Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

Трибуна: Не отъезжайте по-тихому!

    Павел Медведев генеральный директор компании «Звезда»   Меня уже давно поражает одна особенность российского бизнеса — странное неумение работать согласно договоренностям, закрепленным на бумаг

Нарушение договорных обязательств мешает цивилизованному бизнесу.

 

 

Павел Медведев
генеральный директор компании «Звезда»

 

Меня уже давно поражает одна особенность российского бизнеса — странное неумение работать согласно договоренностям, закрепленным на бумаге. То есть договоры мы, конечно, составляем и подписываем. Но от контр­агентов почему-то ждем поведения, основанного не на пунктах соглашения, а на чем-то другом — на представлениях о справедливости, «понятиях», внутренних стандартах фирмы и т. д.

Со мной как в дурном сне повторяется одна и та же ситуация. Потенциальный поставщик долго уговаривает сотрудничать, а в ответ на просьбу прислать договор для изучения говорит с некоторой даже обидой: «Так это же наш типовой договор». В том смысле, что «нечего тут читать, подписывайте уже, и начнется для нашего сотрудничества счастливое будущее». Хоть я и не юрист, но мне очевидно: в договоре участвуют две стороны, по­этому текст необходимо обсуждать, коль скоро он регулирует отношения двух заинтересованных друг в друге партнеров (я не беру здесь в расчет ситуации типа договора с железной дорогой).

Характерно, что эти самые «типовые» договоры у большинства поставщиков не содержат никакого намека на штрафные санкции. То есть отношения можно описать так: «Вы закажите продукцию, а мы ее вам когда-нибудь привезем». Попытки предусмотреть штрафные санкции вызывают возмущение, максимум, на что соглашаются, — это 0,1% в день. Это, скорее, психологическая мера: в моем бизнесе из-за отсутствия контроллера стоимостью 3 000 руб. может встать стройка на объекте стоимостью 1 млн руб., и здесь 0,1%, т. е. 3 руб. в день, не спасут.

Другой пример. Уже третий год подряд мне звонят менеджеры с одной из выставок. В выставке поучаствовать я в общем-то не против. Но уже третий раз меня смущают формулировки договора. По тексту обязательства исполнителя — «предоставление оборудованной площади, стола и двух стульев» (точно не помню). Точка! Когда я прошу менеджера вписать в договор обязательства по рекламной кампании (я ведь не ради стола участвую, а ради посетителей, а их надо привлекать рекламой), то сначала на меня пытаются давить фразой типа «конечно, реклама будет», а после повторной просьбы добавить в обязательства исполнителя рекламную кампанию менеджер куда-то исчезает. У меня такое чувство, что я кофейный автомат уговариваю сделать мне молочный коктейль. Наверное, на следующий год уже не буду с ними разговаривать — времени жалко, честное слово.

Иногда мне кажется, что я зря вредничаю. И выставки в конечном счете проходят, и продукция поставляется Ведь я же в России живу, в конце концов! Понятно, что нормальные поставщики искренне хотят доставить клиентам радость. И в общем, так они и делают, но только до тех пор, пока у них самих все идет хорошо. Но в ситуации сбоев меня мало устраивают извинения с виноватой улыбкой. Я не крови хочу, нет, а просто адекватной компенсации. И есть у меня такое чувст­во, что, пока существуют подобные договоры, поставщики будут жить по принципу «сделать постараемся, а если не получится — улыбнемся и извинимся».

А вот третий пример — уже о клиентах. Приезжает в офис потенциальный заказчик. Мы долго разговариваем, я все подробнейше записываю и потом заношу в договор. Договор подписан, поступает предоплата, закипела работа Как вдруг «Сделай еще, пожалуйста, вот эту работу. А вот это оборудование (его месяц везли под заказ из Кореи) давай отдадим обратно и заменим на другое. К завтрашнему утру». Причем обоснование этих требований просто великолепное: «Да я договор подписал не глядя, а думал, что» Конечно, клиент всегда прав — переделываем, заменяем Но ведь в итоге все эти переделки за счет заказчика идут!!! Вот почему в проекты часто закладывают лишнюю рентабельность, которая затем уйдет на непредвиденные издержки из-за того, что «подписали не глядя, а думали».

Эти несколько примеров на самом деле об одном. И как-то мне грустно, господа! Давайте уже прекратим жить двойной жизнью — что написано в договоре, то и дОлжно исполнять. Пора уже с поставщиков требовать, чтобы они в договорах прописывали то же, что пообещали по телефону или написали в своей красивой рекламной брошюре. А в роли клиентов надо учиться понимать, о чем мы все-таки договорились, чтобы не попадать потом в неловкие ситуации, когда, как в анекдоте, новый русский думал, что «бордо — это зеленый цвет».

Это ведь всем поможет, честное слово! Мы тогда будем больше работать и меньше устранять последствия того, что кто-то кого-то не так понял.

 

Дмитрий Зениц
генеральный директор ЗАО «Полевской машиностроительный завод»:

— Договор — это положенное на бумагу «слово купеческое», которое надо, во-первых, четко «произносить», т. е. формулировать каждый пункт; во-вторых, «держать», т. е. исполнять свои обязательства по договору.
На Полевском машзаводе один день задержки срока выполнения каждого заказа стоит несколько тысяч рублей. Если происходит нарушение договорных обязательств, мы определяем группу виновных и вычитаем энную сумму из их премии. «Сэкономленных» денег обычно хватает, чтобы извиниться перед клиентом: сделать доставку за свой счет, поставить дополнительные зап­части к оборудованию. Но главное, это стимулирует персонал не нарушать договорных обязательств.
Разумеется, нужно учитывать, что 100%-е понимание контрагентами своих обязательств и их точное исполнение невозможны. Человеческий мозг слишком сложный инструмент, чтобы вот так просто действовать, а поскольку любой бизнес (кроме самого микроскопического) — это совокупность мозгов, объединенных в бизнес-процессы (и не только), совершенно понятно, что взаимодействовать строго «по бумажкам» не получится.
Подобно скорости света, достичь этой цели нельзя, но можно приблизиться. И чем ты ближе к идеалу, тем более удобным партнером станешь.
В стремлении к совершенству помогут четыре вещи: элемент корпоративной культуры, благодаря которому все понимают, что нарушение обязательств перед клиентом — ЧП, бизнес-процессы и мотивация, учитывающие выполнение обязательств по договору, а также юридическая культура выше нулевого уровня у сотрудников, участвующих в таких бизнес-процессах.
 
Глеб Альшанский
директор компании «Топ-Тен»:

— Работая в качестве подрядчика и заказчика около пяти лет, в последние два года уже стараюсь не замечать проблем с выполнением договорных обязательств моими партнерами.
Произошло это в тот момент, когда я перестал полагаться исключительно на честность и добросовестность партнеров и, перед тем как подписать договор, начал выяснять, а смогут ли они дей­ствительно выполнить обязательства, которые я хочу на них возложить. Другими словами, есть ли на складе нужный товар, есть ли в штате сотрудники с необходимой квалификацией, есть ли у этих сотрудников возможность по­святить работе необходимое время, поставлены ли в бюджет деньги, чтобы расплатиться со мной, и еще много-много всяких «есть ли».
Я стал ответственно подходить к выбору партнера и тратить на этот процесс много сил и времени. Поначалу, правда, возник некий курьез: я считал, что отобранные мной подрядчики — это супермены с навыками телепатии и что они решат все мои насущные проблемы и обеспечат мне «большое и светлое счастье». Однако мои ожидания пришли в равновесие с действительностью: я научился не требовать от подрядчика больше, чем он может сделать.
После этого возникла интересная вещь: необходимые мне работы по всем договорам выполнялись в срок и с удовлетворительным качест­вом. А та часть моих «хотелок», на которые не нашлось подрядчика, согласного с моими условиями, вдруг волшебным образом оказалась ненужной.
Это с точки зрения заказчика.
Как подрядчик я сформулировал для себя несколько правил, которыми руководствуюсь при заключении договоров и которые экономят мне кучу сил и времени при дальнейшей работе:
1. Заказчик должен четко понимать, под чем подписывается, что он получит после выполнения договора.
2. В соглашении необходим критерий успешности выполнения работ, доступный для проверки обеими сторонами.
3. Заказчик хочет извлечь из сотрудничества с нами выгоду для своего бизнеса, а не удовлетворить формальные требования.
Если договор отвечает всем этим пунктам, шансы на то, что его выполнят, необычайно возрастают.
С другой стороны, жизнь изменчивая штука, и в договоры тоже время от времени вносят коррективы. Для этого должны быть разработаны соответствующие процедуры, сотрудникам нужно воспринимать уточнения как обычную процедуру, а не как что-то из ряда вон выходящее.
Общий вывод такой — начинать надо с себя. Тщательно выбирайте подрядчика, ставьте конкретные задачи, которые ему по силам, не соблазняйтесь на сомнительные заказы, будьте готовы к изменениям — и проблема невыполнения договоров если не исчезнет совсем, то уж точно отступит.
Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.