Подписаться
Курс ЦБ на 18.12
80,38
94,14

Трейдеры металлопроката переоценили спрос

эксперты Константин Кислых директор дивизиона Свердловская область Сталепромышленной компании Виталий Попов коммерческий директор компании «КОМТЕХ-Екатеринбург» Сергей Третьяков директор компании «

С начала 2007 г. комбинаты и трейдеры готовились к активному росту спроса на металл. Они заранее сформировали на складах большие запасы проката, надеясь продать их с серьезной наценкой в период дефицита. Но дефицита не случилось. Российские и иностранные производители затоварили рынок. В итоге в самый разгар строительного сезона кривая цены металла пошла вниз и существенно сократила ожидаемую прибыль.

эксперты
Константин Кислых
директор дивизиона Свердловская область Сталепромышленной компании
Виталий Попов
коммерческий директор компании «КОМТЕХ-Екатеринбург»
Сергей Третьяков
директор компании «Атомпромкомплекс»

Почему в разгар строительного сезона цены на металл упали
Зачем комбинатам собственные сбытовые структуры
Что подталкивает трейдеров к слияниям и поглощениям

Вначале года динамика цен на рынке металлоторговли была положительной. Как отмечает компания «Сталь-Энерго 2000», к июлю средняя стоимость проката увеличилась на 20-25%. Трейдеры предполагали, что цена будет расти и дальше, а ближе к осени произойдет незначительная корректировка.

Но вопреки всем ожиданиям в разгар строительного сезона средняя стоимость проката начала снижаться. Уже с июля-августа и до конца года, по оценкам экспертов, ежемесячно уменьшалась стоимость всех видов продукции, поставляемой трейдерами. Быстрее всего падала в цене арматура. СЕРГЕЙ ТРЕТЬЯКОВ, директор компании «Атомпромкомплекс», говорит, что за месяц она могла терять до 10-15%. Средние расценки по рынку к концу года фактически сравнялись с прайсом на начало 2007 г. «Проблема состояла в том, что стоимость снижалась ежемесячно, — поясняет г-н Третьяков. — Если бы цены упали одномоментно, трейдеры смогли бы зафиксировать свои убытки и дальше работать в нормальном режиме. Минимальный срок от заказа продукции на комбинате до ее поставки конечному потребителю — три недели. За это время цена проката успевала падать, и металлоторговцы теряли деньги».

В периоды, когда цены сокращались сразу на 10-15% (такова средняя наценка металлоторговцев), трейдеры фактически были вынуждены работать в ноль, добавляет Сергей Третьяков.

Трейдеры и потребители переоценили динамику цен

В качестве главной причины неспрог­нозированного падения цен аналитики указывают переоцененный спрос. По словам экспертов, трейдеры и комбинаты ориентировались на показатели 2006 г., когда к середине лета спрос превысил все ожидания. Тогда многие сортаментные группы оказались в дефиците. Та же арматура к середине строительного сезона 2006 г. продавалась по цене оцинкованного листа. Производители и металлоторговцы заблаговременно приготовились к значительному увеличению спроса и в этом году. И те и другие в конце 2006 г. — начале 2007 г. накопили на своих складах значительный объем продукции, надеясь, что летом этот прокат продадут с неплохой наценкой.

Но эти планы не осуществились, продолжают аналитики. К лету спрос вырос всего на 15-20% (ожидалось не менее 30%). Опасаясь повторения ситуации 2006 г., многие потребители проката по­старались обезопасить себя от излишних расходов и закупили продукцию зимой, пока цены не начали расти.

На динамике спроса сказались и изменения, произошедшие на рынке недвижимости, добавляет КОНСТАНТИН КИСЛЫХ, директор дивизиона Свердловская область Сталепромышленной компании: «У застройщиков спрос тоже упал. Причем значительно. Продажи недвижимости встали, цены квартир поползли вниз. В результате объемы строительства летом несколько снизились. Некоторые стройки даже заморозили». Эксперты называют одним из ключевых потребителей строительные компании, по­этому сокращение активности застройщиков не могло не сказаться на ценах металлопроката.

К середине лета комбинаты столкнулись с проблемой неплатежеспособного спроса, констатирует г-н Кислых. Резко сократить производство металлургическим холдингам не позволяет технология. «Металл копился на складах комбинатов. И, видимо, производственные компании дали указание своим торговым домам продать любой ценой», — предполагает он.

В частности, аффилированные с производителями организации «Макси-Е» и «Мечел-Сервис» с июня по октябрь 2007 г. резко увеличивали объемы отгрузок за счет снижения цен на сортовой прокат, конкретизирует ВИТАЛИЙ ПОПОВ, коммерческий директор «КОМТЕХ-Екатеринбург». Расценки, установленные этими трейдерами, он называет демпинговыми. «Чтобы не сработать в убыток, остальные металлотрейдеры вынуждены были снизить объем продаж на тот период», — добавляет г-н Попов.

Не последнюю роль в затоваривании рынка летом сыграл импорт. По оценкам профильного информационного агентства «Металл-курьер», поставки металла из-за границы (Турция, Китай, Украина, Казахстан и др.) в январе-июне уходящего года возросли более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2006 г. — с 312 до 815-820 тыс. т. За девять месяцев 2007 г. одной только арматуры иностранные производители поставили около 225,8 тыс. т, сообщает интернет-ресурс Metaltorg.ru.

В Уральском регионе импортная сталь не превысила 10% от общего объема по­ставок, отмечает Константин Кислых. Но увеличение потока продукции иностранных комбинатов на внутренний рынок РФ сказалось на общероссийской конъюнктуре и подтолкнуло отечественных производителей к снижению цен, обрисовывает ситуацию Виталий Попов.

Комбинаты не спешат отказываться от аффилированных трейдеров

Помимо снижения цен в уходящем году трейдеры активно обсуждали продажу сбытовой структуры Evraz Group. Сеть аффилированных с «Евразом» дистрибьюторов — «ЕвразМеталл»1 — приобрела международная группа компаний Carbofer.

Решение холдинга о продаже «ЕвразМеталла» Сергей Третьяков считает оправданным: «Евраз» избавился от непрофильных активов и может сосредоточиться на производстве, повысив в конечном счете собственную рентабельность.

Того же мнения придерживается г-н Кислых. По его оценкам, к продаже активов «Евраз» могла подтолкнуть недостаточно высокая эффективность сбытовой структуры: «Создавая собственные торговые дома, компании-производители, очевидно, рассчитывали увеличить прибыль. Они полагали, что смогут повысить свою маржу, работая с конечным потребителем и не отдавая наценку сторонним трейдерам. По факту, я думаю, они получили лишнюю головную боль. Бизнес трейдеров отличается от бизнеса производителя. Вряд ли сбытовые структуры комбинатов приносят им солидную прибыль. Я даже не исключаю, что некоторые из них несут убытки».

Сейчас собственные торговые дома, сотрудничающие как с трейдерами, так и с конечными потребителями, есть практически у всех комбинатов, отмечают эксперты. Но сбытовые структуры компаний-производителей будут уходить с рынка, уверен г-н Третьяков: «Продажа «ЕвразМеталла» — первая ласточка. Со временем остальные производители осознают низкую эффективность соб­ственных торговых домов и последуют примеру Evraz Group».

«Явно выраженной тенденции отказа металлургических комбинатов от своих сбытовых структур не будет», — возражает г-н Попов. По его словам, за счет работы собственных трейдеров у производственных компаний есть возможность влиять на уровень цен и рынок в целом, ограждая себя от незапланированных сбоев поставок.

Пример, противоречащий прогнозам сокращения сбытовых подразделений комбинатов, — изменившаяся в нынешнем году сбытовая политика металлургического холдинга «Мечел». В 2007 г. эта производственная компания расторгла договоры прямых поставок с двумя крупными екатеринбургскими металлоторговцами — Сталепромышленной компанией и «КОМТЕХ-Екатеринбург» (см. «ДК» № 33 от 10 сентября 2007 г.). «Металлопрокат «Мечела» мы сейчас вообще не продаем, — рассказывает Константин Кислых. — Холдинг прервал поставки как напрямую, так и через свой торговый дом «Мечел-Сервис». Сбытовая структура этого производителя, поясняет он, взяла на себя все продажи конечному потребителю и вообще не работает с посредниками.

Лидеры рынка постепенно вытесняют мелких трейдеров

Сбытовые структуры промышленных холдингов занимают прочные позиции на рынке. У них есть преференции при поставках проката, поясняют аналитики. Наряду с относительно низкими ценами такие организации, в частности, получают от комбинатов возможность рассрочки платежа, на которую остальные игроки рассчитывать не могут.

Помимо аффилированных с комбинатами компаний эксперты относят к числу лидеров старожилов регионального рынка, проработавших на нем не менее десяти лет («Атомпромкомплекс», «Тобол» и др.), и представителей крупных федеральных сетей («КОМТЕХ-Екатеринбург», Стале­промышленная компания и пр.). Всего, по оценкам аналитиков, в регионе около десяти крупных компаний (ежемесячный объем продаж каждой — свыше 5 тыс. т), которые в совокупности контролируют от 60 до 80% всего рынка. Оставшуюся часть пирога делят между собой 30-40 средних (продажи — от 1 до 5 тыс. т в месяц) и мелких (менее 1 тыс. т) трейдеров. И доля последних будет только сокращаться, полагают эксперты.

Как считает г-н Кислых, ключевые конкурентные преимущества любого трейдера — это цена и сервис. Лидеры рынка устанавливают относительно невысокие цены благодаря прямым поставкам с заводов и большим объемам закупаемой у комбинатов продукции. Сеть металлобаз, которой обладает фактически каждый крупный трейдер, обеспечивает приемлемый уровень сервиса. «Относительно некрупные игроки ни адекватным уровнем цен, ни качественным сервисом отличиться не могут. Потому их обороты, я думаю, только снижаются», — резюмирует Константин Кислых.

Усугубить положение небольших компаний может появление на Урале крупных инорегиональных трейдеров. По оценкам г-на Попова, динамика развития местного рынка для них привлекательна. «В Сверд­ловскую область в 2007 г. пришел «ИН­ПРОМ»2. В перспективе на региональный рынок, вероятно, выйдет торговый дом «Северсталь-Инвест»3», — конкретизирует Виталий Попов.

Эксперты прогнозируют укрупнение рынка через слияния и поглощения. Таких прецедентов пока нет. Но, по словам г-на Кислых, уже сейчас многие крупные трейдеры ведут переговоры о покупке относительно небольших компаний: «Мы сами в этом году рассматривали варианты поглощения некрупных трейдеров. Думаю, это только вопрос времени. Рынок уже готов к покупке солидными игроками более мелких, но пока сложно сформулировать условия слияния, которые бы устроили обе стороны».

 

1 «ЕвразМеталл» объединял специализированные сбытовые подразделения, официальных дистрибьюторов ООО «Торговый Дом Evraz Group». В структуру «ЕвразМеталл» входили «ЕвразМеталл-Поволжье», «ЕвразМеталл-Северо-Запад», «ЕвразМеталл-Сибирь», «ЕвразМеталл-Урал», «ЕвразМеталл-Центр», «ЕвразМеталл-Черноземье». Все эти активы в 2007 г. перешли группе компаний Carbofer.

2 ОАО «ИНПРОМ» основано в 1996 г. Объем продаж компании в 2006 г. превысил 12 млрд руб. Головной офис — в Санкт-Петербурге. Филиальная сеть — в 28 городах.

3 ЗАО «Торговый Дом «Северсталь-Инвест» образовано в 1994 г. Входит в состав производственного холдинга «Северсталь-групп». По собственным оценкам, контролирует 8% российского рынка металлоторговли. Объем выручки в 2006 г. — 21,5 млрд руб. Головной офис — в Череповце. Филиальная сеть охватывает 26 городов.
Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.