Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Торговое оборудование - 19.03.2007

эксперты Дмитрий Вепрев гендиректор компании «ЛЭНД-Екатеринбург» Иван Козеев специалист по группе «Холодильное оборудование» компании «Офис-комплект. Торговое оборудование» Константин Костин директ

Рынок торгового оборудования (ТО) развивается не столько за счет ввода новых площадей, сколько за счет их переоснащения. В связи со снижением рентабельности бизнеса поставщики технологического и холодильного оборудования делают ставку на четкую специализацию и производство индивидуальных заказов.

эксперты
Дмитрий Вепрев
гендиректор компании «ЛЭНД-Екатеринбург»
Иван Козеев
специалист по группе «Холодильное оборудование» компании «Офис-комплект. Торговое оборудование»
Константин Костин
директор компании «Сотос»
Ирина Митюшова
гендиректор компании «ОВИМЭКС-Торгкомплект»
Ольга Худякова
специалист по группе «Торговая мебель» компании «Офис-комплект. Торговое оборудование»

 

Почему поставщики ТО не рассчитывают на федералов и иностранцев
Почему отечественное оборудование ­вытесняет зарубежное
Зачем поставщикам собственное производство

Рынок ТО представлен тремя основными сегментами: это холодильное (холодильные шкафы, горки, ванны), технологическое (печи, плиты) и торгововыставочное (стойки, стеллажи) оборудование. Точными значениями емкости этого рынка компании не располагают, но, по субъективным оценкам экспертов, в Екатеринбурге и Свердловской области оборудования продается не меньше чем на $30 млн в год. Если продажи холодильного оборудования прирастают стабильно в пределах инфляции, то в двух других направлениях специалисты видят существенную динамику и новые пути развития.

Рост рынка определяют ритейлеры

Состояние каждого из направлений обусловлено развитием рынка торговли и общественного питания: спрос на оборудование возникает, когда появляются новые площади либо переоснащаются существующие. Впрочем, зависимость далеко не прямо пропорциональная: хотя количество торговых площадей прирастает в разы, годовая динамика рынка ТО — 3060% (в соответствии с тем или иным сегментом). Активная экспансия иностранных и федеральных компаний, по мнению Дмитрия Вепрева, гендиректора «ЛЭНДЕкатеринбург», привлекательна лишь теоретически: «Контракт на оснащение того же Metro Cash & Carry исчисляется сотнями тысяч долларов, и даже на 23% рентабельности можно было бы заработать неплохие день­ги, но такие игроки приходят, как правило, уже со своими поставщиками». Поле битвы за федеральных заказчиков уже давно переместилось в Москву, и при победе в тендере поставщики оснащают сеть по всей России. «Максимум, на что может рассчитывать местная компания, — поставка мелочевки, которая нужна прямо сейчас», — поясняет Ирина Митюшова, гендиректор «ОВИМЭКСТоргкомплект».

 

Поэтому главную роль для рынка торгового оборудования играет не ввод новых площадей, а их переоснащение. По мнению гна Вепрева, волна замены оборудования в Екатеринбурге начала активно формироваться в прошлом году. Оборудование, которым располагает продовольственная розница, установлено в 20002002 гг., когда магазины массово переходили на самообслуживание. «Учитывая, что срок физического старения такого оборудования пятьсемь лет, компании в 2006г. массово столкнулись с необходимостью технического перевооружения. Сейчас мы начинаем получать заявки от тех, кого оснащали в 2001г.», — рассказывает Дмитрий Вепрев. Непродовольственных ритейлеров к переоснащению толкает усиление конкуренции: чтобы отвечать современным требованиям, компаниям приходится менять концепцию торговли. Кроме того, вовсю идет процесс скупки единичных магазинов сетевыми структурами, а мелких сетей — крупными. Владельцы, знающие, что им скоро придется продавать свой бизнес, стремятся увеличить капитализацию, приобретая более совершенное оборудование, соответст­вующее стандартам и запросам будущего хозяина. Возможность не тратить время и средства на переоснащение автоматически повышает стоимость сделки.

 

Развитие каждого из трех сегментов торгового оборудования определяется и специфическими факторами. Например, рост продаж холодильного оборудования идет в основном за счет не теряющих актуальность магазинов у дома. «Мы сейчас нацелены больше на них, чем на победу в тендерах, проводимых крупными игроками. Такие компании диктуют условия, которые не всегда выгодны поставщикам», — говорит Иван Козеев, специалист по группе «Холодильное оборудование» ЗАО «Офискомплект. Торговое оборудование».

 

Росту продаж технологического оборудования способствует развитие бюджетных предприятий общепита (заводских и ведомственных столовых, детских садов и т. п.). «На переоборудование им сейчас выделяют серьезные деньги из бюджета: если в 2005г. тендеры по ведомственному общепиту проходили раз в месяц, то в 2006м уже по тричетыре в месяц», — отмечает Ирина Митюшова.

 

На развитие сегмента технологического оборудования также повлиял интерес ритейлеров к продвижению частных марок (private label). Технологическое оборудование активно закупают продовольственные сети, которые открывают цеха по производству полуфабрикатов, салатов, выпечки и т. д. под собственным брендом. Эксперты единогласно отмечают рост доли технологического оборудования в затратах на оснащение продовольственной розницы, что позволило поставщикам увеличить в 2006г. продажи на 5060%. Рентабельность бизнеса сокращается

Если продажи «мебели» для непродовольственных магазинов, по оценкам экспертов, приносят 40% дохода, то продажи технологического оборудования — всего 1820%, а холодильного — и вовсе 712%. Как подчеркивает Дмитрий Вепрев, рентабельность бизнеса поставщиков ТО сократилась за последние несколько лет на десятки процентов. Помимо традиционных для большинства рынков факторов (усиление конкуренции и постепенное насыщение), на потерю доходности влияют еще и производители. В целях приближения к конечному потребителю такие заводы, как «Ариада», «Кифата» и др., начали открывать собственные склады в регионах России. Эти представительства занимаются не только оптовой, но и розничной продажей и оттягивают на себя существенную часть клиентов, поскольку проводят более гибкую ценовую политику (оборудование получают напрямую с завода). К серьезной ценовой конкуренции, утверждают эксперты, это не приведет — во избежание демпинга производители обычно устанавливают нижний порог цены. Но продавцы торгоборудования все равно окажутся в невыигрышном положении. «С открытием филиала региональные поставщики будут вынуждены работать через оптовое звено — закупать на заводе будет уже нельзя», — рассказывает Иван Козеев.

 

Возможный вариант для сохранения устойчивости бизнеса поставщика — эксклюзивное дилерство в регионе, но таких дилеров единицы (в частности, «Итальянский дом оборудования»). Когда эксклюзива нет и одну и ту же марку продают несколько фирм, компании договариваются между собой: регулируют отпускные цены, разграничивают рынки сбыта. «Например, и наша компания, и «Торговый дизайн» продаем холодильные лари на одинаковых условиях, но мы достигли компромисса и друг другу не мешаем», — говорит Ирина Митюшова.

 

Самой удачной стратегией выживания эксперты единогласно считают специализацию на одном товарном направлении или бренде. Работа с одним производителем позволяет получать от него (или его филиала) дополнительные скидки за крупные объемы закупа. «Поставщики, приобретающие оборудование у разных заводов, будут неизбежно проигрывать тем, кто работает с одним брендом: их скидки будут меньше, соответственно рентабельность ниже или цены неконкурентоспособны», — поясняет гн Козеев. Специализация еще и упрощает работу. Как говорит Дмитрий Вепрев, одинаково сильно представлять несколько брендов сложно — у каждого может оказаться тысяч пять наименований и позиций.

 

Отечественное производство набирает силу

Помимо специализации, основу проч­ности бизнеса поставщики торгового оборудования видят в организации собственного производства — оно дает большую рентабельность, чем перепродажа. По данным ТОПлиста «ДК», свои производства есть более чем у 50% екатеринбургских поставщиков. Но, по рассказам экспертов, эти заводы были основаны достаточно давно — семьдвенадцать лет назад. «Сейчас, несмотря на преимущества, новые линии практически не появляются, — поясняет Ирина Митюшова. — Создать производство с нуля организационно сложно и дорого». Запустить цех по металлообработке и деревообработке, по оценкам Константина Костина, директора компании «Сотос», обойдется в несколько миллионов долларов (один станок стоит от $30 тыс.).

 

Собственное производство чрезвычайно востребовано на рынке торгововыставочного оборудования, уверен гн Костин. В этом сегменте велик спрос на эксклюзивные конструкции и мебель, тогда как раньше покупатели довольствовались стандартными решениями. Ольга Худякова, руководитель группы «Торговая мебель» ЗАО «Офискомплект. Торговое оборудование»: «В нашей компании заявок на готовые решения и комплекты, произведенные на заказ, примерно поровну». О соотношении 50/50 в этом сегменте заявили и другие эксперты. Но Константин Костин прогнозирует, что такое «равновесие» продлится недолго — смещение покупательского интереса в сторону эксклюзива становится очевидным: «Раньше было много безликих магазинов, теперь все больше ритейлеров задумываются о создании своего уникального, узнаваемого образа на рынке». Купить оборудование, которое бы соответствовало корпоративным стандартам заказчика, негде — его можно только произвести. Один из индикаторов крепнущей тенденции — иностранные производители ТО: растущий спрос на эксклюзив заставляет их все чаще изготавливать мебель на месте, чтобы снизить затраты (провоз через таможню достигает до 50% стоимости самого оборудования) и конкурировать с региональными производителями.

 

В ответ усиливают позиции отечест­венные заводы торгоборудования, и не только по «мебели»: они теснят импортные аналоги во всех трех направлениях. «Несколько лет назад импорт преобладал. Переломными стали 20042005 гг., когда заказчики начали отказываться от дешевого импорта, польского и чешского, в пользу российских марок», — вспоминает Ирина Митюшова. Сейчас соотношение «российское — зарубежное» примерно 60 на 40%, дальше разрыв должен увеличиваться. Отечественное оборудование проигрывает лишь в дизайне — комплектующие при его производстве все равно используются импортные, зато по цене оно существенно привлекательнее. Оснастить продовольственный магазин на 100 кв. м отечественным оборудованием обойдется от 500 тыс. до 2 млн руб. Импортное будет стоить, по оценкам Ивана Козеева, минимум на 3050% дороже. Активнее всех переходят на наше ТО продовольст­венные магазины, не ориентированные на покупателей премиумсегмента, — те, кого прежде всего интересует функционал, а не дизайн.

 

Впрочем, как прогнозирует гн Козеев, от недоработок по дизайну заводы скоро избавятся: «В новых разработках внеш­нему виду уделяется особое внимание, значит, спрос на них станет еще больше». Рост спроса корректирует и деятельность поставщиков. «Вместо того чтобы везти оборудование изза границы, мы начали делать его сами, например, по разработанным в Польше чертежам. Материалы дешевле закупать на месте — нет расходов на транспортировку, в итоге экономия составляет 4050%», — поясняет Ирина Митюшова.

 

Иностранцам, по мнению местных поставщиков, придется либо всерьез задуматься, как оправдать высокую стоимость своей продукции, либо снижать издержки. Так, свои сборочные производства в нашей стране уже открыли ARNEG (Италия) и «Дерби» (Дания). Эта тенденция для поставщиков оборудования в принципе позитивна — работать с производителями на территории России организационно проще.

 

 

Самое читаемое
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
  • Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.Какие меры правительство РФ предпримет для обеления экономики в 2026 г.
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.