в 1100 центрах мобильной связи «Связной». Но для запуска проекта в полном объеме требовались опытные специалисты по банковскому ритейлу. Они пришли — из разных банков, активно развивавших розничный бизнес.
Как г-н Ноготков собрал команду за полгода — коммерческая загадка. Сергей Радченков, которому предложение стать председателем правления поступило, когда он уже почти приступил к работе в другом банке, уверяет, что прельстил масштаб задачи «за четыре года сделать один из лучших банков в России». Денег на это президент ГК «Связной» явно не жалеет.
Доплатить за мечту
Связной Банк представляли прессе в московском «Арарат Парк Хаятт». По антуражу и уровню амбиций событие больше походило на докризисные, чем посткризисные, осторожные до пессимизма, презентации. Судите сами: в планах до 2014 г. — войти в топ-5 российских банков по объему эмиссии пластиковых карт и в топ-40 по объему активов. Последние должны вырасти в 10 раз — с 13 млрд руб. до 120. Капитал — с 2,5 до 13 млрд руб., и это по консервативному сценарию. Для банка, ориентированного на долю в конкурентном розничном сегменте, — более чем смелая заявка.
Но Максим Ноготков все объяснил. В Связной Банк в период роста будет вложено $340 млн, и по мере надобности основатель ГК «Связной» готов расставаться с акциями группы ради капитализации банка. «Если для развития банка придется уменьшать свой пакет — я готов снижать его до контрольного, 51%. Сколько точно акций придется продать, пока не знаю — этот вопрос, вероятно, даже не 2011-го, а 2012 г. Но я в любом случае хочу сохранить контроль над ГК «Связной», — говорит он.
Пока основной продукт Связного Банка — карты MasterCard, совмещающие в себе функции дебетовых, кредитных и бонусных. Универсальные карты 3,5 месяца тестировали в Казани и Нижнем Новгороде. «Двух крупных городов вполне достаточно, — считает г-н Ноготков. — С июля по середину октября мы выдали там 15 тыс. карт. И считаем, что «пилот» вполне удался». В октябре универсальные карты Связного Банка начали выдавать на территории по Урал включительно. В 2011 г. банк планирует начать продажи уже по всей сети центров мобильной связи, отмечает Максим Ноготков.
Карты произвели у клиентов тихую сенсацию и повергли экспертов в шок. Розничный проект называют как минимум высокорисковым и рассчитанным на длительную окупаемость. Так, в первый продукт Связного Банка заложена возможность 7-10%-го невозврата кредитов. («Это средний сценарий. Вообще, бизнес-модель выдерживает до 20%, но я уверен, до этого не дойдет», — сохраняет спокойствие г-н Ноготков.) Вразрез с экономящим на издержках рынком идут и другие условия: 10% годовых, начисляемые на остаток собственных средств, бесплатное снятие этих средств в рублях в банкоматах любого банка на территории России, платежи через интернет-банк без комиссий, одобрение кредитного лимита в течение 20 минут и возврат на карту до 20% от стоимости покупок у партнеров бонусной программы сети «Связной». Экономит банк, по словам Максима Ноготкова, на другом, прежде всего на содержании собственной сети отделений. Такие условия сохранятся еще на полгода-год. «Мы и не рассчитываем на большую прибыль в ближайшее время. Инвестиционный период — три года», — комментирует человек, который платит за все это из собственного кармана.
Оценивать эффективность вложений г-н Ноготков призывает в конце 2014 г. К тому времени Связной Банк должен запустить депозиты и зарплатные проекты, а также развернуть масштабное РКО. Подозрение, что банк был создан для наращивания доли в рознице и последующей продажи, основатель отвергает: «У меня таких планов нет. Я верю в безналичные расчеты и хочу, чтобы Связной Банк был в этой нише первым». И заключает с азартным блеском в глазах: «По большому счету, наши основные конкуренты — не банки, а фабрики Гознака. При всех темпах развития в России пока только 4% платежей в розничной торговле делаются с использованием банковских карт. Мы работаем на то, чтобы картина была обратной».
1 NFC (Near Field Communication) — технология, которая позволяет осуществлять моментальные бесконтактные платежи с помощью карты или адаптированных мобильных устройств. Списывание средств при такой оплате идет с баланса владельца устройства.
Перспективы рынка мобильных платежей
Мировой объем NFC-платежей в 2009 г.
$8 млрд
 

Прогноз к 2014 г.
свыше $110 млрд
мировой объем NFC-платежей
каждый 6-й абонент
имеет мобильник с поддержкой NFC

Источник: Juniper Research.
Максим Ноготков
Родился в 1977 г. в Москве.
Образование: 1993-1995 гг. — МГТУ им. Баумана; 1997-1999 гг. — Московская международная высшая школа бизнеса MIRBIS.
Карьера: 1995 г. — зарегистрировал компанию «Максус»; 2004 г. — занял пост президента ГК «Связной», в которую была преобразована компания «Максус».
Достижения В конце 2010 г. стал победителем национального этапа конкурса «Предприниматель года» (Entrepreneur Of The Year Award), организованного компанией Ernest&Young. В мае 2011 г. будет представлять Россию на международном этапе конкурса в Монте-Карло.
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.