Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«У половины людей есть «вторая работа»: создавать о себе ложное впечатление. Это губит»

«Многие менеджеры не против делегировать полномочия. Но в то же время испытывают страх: если научатся справляться без меня, зачем я буду нужен? Так из фирмы утекают деньги и силы». МНЕНИЕ.

Роберт Киган, известный психолог, писатель и консультант по вопросам профессионального развития, рассказал РБК, почему сидящие в офисе люди на самом деле уделяют рабочим вопросам не так уж много времени. Что за «вторая работа» есть у большинства современных работников, зачем нужна «кнопка боли» и какую революцию совершили миллениалы? DK.RU выбрал главное из материала.

Почему время и силы сотрудников тратят впустую?

— Каждый бизнес стремится уменьшить расходы. При этом руководство компаний обычно не понимает, что один из самых ценных активов — время и внимание работников.

В среднестатистической организации сотрудники тратят на работу лишь половину времени. А другую половину — на «вторую работу», за которую им никто не платит: на то, чтобы производить хорошее впечатление на коллег и руководство.

Это огромная дыра, через которую утекают ресурсы вашей компании. Самого работника это тоже развращает: если он в компании уже много лет, у него неизбежно появится ощущение, что его навыки не становятся лучше, а это приводит к выгоранию.

Многие думают, что невозможно изменить, поскольку желание показывать только лучшие свои стороны и скрывать недостатки заложено в человеческой природе. Но это заблуждение.

Представьте себе операционную XIX века, а посреди нее — хирурга, склонившегося над телом пациента. Что вас удивит больше всего? То, что на враче нет ни халата, ни маски, ни перчаток. Почему? Потому что еще 130 лет назад хирурги не знали о существовании микробов. И поэтому даже в тех случаях, когда хирург работал мастерски, половина его пациентов после операции умирали от воспалений.

Современные компании — это такие вот операционные XIX века, только в их практику не интегрирован огромный объем знаний о том, как работает наша психология. В последние десятилетия мы много узнали о том, как раскрыть потенциал практически любого человека, но процессы в большинстве организаций по-прежнему построены так, что люди просто делают свою работу.

Да,сейчас есть и коучинг для топ-менеджеров, и программы развития личностного потенциала и лидерства, и корпоративные университеты, и менторство. В самих этих программах нет ничего плохого, они полезны, но у них есть целый ряд ограничений. Обучение проходит, допустим, раз в год и за закрытой дверью, в обстановке, совершенно оторванной от работы. Затем прошедшие обучение возвращаются в организацию, которая, правду сказать, не видит большой ценности в полученных ими навыках и знаниях. Это как если бы мы посылали детей в школу на три дня в каждой четверти, а потом ждали бы от них хороших знаний.

Если компания хочет дать сотрудникам возможность роста

— Для начала надо закрыть две базовые потребности сотрудников. Первая — в заботе: люди должны чувствовать, что их поддерживают, испытывать психологический комфорт. Вторая — честность, четкость правил: все определяется принципами, а не характерами менеджеров. В большинстве организаций плохо и с тем, и с другим.

Я психолог и предпочитаю другие методы. Например, мы составляем ментальные карты: опрашиваем сотрудников компании-клиента, какие у них цели развития, что мешает их достигнуть, как часто они пытались добиться своего, чем это заканчивалось и т.д. А потом рисуем схему, где обозначены линии их развития и пределы, которые эти линии ограничивают. Зачастую лидеры компаний смотрят карты своих сотрудников, а затем задают вопрос, который показывает, насколько плохо они понимают причины, по которым сотрудники чувствуют себя потерянно: «Как нам сделать, чтобы эти люди оказались у нас на борту?». Но они уже на борту! И вы видите все их интересы и преграды, с которыми они сталкиваются.

Другое средство — мастерская ситуаций: несколько посредников выдвигают гипотезы и пытаются перестроить работу целых отделов, чтобы люди в них чувствовали себя лучше. В среднем результатов удается достигнуть за шесть - десять месяцев.

Что меняют миллениалы?

Миллениалы сейчас начинают преобладать в составе трудоспособного населения, и складывается абсурдная ситуация, когда меньшинство старается приучить большинство к методам работы, которые последнему некомфортны.

А ведь с приходом миллениалов связана настоящая революция в отношении к работе — возможно, крупнейшая с XIX века.

Раньше люди отдавали компании свой труд в обмен на деньги и считали это естественным. И лишь миллениалы изменили правила игры: они хотят, чтобы работа приносила им не только деньги, но и осмысленность. И вместо того, чтобы сопротивляться их появлению в офисах, каждой компании следует задуматься, насколько ее культура соответствует потребностям нового поколения.

Читайте также: «Поколение Z как картошка по весне: эта гнилая, эта почти хорошая. Надо перебирать»

Возможно, люди от природы действительно имеют разные способности к росту, а может быть, и нет. Во время работы с компаниями я понял, что человечество лучше делить не на тех, кто может расти, и тех, кто не может, а на тех, кто чувствует себя достаточно защищенным и потому готов рисковать и развиваться, и тех, кто не чувствует достаточной защиты.

Многие менеджеры не против, например, делегировать полномочия. Но в то же время менеджеры хотят получить побольше очков за успехи своих подчиненных. Они испытывают страх: если подчиненные научатся справляться без меня, то зачем я буду нужен? Но шаг за шагом можно показать менеджеру, что он боится не реальной угрозы, а собственных фантомов.

Рост компании невозможен без зрелости, осознанности сотрудников. Но на самом деле у любой зрелости есть уровни. Ребенок в десять лет руководствуется сиюминутными потребностями: он любит мать, но, не задумываясь, обменяет ее на глоток холодной воды в жаркий день. Двадцатилетний человек уже готов потерпеть сейчас, чтобы получить больше в перспективе. Каждый из нас находится на своей стадии зрелости, и у каждого из нас есть потенциал, чтобы стать более взрослым. Не беда, если ты недостаточно зрелый для какой-то конкретной компании.

И все-таки хорошая организация позволяет стать взрослее большинству своих сотрудников — обычно ей удается создать такую корпоративную культуру, при которой сотрудники начинают ценить долгосрочные перспективы, например доверие и хорошие отношения в коллективе, а не сиюминутные выгоды вроде возможности не работать или получить бонус, которого не заслужил. В такой компании люди становятся более зрелыми: не просто следуют за лидером, а хотят быть частью сообщества, подняться на уровень выше.

Хороший лидер — тот, кто может одновременно заботиться об эффективности работы и о здоровой атмосфере в компании. Загвоздка в том, что низкая вовлеченность — это симптом более серьезной беды — ощущения бессмысленности своей деятельности. Настоящий лидер кормит сотрудников смесью поддержки и вызова.

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.