Подписаться
Курс ЦБ на 18.04
94,32
100,27

Инвесторы, область, федерация. Кто и сколько вложил в «Титановую долину» за девять лет

Инвесторы, область, федерация. Кто и сколько вложил в «Титановую долину» за девять лет
Иллюстрация: пресс-служба ОЭЗ

Во что обходится бюджету региона особая экономическая зона и насколько ее наличие улучшает инвестиционный климат — DK.RU решил посчитать чужие деньги перед выделением ОЭЗ очередного транша.

Депутаты Заксобрания Свердловской области на последней неделе ноября обсуждали выделение бюджетных денег для особой экономической зоны «Титановая долина»: потребности площадок оцениваются в 781 млн руб.

Без споров между депутатами не обошлось. Гендиректору ОЭЗ Артемию Кызласову припомнили и 1 млрд руб. на счетах компании, и вышедших из проекта инвесторов, и слишком растянувшиеся сроки строительства. DK.RU собрал вопросы, которые законодатели чаще всего задают представителям «Титановой долины», и нашел на них ответы — в открытых источниках, в кулуарах различных ведомств и в самой ОЭЗ.

Почему так долго?

Чтобы ответить на этот вопрос, пришлось перекопать википедию, сайт министерства экономического развития РФ, портал свердловского правительства и Областную газету. Главное, что выяснили, — от заявлений о создании ОЭЗ под Верхней Салдой до реального строительства прошло почти семь лет. И отнюдь не по вине управляющей компании.

О создании особой экономической зоны в Свердловской области заговорили еще в конце нулевых. На бумагу разговоры вылились в 2010-м — в декабре свердловское правительство и Минэкономразвития РФ подписали соответствующее соглашение.

Это была четвертая ОЭЗ в России: до «Титановой долины» промышленные особые экономические зоны появились в Татарстане — ОЭЗ «Алабуга», Липецкой области — ОЭЗ «Липецк» и под Самарой — ОЭЗ «Тольятти». Последняя ОЭЗ появилась незадолго до подписания соглашения о создании ОЭЗ под Верхней Салдой Свердловской области. А, к примеру, ОЭЗ «Алабуга» к моменту получения такого статуса в 2005 году уже семь лет благополучно развивалась как свободная экономическая зона. К примеру, в 2003 г. в Алабуге уже размещались 13 крупных резидентов. В том числе совместное предприятие со шведским Volvo, выпускающее комплектующие для КамАЗа, производство тракторов Минского завода, совместное предприятие с DeLonghi, где выпускали обогреватели.

«Алабуге» повезло: подписанное 18 января 2006 г. трехстороннее соглашение между министерством экономического развития и торговли РФ, правительством Республики Татарстан и администрацией Елабужского муниципального района возложило обязательства по финансированию инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры ОЭЗ на Российскую Федерацию и республику Татарстан. Проще говоря, деньги на всю инфраструктуру «Алабуги» выделяли и федеральный, и республиканский бюджеты.

«Титановая долина» форы в виде федеральных денег на первоначальном этапе не получила. Статус ОЭЗ площадке в Верхней Салде дали с тем условием, что «создание основных объектов транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры будет осуществляться за счет средств регионального бюджета и внебюджетных источников».

Региональный бюджет выделить крупные суммы сразу не мог: в 2011-2014 гг. деньги поступали небольшими траншами. Настолько небольшими, что провести тендеры среди подрядчиков на проектировочные и строительные работы было невозможно.

Инфографика: Как финансировалась ОЭЗ бюджетом

Источник: ОЭЗ «Титановая долина»

В этот момент федеральные власти вспомнили о важности проекта. Правда, не сами: губернатор Евгений Куйвашев обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой помочь. В декабре 2013 г. премьер-министр одобрил софинансирование работ по созданию инфраструктуры ОЭЗ из федеральной казны.

Теперь мы в этом проекте не одни. За что спасибо лично Дмитрию Медведеву и президенту, которые поддержали это очень важное для нас строительство, — прокомментировал это событие в 2013 г. Евгений Куйвашев.

Однако радоваться было рано: в стране начинался кризис, и, получив одобрение на федеральное финансирование проекта, региональное правительство свои программы свернуло. Деньги из областной казны в ОЭЗ не поступали ни в 2015-м, ни в 2016 г.

Несмотря на сложности с финансированием, «Титановая долина» потихоньку строилась. По сути, проект первой очереди, стройгородок, внешнюю и внутреннюю инфраструктуру сделали за три года — с 2014 по 2017-й. Первые резиденты могли выйти на площадку уже в 2015 г., к 2017-му инфраструктуру подготовили максимально.

В 2018 г. «Титановая долина» расширила территорию за счет второй площадки «Уктус», а на производственный уровень вышли резиденты из первой волны: в Верхней Салде — АО «Урал Боинг Мануфэктуринг», ООО «Зибус», ООО «Инструментальное производство Миникат», на Уктусе — Уральский завод гражданской авиации.

Инфоргафика: показатели резидентов

Источник: ОЭЗ «Титановая долина»

Почему так дорого?

781 млн руб., из-за которых произошла дискуссия в Заксобрании, — не такая уж большая сумма для «Титановой долины», если оценивать все затраты на ОЭЗ. С момента подписания соглашения о создании до нынешнего момента на работу ОЭЗ было выделено 12 млрд 340 млн руб.

Большая часть этих средств — деньги инвесторов-резидентов: около 7,75 млрд руб. Наименьшая пришла из федерального бюджета — 1 млрд руб. Регион вложил в развитие ОЭЗ 3 594, 44 млн руб.

Инфографика: Кто и сколько вложил в «Титановую долину»

Источник: ОЭЗ «Титановая долина»

Можно сравнить с той же «Алабугой», которую так любят приводить в пример уральцам: мол, в Татарстане могут, а вы что ж? Когда «Титановая долина» только начиналась, ее бюджет составлял 151 млн руб. Вливания в «Алабугу» с 1998 по 2010 гг. превысили 15,3 млрд руб.

В итоге к своим девяти годам «Титановая долина» подошла с неплохими результатами — это молодая площадка с привлекательной инфраструктурой. Как отметил по итогам рейтинга Минэкономразвития России и Ассоциации развития кластеров и технопарков России 2019 г. директор Ассоциации развития кластеров и технопарков России Андрей Шпиленко, у ОЭЗ «Титановая долина» достаточно выгодная позиция:

При подведении результатов рейтинга 2019 г. были выявлены такие​ сильные стороны ОЭЗ ППТ «Титановая долина», как благоприятные​ условия​ для ведения​ предпринимательской деятельности,​ высокая привлекательность земельных участков особой экономической зоны, при этом​ отличающихся​ на рынке Свердловской области и выгодной ценой.​ Неслучайно сегодня​ Титановая долина​ входит в тройку наиболее привлекательных ОЭЗ промышленно-производственного типа по земельным ресурсам.​

Инфографика: «Титановая долина» среди других ОЭЗ и индустриальных парков

Источник: АЦ «Эксперт»

В числе резидентов ОЭЗ сегодня 14 компаний. Четыре крупных резидента ведут полноценную производственную деятельность на двух площадках ОЭЗ. Суммарно они инвестируют в производство более 22 млрд руб. Треть этих денег уже работает в ОЭЗ.

Депутаты, которые в начале ноября в очередной раз посетили «Титановую долину» с экскурсией, наконец-то остались довольно увиденным.

Мы уже четыре раза были в «Титановой долине» — трижды в Верхней Салде и один раз во второй очереди на Уктусе. В этот раз нам впервые показали реально работающие предприятия и готовую площадку, которая действительно может принимать резидентов абсолютно любого уровня. До последнего времени многие, в том числе и потенциальные резиденты, настороженно относились к этому проекту, но теперь, когда она практически полностью готова, когда есть примеры успешно работающих на ней компаний, ситуация должна измениться, — высказал мнение председатель комитета Законодательного Собрания по промышленной, инновационной политике и предпринимательству Альберт Абзалов.

Почему вы их теряете?

На первоначальном этапе, когда проект ОЭЗ активно обсуждали и продвигали депутаты, общественники и СМИ, о потенциальном размещении производства здесь заявили более 25 компаний. С течением времени у многих интерес иссяк. Эксперты объясняли это несколькими причинами. Те, кто ушел в 2014-2015 гг., не стали рисковать и открывать производство в самый разгар кризиса — тем более что большинство инвесторов изначально планировали ставить в цеха импортное оборудование. Колебания курса и санкции свели на нет интерес инвесторов к «Титановой долине».

Еще одной причиной эксперты называют затянувшиеся сроки строительства: инвесторы не готовы были ждать инфраструктуру.

Карта площадки «Салда»

Всего из первоначального пула резидентов вышли четыре компании. Они так и не приступили к деятельности на площадке — ни строительной, ни производственной.

Пятым резидентом, который покинет ОЭЗ, станет деревообрабатывающая компания «СТОД-Урал». Инвестор, договор с которым торжественно подписали на ИННОПРОМ-2017, планировал вложить в верхнесалдинскую площадку чуть больше 10 млрд руб. Но к концу 2019 г. компания заявила о своем желании выйти из проекта. Среди озвученных причин — несоблюдение договоренностей со стороны регионального правительства по обеспечению производства инфраструктурой. Речь идет в частности о железнодорожных путях, которые должны были подвести к площадке уже в этом году.

Однако в ОЭЗ говорят, что соглашение с резидентом не содержит ни одного пункта, где бы «упоминалось о потребности в железной дороги и соответствующей логистике».

Строительство железнодорожной инфраструктуры в рамках концессионного соглашения — а именно такое мы подписали с РЖД текущей осенью — новый механизм для страны в целом, длительный и непростой. Действующие и будущие резиденты, которым она необходима, это понимают, сроки с ними согласованы и не вызывают вопросов. Сегодня концессионный проект строительства железной дороги в «Титановой долине» в процессе реализации. Поэтому нет поводов рассматривать ее нынешнее отсутствие как причину выхода из проекта «СТОД-Урал», — прокомментировали ситуацию в управляющей компании «Титановой долины».

Планируется, что договор со «СТОД-Урал» будет расторгнут уже в этом году по соглашению сторон.

«Титановая долина» говорит и еще об одной компании, которая в следующем году лишится статуса резидента ОЭЗ — «Ас-Пром». Причем министерство инвестиционного развития, куратор «Титановой долины», само спровоцировало выход «Ас-Пром» из проекта. Причина та же, что в случае с четырьмя упомянутыми выше инвесторами — компания так и не приступила к какой-либо деятельности.

Где очередь?

На последнем заседании, которое законодатели провели в ОЭЗ, Альберт Абзалов заявил:

Работающие резиденты занимают около 10% территории, поэтому сейчас администрации «Титановой долины» надо сосредоточиться на привлечении новых инвесторов.

Управляющая компания это понимает. Одним из инвесторов станет ОАО «РЖД»: по словам главы, свердловского мининвеста Виктории Казаковой, перевозчик готов вложить в ОЭЗ 1,8 млрд руб.

Инфографика: Ж/д инфраструктура

Источник: ОЭЗ «Титановая долина»

На днях в правительстве Свердловской области экспертный совет одобрил проекты четырех инвесторов, среди которых один из заявленных на площадку «Салда» — с планируемым объемом инвестиций более 14 млрд руб. и с потребностями в ж/д-инфраструктуре. Управляющая компания пока не готова раскрыть имя и даже вид деятельности будущего инвестора — сделают это после подписания соглашения. К слову, когда документ появится, он станет хорошим аргументом в пользу управляющей компании ОЭЗ, которая повторяет, что причины выхода «СТОД-Урал» из проекта «лежат за границами региона и ОЭЗ».

В «Титановой долине» говорят о том, что второй пул резидентов постепенно набирается. Помимо «тайного инвестора» экспертный совет одобрил заявку от АО «Верхнесалдинский металлургический завод» с проектом производства железа прямого восстановления по инновационной технологии, ООО «Ойл Энерджи Экспорт» (производство внутрискважинного оборудования) и ООО «Завод конвейерного оборудования «Горняк» (выпуск станков и оборудования для металлургии и горных предприятий).

Карта площадки «Уктус»

Уже в текущем декабре в правительстве Свердловской области пройдет второй экспертный совет, на котором рассмотрят проекты еще двух компаний. Если их одобрят и если все компании подпишут соглашения, в уральской ОЭЗ появятся шесть новых резидентов. Инфраструктура объекта сегодня вполне готова принять еще несколько крупных производств. А это — налоги в бюджет региона и новые рабочие места. Пока, по словам Виктории Казаковой, «Титановая долина» обеспечила создание 470 рабочих мест. В будущем цифра повысится.

Самое читаемое
  • В Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкоматВ Академическом районе Екатеринбурга собираются построить храм и военкомат
  • Строительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долговСтроительство развязки у концерна «Калина» может встать из-за долгов
  • Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%Загородные дома в Свердловской области подорожали на 46%
  • Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?Вместо «горнолыжки» — событийный туризм: что будет в «Большой Сысерти»?
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.