Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«У меня работают пенсионер и студент». Как управлять сотрудниками разных поколений

Вокруг каждого возраста много мифов: в 20 лет человек легкомыслен, в 50 только и ждет пенсию. На самом деле в любом возрасте сотрудник может быть крайне полезен, нужно лишь найти его сильные стороны.

Если в компании работают люди разных возрастов, часто им бывает трудно понять друг друга. Старшие сотрудники считают себя более опытными, молодые — более продвинутыми. Руководить таким неоднородным коллективом может быть очень сложно. «Что и требовалось доказать» изучил результаты нескольких исследований на эту тему и показал, что все не так уж однозначно.

Взаимные предубеждения

Недавно американская исследовательская компания Harris Poll провела исследование удовлетворенности сотрудников IT-концерна Workfront. Особенность этой компании в том, что в ней работают в тесной связке два поколения — «беби-бумеры» (1943-1963 года рождения) и «поколение Y» (1981-2000 года рождения). В исследовании приняли участие более 600 сотрудников. Оказалась, каждая возрастная группа имеет множество предубеждений против второй:

В то же время, по данным Немецкого института изучения занятости, в компаниях, где молодые и зрелые коллеги работают в тесном контакте, продуктивность выше.

Глубинные интервью показали, что в разновозрастных командах происходит активный процесс обмена знаниями между разными поколениями сотрудников; они эффективно разделяют обязанности, что позволяет коллегам из разных возрастных групп проявлять свои сильные стороны.

Все это наводит на размышления: конфликт поколений в компании можно не только смягчить, но и использовать разновозрастный потенциал во благо бизнеса. Главное – чтобы и «молодые» и «старые» преодолели стереотипы.

Как обстоят дела на самом деле?

В онлайн-исследовании, проведенном учеными Гарвардского университета, приняли участие более 10 000 работающих специалистов со всего мира в возрасте от 24 до 80 лет. Оказалось, что реальные различия между разными поколениями работников гораздо менее значимы, чем принято думать.

Самые распространенные стереотипы:

  • Молодые специалисты больше вкладываются в обучение. 
  • Молодые специалисты более позитивны и увлечены работой. 
  • Молодые больше заботятся о своем физическом здоровье. 
  • Зрелые специалисты — уставшие люди. 
  • Зрелые специалисты мечтают о покое и выходе на пенсию. 
  • Зрелые специалисты не склонны к саморазвитию и познанию нового.

Что показал опрос?

1.​ В обучение инвестируют специалисты всех возрастов

Начиная с 30 лет сотрудников начинает беспокоить вопрос несоответствия текущего уровня профессиональных знаний требованиям рынка. И этот интерес не сильно зависит от того, 30 лет работнику или 60. Вот как разные возрастные когорты инвестируют в образование: 31-45 лет — 72%, 46-60 лет — 60%.

2.​ Не только молодежь излучает позитив и увлечена работой

Исследования показали, что увлеченность сотрудников и их позитивное отношение к работе практически не зависит от возраста.

3.​ Зрелые сотрудники заботятся о физической форме

Именно люди старшего возраста делают максимум, чтобы поддерживать себя в форме. Среди опрошенных младше 45 лет лишь половина активно занимается спортом, но с годами этот показатель растет, достигая пика в 71% для респондентов 70+.

4.​ Зрелые сотрудники устали не больше молодых

Никакой реальной связи усталости с возрастом не существует, показало исследование. Уставшими чувствуют себя многие опрошенные младше 45 лет (43%), в то время как среди респондентов 45+ этот показатель составил лишь 35%.

5.​ Сотрудники 50+ не мечтают поскорее выйти на пенсию

Оказалось, в группе после 45 лет чем старше человек, тем меньше он думает о завершении карьеры: в группе 46-60 лет — 55%, в группе 61-70 лет — 39%, а среди работников старше 70+ лет — всего 20%.

6.​ Интерес к самопознанию и развитию не зависит от возраста

В стремлении к самопознанию и саморазвитию у людей разных поколений нет существенной разницы.

Что делать руководителю?

Виктория Кабакова — старший консультант практики «HR-маркетинг» компании «ЭКОПСИ Консалтинг», советует:

Первый безусловный шаг — формирование общей цели, единого видения и понимания этой цели. Важно встречаться всем коллективом, обсуждать цели, фиксировать их. Также нужно обсуждать нормы и правила взаимодействия, роли и зоны ответственности. Полезно создавать институт взаимного наставничества: при решении одной проектной задачи ведущим будет зрелый сотрудник, в подчинении у него молодой специалист; при решении другой — наоборот».

Теги: управление персоналом, исследование, лайфхаки

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.