Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
91,31
98,47

“Удачливый фотограф должен быть экономистом”

— Что представляет из себя местный рынок рекламного фото? — 5 лет назад всю рекламу в Екатеринбурге делали на совковом уровне. Рынок рекламного фото не существовал, его создали два человека — Лоша

— Что представляет из себя местный рынок рекламного фото?
— 5 лет назад всю рекламу в Екатеринбурге делали на совковом уровне. Рынок рекламного фото не существовал, его создали два человека — Лошагин и Кунилов. Кстати, для развития этого рынка много сделало издательство “Абак-пресс”, требовавшее от фотографов мастерства. Сегодня профессиональных студий, реально работающих на рекламном рынке, в городе две: моя и Fame Studio. Есть фотографы, располагающие хорошим оборудованием, но ничего не смыслящие в рекламе. Они бьют себя в грудь, говоря: “Мы можем все”, однако мало кто умеет снимать слайды европейского уровня. Причем, если на Западе существует узкая специализация: один всю жизнь фотографирует мебель, другой — ювелирные изделия, третий делает имиджевые фото политиков, – то в России нам приходится быть универсальными.

— Судя по всему, у отечественного рекламодателя тоже есть свои особенности.
— Если на Западе у кого-то рушится бизнес, все деньги кидаются на рекламу, и это дает возможность выжить. У нас же в основной массе реклама начинается от излишеств. Если бизнес идет хорошо, и никакие дыры затыкать не надо, компания начинает заниматься рекламой. Отсутствие специалистов в рекламных отделах побуждает хозяина вмешиваться в каждый процесс. И пока он не скажет: “о,кей”, менеджер по рекламе ничего сделать не может. Он просто собирает информацию и доводит ее до сведения босса, а тот говорит: “ЭТО мы сделаем, а ЭТО делать не будем”. Просто так профессионалы ниоткуда не берутся, для этого должны сложиться объективные предпосылки. И сколько бы ни открывалось новых журналов и рекламных агентств, людей, которые в состоянии что-то сделать, можно пересчитать по пальцам.

— В отличие от Москвы, у фотографа, снимающего рекламу в провинции, возможности заработка ограничены.
— Если в Москве гонорар фотографа за рекламные заказы начинается от $ 1000, то у нас — от $ 100. Там издается много журналов, которые расходятся по всей стране, рекламный рынок сформировался, и люди уже не спрашивают, почему они должны столько платить. Их интересует результат. У нас же попадаются заказчики, которые говорят: “Расскажите, из чего складывается цена”. Но по уровню мастерства наших фотографов с московскими сравнивать нельзя: там и здесь есть хорошие и плохие. Playboy приглашал меня в Москву, говоря: у нас есть 3-4 хороших фотографа. Но быть пятым мне не хочется: в Екатеринбурге я занимаю одну из высших позиций. Кроме того, я не люблю Москву — сам город и отношения между людьми.

— В среде профессиональных фотографов часто говорят о демпинге.
— Лошагин и Кунилов вне конкуренции. Фотографов в городе много, но все они работают в других ценовых нишах. Мы с ними не спорим: они лучше знают свои возможности. Когда мне звонят и говорят: наш бюджет предусматривает оплату $ 5 за слайд, я отвечаю: “Мои шнурки для ботинок стоят
$ 5. Вы хотите, чтобы я работал за шнурки?”. Демпингующие роют себе могилу: выигрывая сегодня, завтра они не будут иметь ничего. Это однодневки. А мы четко формируем цены. Те, кто пытается работать по таким же ценам, не выдерживают конкуренции, потому что результат должен быть соответствующим. А если ты снимаешь “Зенитом” и просишь $ 100, это бред. Заказчик видит результат, и ему все становится ясно. Время от времени фотографам, которые не имеют студий и ходят по городу с сумками, удается сорвать большие деньги. Но только один раз: потом с ними уже никто не работает, потому что качество неадекватно гонорару. Чтобы стать успешным фотографом, нужно быть не только художником, но еще и экономистом. Многие талантливые люди, у которых нет коммерческой жилки, ничего не могут добиться в этой жизни. А я вложил в фотобизнес очень большие деньги и знаю, что получу отдачу.

— По отзывам рекламистов, заказчик не всегда представляет, чего ему хочется.
— Клиенту нужно получить фотографии как можно дешевле, фотографу — взять как можно дороже. С другой стороны, есть заказчики, которые понимают: если они не будут платить те деньги, которые нужно платить, рынок рекламной фотографии начнет деградировать, поскольку может существовать только в определенном количестве денежной массы. Когда денег достаточно, фотографы начинают вкладывать их в еще более хорошее оборудование и, соответственно, получать еще более хороший результат. Сейчас заказчики делятся на тех, которые уже начинают понимать, чего они хотят, и тех, кто делает вид, что не понимает. Если клиент действительно не понимает, ты советуешь ему купить пленку за 50 руб., сфотографировать “мыльницей” и посмотреть, что из этого получится. Потом над ним смеется весь Екатеринбург. Скупой платит дважды: сначала за плохой результат, потом — за хороший. Ни один профессиональный фотограф меньше, чем за $ 100, даже с кресла не встанет.

— Насколько успешно высокооплачиваемые фотографы работали во время кризиса?
— До августа 1998 г. наблюдался большой подъем. Фотографы чувствовали себя хорошо, набрали кредитов, накупили аппаратуры, и тут случился кризис. Мы сидели в суперсовременных студиях и думали, что делать дальше. Рекламный рынок просто упал и отжался. Позакрывались хорошие журналы, резко сократилось количество модельных съемок: wow! — кривая поползла вниз. Чтобы погасить кредиты, часть оборудования пришлось продать. Такая ситуация наблюдалась примерно шесть месяцев. Не знаю, как выживали другие, но я тут же переключился на изготовление частных портретов, поскольку оставалось большое количество людей, на которых кризис не повлиял: в то время они нормально себя чувствовали и продолжали заказывать фотографам съемки. Просто для себя.

— С некоторых пор Вы занимаетесь съемкой политической рекламы. Чем раскрутка кандидата в депутаты отличается от продвижения на рынок стирального порошка?
— Ничем. Все как обычно, только рекламируется не продукт, а человек. В каждом штабе есть люди, которые работали со мной раньше и знают: именно здесь они получат тот результат, который им нужен. Многие депутаты появляются у меня в салоне благодаря чьей-то рекомендации. С помощью фотографии ему формируют имидж, причем все начинается с поиска одежды: стилист ездит с депутатом по магазинам и подбирает ему гардероб. У фотографии очень много изобразительных средств: поза, взгляд, мимика, руки, падение света, ракурс и так далее. Все, что необходимо, описывается в техническом задании. Проговариваются слоганы и соответствующий им визуальный ряд: на одном снимке кандидата нужно запечатлеть с телефонной трубкой — задумчивого, слушающего наказы потенциального избирателя, на другом он должен динамично двигаться, на третьем — выглядеть добрым. Это всегда визуализация какой-то идеи. Человек — это материал, из которого лепится образ.

Самое читаемое
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.