Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Тимур Горяев: Быть звездным топом или сидеть в кадровом резерве — решение каждого

«В «Калине» много лет подряд, стиснув зубы, мы выращивали маркетологов. Не от хорошей жизни — преподаватели маркетинга не могли пройти у нас обычное собеседование». Колонка Тимура Горяева на DK.RU.

Экс-владелец «Калины» Тимур Горяев в Екатеринбурге гость редкий. Уже несколько лет он живет в Лондоне и развивает проекты, никак не связанные с косметическими брендами. Недвижимость, виноделие и даже замки с привидениями — список его бизнес-интересов поражает сам по себе.

Недавно Тимур Горяев стал писателем. Из-под его пера вышла книга с говорящим названием «Шпаргалки для боссов» — сборник практических знаний, заметок и наблюдений человека, сумевшего построить стабильный и понятный бизнес в меняющихся российских условиях.

А до книги — в течение почти 20 лет — Тимур Горяев не сходил со страниц деловой прессы города. В изданиях медиахолдинга «АБАК-ПРЕСС» вышли десятки его колонок и интервью. Но большинство — только на бумаге.

Желая исправить эту несправедливость, DK.RU запускает ретроспективный цикл колонок Тимура Горяева — «Записки босса».

Тимур Горяев:

— Я никогда специально сегментацией сотрудников не занимался — не вижу в этом практического смысла. Мне достаточно иметь в голове четкое понимание, кто из них определяет эффективность компании и прямо влияет на достижение целей. Такие люди — ключевые, все остальные — кадровый резерв.

В числе ключевых для любой компании сотрудников есть те, кого в книжках по управлению принято называть «звездами». Они достигли безусловных профессиональных высот, осведомлены о том, насколько востребованы рынком и незаменимы в компании. Правда, если говорить о сфере управления, то реально звездных менеджеров очень мало. Тот самый 1%. И здесь уже — если это действительно звездный менеджер — он стоит и доли в компании, и всевозможных иных привилегий. Но обычно у собственников проблемы не со звездными менеджерами — как раз с ними договариваться легко: они всегда прагматичны, честны и знают, чего хотят. Проблем с менеджерами не бывает. Проблемы бывают с креативными звездами — звездами творческих профессий.

Креативные звезды — люди, которые создают интеллектуальный продукт, несерийный, штучный. Такие сотрудники востребованы не во всех индустриях — прежде всего в тех специфичных бизнесах, которые завязаны на дизайне, маркетинге, разработке продукта. Их — горстка, но много и не надо.

При этом творческие звезды — те самые личности, которые и создают в компании головняк. Они демонстративно не следуют дисциплинарным правилам компании, и интересует их только «здесь и сейчас». Им не нужен бизнес, и долгосрочные перспективы чаще всего их не удерживают — такие уж люди: яркие, креативные, по-своему маргинальные.

Компания может себе позволить иметь такого блаженного дурачка, который талантлив, странен, требует особых условий труда, немножко изолирован — да и бог с ним. Только вот долю в компании этим маргиналам, конечно, давать нельзя.

Это путь к уничтожению компании, к бессонным ночам, истерикам и слезам. Простые житейские подходы в общении с таким сотрудником принесут больше: хвалите его почаще, подчеркивайте гениальность, создавайте для него все условия. Это правильно, потому что, во-первых, такой подход создает для него среду, где ему комфортно, во-вторых, изолирует от остальной компании, а значит, не дает звезде возможности своим легкомысленным поведением влиять на остальных законопослушных сотрудников.

При этом всему остальному коллективу в любом случае обязательно нужно дать понять, что такой человек нужен компании, потому что именно он выдает специфичный продукт. Иными словами — чья-то «звездность» должна быть понятна не только вам, как собственнику компании, но и остальным. Если всем очевидно, что вот этот мальчик, например, удивительный дизайнер или гениальный копирайтер — ну и пусть он приходит, когда хочет, и уходит, когда вздумается.

Но главное — собственнику нужно с самого начала осознавать, что отношения со звездами — это отношения не супружеские. Это отношения любовников, и вечно они не продлятся.

Страсть, на которой все держится, — перегорит, и яркая личность захочет заниматься чем-то еще: скажем, уедет медитировать в Тибет — какая-то хрень обязательно в голову ударит. И это нормально, это — продолжение тех самых достоинств, ради которых вы и купили этого человека. Ну иссякнет один талант, найдите другого. Есть яркие люди на рынке — нужно только не лениться и искать.

Если и вам, и вашему «звездному мальчику» понятно, что у него будущего в вашей компании нет, то никакие увещевания не помогут, потому что если он действительно звезда, то он уже по определению не дурак. А если он не дурак, то вся болтовня про корпоративный патриотизм на него не повлияет. Вести с ним разговор про лояльность и патриотизм — грубо проявлять неуважение к нему, хотя бы потому, что это оскорбление его интеллекта. Ну и вас заодним плохо характеризует — потому что вы зачем-то стоите над ним и тратите свое время на глупую болтовню.

В воспитании детей по сути же два основных родительских приема: поддерживать и воодушевлять — все остальное не работает. С сотрудниками то же самое.

И если для ключевых сотрудников и тем более для звезд это не столь значимо, то для кадрового резерва эти принципы будут определяющими. Именно таких сотрудников нужно поддерживать, создавая — в рамках возможного — спецусловия для развития. И воодушевлять — показывать, куда они могут прийти, и главное — ради чего им туда идти.

Основное, что должен сделать руководитель в коммуникации с кадровым резервом, — задать обратную связь. Любой человек должен от своего руководителя слышать: «Я вас вижу, я про вас помню, я вас рассматриваю. И если вы выучите язык, избавитесь от каких-то там профессиональных слабостей, я замечу этот рост».

Обычно сотрудника на позицию, которая не требует специальных знаний, дешевле взять с рынка — человека с определенными базовыми знаниями, конкретным опытом. Его не нужно как-то особо учить, переучивать, вот он — готовый специалист для конкретной должности. Он и стоит дешевле, потому что ничего особого не знает. Этот прагматичный подход годится для формирования внутри компании кадрового резерва. Но для среднего звена менеджмента и выше эти фокусы не работают. Вам сразу нужен человек с определенным житейским опытом, определенным профессиональным опытом, определенным образованием. И только если претендент всем этим требованиям отвечает, он, конечно, легко встроится в структурированную компанию.

Но ни тем, ни другим я не папа. Быть звездным топом или сидеть в кадровом резерве — решение каждого. С точки зрения собственника, выращивание специалиста — серьезная работа, мы за нее беремся только в тех случаях, когда на рынке в принципе нет нужных людей.

Так, в концерне много лет подряд, стиснув зубы, мы выращивали маркетологов — не от хорошей жизни, а потому что выяснилось, что преподаватели маркетинга не могли пройти у нас обычное собеседование.

Люди, которые преподают в вузах, профессионально не соответствуют требованиям, которые мы предъявляем передовому маркетологу. Если преподаватели не соображают, откуда возьмутся ученики, которые соображают? Приходится набирать ребятишек, которые могут подтвердить свою трудоспособность и хороший интеллектуальный потенциал, отбирать из них лучших, способных, заинтересованных. И учить. Иначе никак.

Материал подготовила Наталья Попкова. Истории предпринимателей Екатеринбурга — в сообществе «Бизнес и жизнь» на Facebook

Самое читаемое
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Откуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образованииОткуда берутся 20-летние болваны? Острые дискуссии об образовании
  • На юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублейНа юбилейной Екатерининской Ассамблее собрали 175,8 млн рублей
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.