Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться

Екатеринбурженка Надежда Ильина сумела стать партнером корпорации РЖД и продает свои манежи для детей с помощью жд-гиганта. На очереди — выход в Австрию. Все это — с нуля и без страшных перегрузок.

Заниматься бизнесом екатеринбургский дизайнер Надежда Ильина никогда не мечтала. По ее словам, создать собственную компанию «Манюни» ей фактически пришлось — чтобы не дать погибнуть постоянно появляющимся идеям и не упускать возможность заработать на них. Началось все в 2008 г., когда Надежда поехала в гости к родственникам в Когалым. Вместе с ней был ее полугодовалый сын и родная тетя. Всю ночь Надежда не спала:

Я понимала, что обратный путь не осилю — в Екатеринбург я должна была ехать уже без тети, только с сыном. Представьте вагон, полный вахтовиков. Эти мужчины часто бывают в совершенно «разобранном» виде, их не попросишь присмотреть за младенцем, не оставишь его с ними. Нужно будет все время следить за малышом — чтобы он не упал с полки. Я находилась в состоянии между сном и бодрствованием всю ночь и искала какое-то решение. А так как по образованию я дизайнер, окончила Уральскую государственную архитектурно-художественную академию, то смогла придумать конструкцию манежа, который мог бы здорово мне помочь.   

В Когалыме Надежда подобрала в магазине нужные материалы, раскроила и сшила манеж — размеры рассчитывала по памяти. И обратная дорога, по ее словам, уже прошла комфортно — ребенок был надежно защищен.

«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться 1

Подруги интересовались, каково было путешествовать на поезде с младенцем и, узнав о найденном Ильиной решении, стали просить манеж — попользоваться. Надежда сделала еще один экземпляр и подумала, что идею нужно запатентовать: «У меня раньше часто бывало: придумаю что-то, а через год-два эта идея, уже кем-то реализованная, появляется в магазинах. Например, я говорила мужу, что нужно сделать чехлы на сиденья в автомобиле, чтобы дети не пачкали обивку грязной обувью. Года через полтора он принес мне такой чехол из магазина. То есть та же идея пришла в голову кому-то другому, и он не упустил возможность, а стал на этом зарабатывать. В общем, в случае с манежем я решила, что хватит разбрасываться идеями и получила патент. А после — уже будучи в декрете со вторым ребенком, стала искать деньги на создание собственного бизнеса».    

Грант быстро закончился

Надежда признает: знаний и опыта для организации и ведения бизнеса у нее не было. Чтобы восполнить пробелы женщина пришла в региональный фонд поддержки предпринимательства и записалась на образовательную программу «Начни свое дело». После решила получать грант на развитие инновационных проектов — как оказалось, наличие патента на продукт давало такую возможность. В итоге начинающей предпринимательнице выделили 480 тыс. руб., по ее словам, механизмы господдержки действительно работают, главное — действовать. «Понятно, что если просто так прийти со словами «Дайте мне», никто ничего не даст. Я составляла бизнес-план, готовила презентацию — подготовка была серьезной. И у меня очень много примеров, когда знакомые пользовались такого рода поддержкой, и все получалось. Мы и сами используем все инструменты, которые доступны компании как малому бизнесу. Так, фонд помогал нам попадать на различные мероприятия — выставки, бизнес-форумы. Это было полезно», — говорит Надежда.  

Также в фонде она нашла бизнес-ангела, который поначалу серьезно помог продвижению компании, а после проинвестировал в нее свои деньги. Евгений Морозов работал бизнес-тренером в программе «Начни свое дело» и заинтересовался стартапом Ильиной. По словам Надежды, в начале партнерства стороны прописали свои отношения юридически. Жалеть об этом не пришлось. Надежда Ильина:

Мы заключили договор, где обозначили определенную дату, в которую инвестор должен выйти из проекта. Были учтены разные варианты: либо я выкупаю у него свою долю, либо он ее продает не мне. В итоге мы остались в добрых отношениях. Вот уже три года как я работаю отдельно, выкупив свою долю, но мы созваниваемся, общаемся. Я анализирую, почему так получилось, ведь очень часто партнерства заканчиваются конфликтами. Обычно партнеры думают: «Давай впряжемся, а дальше посмотрим». Причем у каждого разное понимание того, кто сколько сил и средств вложил в проект в итоге, и часто видения своего вклада не совпадают. Договариваться же начинают не на берегу, а когда уже есть, что делить — конфликт неизбежен. Или же ругаются, когда предприятие убыточно, и нужно найти виноватого: «Я работал, ты не работал, все из-за тебя». Мы же оговорили все моменты на ранней стадии, когда не было ни копейки.  

По словам предпринимательницы, становление бизнеса шло постепенно: почти весь первый год заняла стадия НИОКР и разработка пилотного образца. После жд-манежи стали постепенно узнавать, начались продажи: в основном, это были совместные закупки в соцсетях. При этом компания работала без офиса. «Обычно как бывает: первым делом берут в аренду помещение, ставят оборудование, устанавливают вывеску и… сидят. Говорят: «Что-то бизнес не идет». У нас был другой подход: первый год мы работали вообще без офиса, потом взяли небольшое помещение. Мы идем по пути минимизации расходов, которых можно избежать. Может быть, благодаря этому только и выжили. Потому что грант очень быстро закончился — деньги съело участие в выставках, закупка материалов, отшив пробной партии. Так что хоум-офис на первых порах — вполне рабочая вещь, особенно когда нет массы сотрудников и определенной специфики», — убеждена предприниматель.   

«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться 2

Год назад компания открыла свой экспериментальный цех. Там работает несколько специалистов, которые делают пилотные образцы новинок

Отшивать изделия Надежда сразу решила на сторонних предприятиях — по собственным чертежам и с предоставлением своих материалов. Ателье пробовали разные — и в Екатеринбурге, и в регионе. Молодой фирме помогли владельцы компании Raftlayer Сергей и Марина Глядковы (DK.RU писал о производстве уникальных непотопляемых костюмов, которые оценил Владимир Путин) — они прошли похожий путь раньше «Манюни», понимали, насколько это нелегко и первые образцы были отшиты в их экспериментальном цехе. После, когда появились более крупные заказы, Ильина задействовали мощности уже других участников рынка и планирует придерживаться именно такого курса.     

Выгоднее отдавать отшивать изделия, чем самим создавать производство. Во-первых, в сфере кадровый голод — я даже не знаю, где обучают швей, их катастрофически не хватает. Во-вторых, чем больше хозяйство, тем оно хлопотнее, а я стараюсь минимизировать свои временные затраты — мне нужно уделять время семье, детям. Если же раздувать штат на весь объем, который мы сейчас производим, то его нужно целый год обеспечивать работой. А у нас до недавнего времени была сезонность: всплеск весной и летом, осень и зима — спад. То есть чтобы полностью обеспечивать сотрудников работой, нужно брать сторонние заказы, а это совершенно другая история. Я хочу реализовывать идеи, которые мне интересны, а не просто штамповать какой-то массовый продукт, — говорит Надежда Ильина.

Успеть в последний вагон

По мере развития компании жд-манежи заинтересовали оптовиков — стали поступать довольно крупные заказы, однако целью Надежды был выход на корпорацию «Российские железные дороги». Она изначально понимала, что основным потребителем ее манежей должна быть именно РЖД — это казалось логичным. При этом предпринимательница понимала: связей в корпорации у нее нет, да и самостоятельно она едва ли сможет вести переговоры с такой крупной структурой. С этой задачей и помог Евгений Морозов — он задействовал свои каналы и помог наладить связь с РЖД.

Мы обратились в компанию, рассказали о своей идее, предположили, что наш товар может быть интересен РЖД. Дело двигалось небыстро, прошло примерно полгода, когда нам ответили, что да, манежи — это любопытно. И перечислили условия, которые необходимо выполнить, чтобы стать партнером корпорации. Требования, надо сказать, очень серьезные — и по качеству продукции, и по наличию документов, — комментирует Ильина.   

И добавляет: вообще продукция компании не подлежит обязательной сертификации, но для того, чтобы попасть в вагоны РЖД, сертификат был необходим. Процедура шла около года, вспоминает Надежда. Манежи проверяли на химический состав, замеряли микроклимат, температуру и потоки воздуха внутри. Также манежи прошли натурные испытания: Надежда Ильина и сотрудник Роспотребнадзора путешествовали на поезде из Москвы в Санкт-Петербург несколько раз — раздавали манежи родителям с маленькими детьми, собирали обратную связь. В результате, говорит Надежда, обратно она привезла только одно изделие, остальные раскупили пассажиры. Резюме санитарного ведомства было необычным, вспоминает Ильина: как правило, санврачи просят вносить изменения, основателю «Манюни» же сказали, что вопросов к продукции нет.  

«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться 3

После этого Надежда уже плотно работала с представителями РЖД: сначала искали вариант, который бы позволял сдавать манежи пассажирам в аренду. Чтобы мать могла за небольшую сумму взять манеж на время пути, попользоваться им и вернуть обратно. Однако схема не сработала — так как изделия рассчитаны на маленьких детей, в том числе и младенцев, к их дезинфекции требования повышенные. А производственный процесс по обработке белья на железной дороге уже налажен, и пришлось бы его специально перестраивать. В корпорации посчитали, что поток пользователей манежей не будет настолько большим и пришли к выводу, что продажа изделий будет оптимальным вариантом — так и гигиеничнее, и удобнее пассажирам. Ведь купив манеж один раз, после можно брать его с собой в следующие поездки — изделия универсальны и подходят для детей от нуля до шести лет.    

В итоге предпринимательнице удалось организовать совместную с госмонополией услугу: пассажир РЖД, имея билет на поезд, может разместить заказ на сайте «Манюни» — указать данные о поездке, номер вагона, место и то, что ему понадобится манеж. Сделать это нужно за семь рабочих дней до отправления. Причем информация об этой возможности есть и на официальном портале РЖД. После получения заказа специалисты «Манюни» определяют, к какому филиалу корпорации принадлежит поезд, передают туда заказ, и уже при формировании состава для пассажира готовят манеж. По словам Надежды Ильиной, это первый и пока единственный продукт в стране, который реализуется с помощью РЖД.

При этом, рассказывает предприниматель, не обошлось и без форс-мажоров. Так, когда железнодорожная корпорация окончательно решила начать сотрудничество с «Манюни» и заказала первую партию манежей, оказалось, что товара нет в наличии.

Мы подготовили объем продукции на сезон, и оптовики у нас все забрали в феврале. В этот же момент РЖД дает отмашку на поставку. Я была в ужасе: ты полтора года добиваешься цели, и когда уже все для этого есть — только протяни руку и возьми — не можешь этого сделать. Материалов у нас не было, сетка должна была прийти из Китая только через три месяца. Я пришла к партнеру, говорю: «Нужно ехать в КНР». Мы оперативно вылетели, сетку доставляли самолетом, все решения принимались очень быстро, — говорит Надежда Ильина. 

«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться 4

В России подходящую для изготовления манежей сетку Надежде Ильиной найти не удалось

И добавляет: при работе с железнодорожниками бывали и забавные случаи: «Я обучала начальников поездов СвЖД, рассказывала про наш продукт — чтобы они понимали, что это такое и могли помочь установить манеж. Один мужчина громко протестовал: «Да что это за ерунда? Не нужны нам ваши манежи! Столько ездили без них, и еще поездим!». Я говорю: «Конечно, вам, мужчина, они не нужны, ясное дело. Вы же не кормящая мать». А вот если бы он был матерью, сразу бы оценил изделие. Я вообще заметила: если не целевая аудитория реагирует негативно, значит, ты все делаешь правильно». 

Нападение вместо защиты

В итоге РЖД не стала основным клиентом «Манюни» — оказалось, что партнерство с корпорацией это больше имиджевая акция. Основным каналом продаж манежей сейчас является розница, также сбыт в меньшей степени идет через оптовиков. В частности, компания работает с гигантом «Сима-Ленд» — по словам Надежды, представители торгового комплекса сами на нее вышли со словами: «Клиенты спрашивают вашу продукцию, давайте сотрудничать». Работа строится непросто: «Сима-Ленд» размещает определенный заказ — указывают конкретный цвет и количество манежей, а нужной ткани может не быть даже у поставщиков, говорит Ильина, и выполнить заказ здесь и сейчас невозможно.

Кроме того в «Сима-Ленд» продается продукция, подобная жд-манежам «Манюни». По словам Надежды Ильиной, конфликтовать из-за этого с компанией она не планирует, а рассматривает возможность в будущем начать борьбу непосредственно с теми, кто выпускает аналоги.     

Мы закупали образцы, которые есть на рынке — мне было страшно от этого качества. Они просто небезопасны: две тоненькие лямочки на металлических полукольцах. Если ребенок только научился стоять и повиснет на этом манеже в поезде — это такие риски! Были случаи, когда люди покупали такие манежи и не могли их установить. Дома на гладильной доске пробовали — нормально, а в поезде — никак. Потому что производитель не продумал, что нужно будет просунуть крепление между полками. Зато сэкономили 300 рублей!, — рассказывает предприниматель.

По ее словам, пока еще судов с производителями, которые подделывают манежи «Манюни», не было. Надежда решила на данном этапе тратить силы и ресурсы не на борьбу, а на развитие. Можно защищать территорию, а можно захватывать новую, говорит она, и пока второй вариант в приоритете. 

«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться 5

К тому же женщина пока не видит таких конкурентов, которые бы представляли угрозу. Да и, признает она, каждый сезон у «Манюни» образуется дефицит манежей — неразумно защищать права, пока ты не можешь обеспечить весь объем. «Смешно, когда ты не можешь съесть весь пирог, но бегаешь его защищаешь. Когда мы накопим достаточно ресурсов и возникнет потребность в начале судебных процессов, то будем развивать эту компетенцию — база, по крайней мере, у нас есть», — говорит Ильина. 

При этом, по словам предпринимательницы, изменения на рынке происходят очень быстро, и адаптироваться к ним нужно с максимальной скоростью. Так, некоторое время назад она поняла, что нужно искать подход к клиенту напрямую — чтобы знали именно «Манюни», а не оптовика, который продает манежи компании. Надежда Ильина:

Мы тут же сменили политику, стали продвигаться в соцсетях и больше внимания уделять рознице. Сейчас нас интересуют маркетплейсы, мы сотрудничаем с Wildberries — это выгодно. У них довольно жесткая политика в плане ценообразования и размера сборов, но мы продаем там то, что сами считаем нужным и что есть в наличии. Недавно подписали допсоглашение — комиссия Wildberries уменьшилась почти в два раза, но появился сбор за провоз товара к магазину. Для нас это хорошо — у Manuni большой процент по выкупу заказов, от них очень редко отказываются.    

На перспективу Ильина рассматривает выход на eBay — продукция компании путешествующая, на нее поступают заказы из-за границы, и манежи точечно отправляют в Германию, Израиль и др. Задача: сделать процесс покупки изделий более удобным для покупателей с других рынков. 

Когда не хочется в список Forbes

Сейчас компания Надежды Ильиной выпускает в среднем порядка 8 тыс. манежей в год, весь объем оборотных средств идет в развитие фирмы — в частности, в создание новинок, расширение линейки. Так, уже оформлен патент на манеж, который можно крепить в поезде на верхней полке, к следующему году Надежда планирует вывести «жд-кокон» на рынок. В целом за год с момента открытия своего экспериментального цеха Ильина создала около десятка новинок. Например, успехом пользуется «сумка-всевлезайка» для младших школьников, которую предприниматель придумала, посмотрев на своих детей: им приходилось носить с собой в школу массу пакетов — со сменной обувью, спортивной формой и др. Женщина же решила сделать сумку, куда можно сложить все. Причем отделения расположены на разных уровнях — так, чтобы распределить объем вещей. «Всевлезайка» хороша еще и тем, говорит Надежда Ильина, что на ее производство идут материалы, оставшиеся от пошива манежей — при их крое бывают выпады ткани. Так что теперь компании удается минимизировать отходы.

«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться 6

Также предприниматель отмечает, что спросом пользуется «муфтофон» — муфта на ручке детской коляски, которая позволяет пользоваться помещенным в нее гаджетом

А особенно гордится Надежда своей идеей фартука для кормления младенцев в общественных местах — этот продукт она запатентовала. Изделие продумано до мелочей, говорит Ильина, после использования фартук можно свернуть в небольшой карман и получаеся маленькая сумочка. Да, изделия «Манюни» — это не что-то сверхтехнологичное и потрясающее воображение, улыбается Надежда, но они позволяют сделать жизнь комфортнее:

Пусть сложными проектами занимаются мужчины, у меня же нет внутренней потребности кому-то что-то доказать, попасть в первую десятку списка Forbes. Для меня очень важно качество продукции. У нас был опыт, мы пробовали отшивать изделия в Китае, но качество не устроило совсем. А я не хочу терять репутацию. Сейчас читаю отзывы о наших товарах на Wildberries, многие пишут, что качество превзошло ожидания. Я считаю, вот ради этого стоит работать и жить. А если хочется просто зарабатывать деньги, так можно и пивом торговать. Поэтому я не стремлюсь к резкому наращиванию объемов, к выходу на выпуск сотни тысяч изделий здесь и сейчас. Хотя в нас многие хотели проинвестировать, но я считаю, это для компании пока слишком большая морковка, которую мы не сможем съесть. Знаю много примеров, когда предприниматели брали деньги у инвесторов и в итоге не справились с обязательствами, всем должны. 

Предприниматель поясняет: ситуация на рынке сейчас очень жесткая. Ее компания уже несколько раз сталкивались с тем, что партнеры не выполняют обязательства — несмотря на договор, на прописанные сроки. Говорят: «Нет денег. Заплатим, когда будут». Многие бизнесмены, начиная с кем-то сотрудничать, уже продумывают, как будут судиться в случае чего, рассказывает Надежда Ильина:

И я не вправе взять на себя ответственность за чужие инвестиции, если не могу быть уверенной, что смогу их вернуть. На сегодня моя позиция такова: мы работаем на своих оборотных средствах и развиваемся так, на сколько хватает сил, умений, знаний и опыта. Поэтому получается медленно, но в гору.

Надежда добавляет: развитие компании она видит не в создании собственного производства, сети складов и покрытии всей России и Европы. Ставка сделана на новинки: «Манюни» должна стать инновационным проектным офисом, который воплощает в жизнь идеи, патентует их, делает стартовые продажи товаров и получает обратную связь — полностью выводит новинку на рынок. Другие страны женщина планирует охватывать путем продажи лицензий на производство своей продукции. Потому что главная ее цель — иметь возможность для творческой реализации, получать от этого прибыль, которая позволит поддерживать комфортный уровень жизни, и чтобы оставалось свободное время на семью и детей, — подчеркивает Надежда Ильина.    

«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться 7

При этом полгода назад у предпринимателя появилась возможность все-таки выйти на европейский рынок и получить довольно крупный кусок пирога. В компанию обратились представители Австрийских железных дорог — они хотят, чтобы манежи «Манюни» появились в европейских поездах. Надежда получила письмо о намерениях, компания готова купить пробную партию товара. Но вновь встает вопрос о сертификации — уже по европейским требованиям. Удовольствие это недешевое, говорит Ильина, только подготовка документов обошлась в 500 тыс. руб., а суммарно необходимо 1,5 млн руб. Компания вновь обратилась в Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства, организация помогает компенсировать затраты. Первый этап подготовки документов уже завершен, на очереди второй. 

DK.RU благодарит Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства за помощь в подготовке материала

Фото: Свердловский областной фонд поддержки предпринимательства / Константин Зарипов; Екатерина Стихина
«Я не стремлюсь попасть в список Forbes». Как вести бизнес с гигантами и не напрягаться 8
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.