Подписаться
Курс ЦБ на 23.12
79,31
92,86

Управленческие парадоксы: “Крабовые палочки”

Стоит только остановиться и посмот-  реть вокруг, как становится совер-  шенно ясно, что окружающий мир просто переполнен различными имитациями. Жалко только, что остановиться порой просто некогд

Продолжение. Начало в № 47 (от 17.12.98), № 1 (от 14.01.99). Крабовые палочки — отличный символ парадоксальности. Кто хоть немного знаком с гастрономией, отлично знает, что изготовлены они далеко не из крабов! Материалом для их производства служит мясо минтая, или, как любят выражаться сами производители, — мясо белой рыбы! Кто хоть немного знаком с биологией, знает, что крабы – это не совсем рыба, а точнее, совсем не рыба. Между тем эффект, которого ожидает потребитель, достигается с помощью вкусовых и ароматических добавок. Всё хорошо, все довольны!

Стоит только остановиться и посмот-
 реть вокруг, как становится совер-
 шенно ясно, что окружающий мир просто переполнен различными имитациями. Жалко только, что остановиться порой просто некогда, а смотреть вокруг даже незачем, разобраться бы в том, что прямо перед глазами. Отсюда и парадокс! “Крабовые палочки” — это подмена реальности общепринятой моделью.
Этот парадокс так широко распространён, что дух захватывает. Его влияние ощутимо в предметах и в явлениях, в действиях и в процессах управления и даже в мыслях! Внешне он очень напоминает парадокс “Бумажные стёкла”, которому была посвящена наша прошлая статья. Более того, “Крабовые палочки” иногда бывают следствием “Бумажных стёкол”, а иногда наоборот. Тем не менее эти парадоксы антонимичны и являются отражением друг друга.
Парадокс “Крабовые палочки” встречается в трёх основных видах противоречий:
1. Фикция — действительность, когда нечто одно выдаётся за нечто другое, то есть попросту обман, неважно, сознательный или нет.
2. Название — содержание, когда название предмета, процесса или явления не соответствует его сущности или противоречит ему. Обычно эта форма вполне осознаётся людьми, которые с ней встречаются.
3. Форма — содержание, когда внутреннее наполнение, например, какого-либо предмета, неадекватно его внешнему виду.
“Крабовые палочки” первого типа характерны в основном для хозяйственной деятельности социалистического периода жизни нашей страны, хотя многие предприятия умудряются сохранять их и по сей день. Речь идёт об огромном бюрократическом аппарате, имеющем, кстати, место и в органах государственного управления. Количество отделов и подотделов, а также субподотделов и так далее, постоянно и неумолимо растёт, опережая темпы естественного прироста населения. Почему так происходит? И почему происходит именно так? Оказывается, всё очень просто. И происходит всё именно так из-за некомпетентности некоторых наших руководителей. Вместо того, чтобы сразу разобраться в причинах возникновения проблемы и в случае необходимости просто перераспределить функции, они создают целый отдел, тем самым снимая с себя ответственность. Руководитель вновь созданного отдела понимает, что в одиночку тут не справиться, и создаёт подотдел, и т.д. Таким образом, на каждую маломальскую проблемку приходится как минимум по одному подразделению. Причём они продолжают существовать даже после того, как необходимость в них отпадает. То же самое происходит и на предприятиях. Например, исследовав структуру одного промышленного предприятия, мы пришли к выводу, что добрая половина (!) подразделений фирме просто не нужна. Множество людей, задействованных в этих отделах, целыми днями слоняются без дела, мучаются от скуки, теряют квалификацию и возмущаются по поводу задержки зарплаты. Генеральный директор этой фирмы долго не мог понять, о какой фикции мы говорим, а на вопрос “Сколько у вас структурных звеньев и зачем они нужны?” ответить не смог. Из разговоров с нашими коллегами-консультантами по управлению мы выяснили, что подобные явления не редкость! Надо ли говорить, насколько вредное воздействие на нашу экономику оказывает парадокс “Крабовые палочки”?
Но и это ещё не всё! Это только первый этап! Отделы и подотделы, не влияющие реально на решение каких-либо задач, чтобы чем-то оправдать своё существование, вынуждены прибегать к различного рода сомнительным действиям. Колоссальные средства тратятся ежегодно на проведение фиктивных мероприятий. Если говорить о бюджетах города, области и страны, то последний тезис очевиден и не вызывает сомнения. Доказательства тому ежедневно транслируются всеми СМИ в невероятном количестве. А как насчёт предприятий?
Точно так же! Нам “посчастливилось” присутствовать на совещании одного из подразделений крупной государственной хозрасчётной организации, оказывающей услуги населению. Воистину фикция! В течение четырех часов пятнадцать крупных специалистов изо всех сил боролись со сном. Их бы энергию, да в мирных целях!.. Все эти ситуации почему-то напоминают искусственный мёд из патоки. Тот же запах, тот же вкус, а лечебного эффекта нет!
Сколько слово “сахар” не произноси, а слаще не будет. Этот старый афоризм довольно точно передаёт смысл второго типа парадокса “Крабовые палочки”, конечно, если говорить не о сахаре, а о слове “сахар”. Если же говорить о самом предмете, то “искусственный мёд” подходит лучше — называется мёд, а на самом деле не мёд. Примером из бизнеса, в данном случае, может служить оперативное заседание в управлении торговой базы, с которым мы некоторое время работали. Здесь “оперативки” проходили далеко не так, как в предыдущем примере. Атмосфера накалена до предела, участники заседания перебивая друг друга кричали во всё горло. Но, к сожалению, обсуждали они не вопросы продвижения товаров и не пути развития предприятия, и вообще, их рассуждения были бесполезны для фирмы. Они защищались!
Хотя все, включая директора, называли эту акцию “оперативкой”, на самом деле она скорее напоминала всеобщий вызов “на ковёр”. В течение часа генеральный директор в достаточно оскорбительной форме обвинял по очереди своих подчинённых во всех смертных грехах. Им просто ничего не оставалось делать, кроме как защищаться. Усугублял положение ещё и тот факт, что по традиции “оперативки” проводились в понедельник утром! Отличное начало для рабочей недели, не правда ли?
Итог вполне прискорбный. Весь персонал на грани нервного срыва, работа стоит, так как каждый боится сделать первый шаг, у генерального директора совершенно нет времени, по тому что коллектив, стремясь снять с себя ответственность, по любому поводу выстраивается к нему в очередь и т.д. Ничего себе “оперативки”!
Третий тип парадокса “Крабовые палочки” демонстрирует пословица: “Не всё то золото, что блестит”. Действительно, часто внешние особенности окружающих нас вещей не соответствуют внутренним. У людей это вызывает иногда проявления парадокса “Бумажные стёкла”. Для наглядности давайте совершим небольшой экскурс в нашу новейшую историю.
В начале девяностых на прилавках первых частных коммерческих магазинов появились шикарные переносные стереомагнитолы китайского производства. Только представьте! FM-приёмник, графический эквалайзер, светодиодные “бегущие огни” вокруг динамиков, низкая по сравнению с японскими аналогами цена и так далее, всех преимуществ не перечислить! Не искушённый отечественный потребитель, конечно же, в восторге! В то же время, как оказалось, внутренности этих магнитол весьма примитивны. Лентопротяжный механизм, как в дешёвых плейерах, а усилитель вообще один на оба канала, да и головка – моно! Нужно отдать должное китайским умельцам, умудрившимся добиться расположения покупателей практически даром!
Но что же произошло? А произошло вот что! Оказывается, в Китае давно научились делать корпуса для радиоаппаратуры не хуже чем в странах, традиционно считавшихся лидерами в этой области. А вот с начинкой пока плохо, но это не важно. Покупатели-то видят только то, что снаружи. Этим предприимчивые китайцы воспользовались тогда, и пользуются до сих пор, производя “Крабовые палочки” в необходимом количестве.
Но вернёмся в день сегодняшний, в год девяносто девятый, в нашу многострадальную страну. У нас случаев, когда форма не соответствует содержанию, значительно больше, чем, скажем, в Китае, только вот пользы для страны от них практически нет, а только вред один! Начнём с глобальных проблем. Например, с подражательства. По форме, вроде бы, известный чиновник, член правительства, умнейший человек, настоящий руководитель! А по содержанию? Конечно, здесь всё просто. Человек, он и есть человек, и каждый старается выглядеть как можно лучше, независимо от того, что из себя представляет. Здесь уже ничего не поделаешь! С предприятиями сложнее, но зато всё или почти всё можно исправить.
Например, в одной организации, которая занимается снабжением предприятий области оборудованием и материалами, директору удалось построить прекрасную линейно-функциональную структуру управления. Нам неизвестно, как ему это удалось, но вертикали в ней невероятно жёсткие — это форма. Работа же строится по принципу виртуальных команд, то есть напоминает работу над проектами при матричной структуре управления — это содержание. Такое несоответствие формы содержанию приводит к почти не разрешимым конфликтам, как в коллективе, так и среди управленцев. Так как команды, работающие над заказами, не узаконены, а их члены находятся в разных подразделениях, контакт между ними затруднён. Чтобы передать заказ от одного исполнителя к другому, людям приходится, нарушая приказы начальства и внутренний распорядок, подолгу отсутствовать на рабочих местах, переходя из одного помещения в другое. К тому же, эти переходы и склоки затягивают выполнение заказа, что само по себе уже плохо.
Следующий пример демонстрирует общую тенденцию в среде стремительно развивающихся торговых фирм, добравшихся до состояния “несколько киосков”. Почти все они страдают одной болезнью — форма “офис”, содержание “склад”. Мы побывали в нескольких таких фирмах и выяснили, что причина болезни не в нехватке помещений, а в отсутствии организации и планирования движения товаров. Каков итог? Все члены небольшой команды находятся в состоянии переутомления, в том числе из-за шума, производимого постоянно шныряющими грузчиками. Сосредоточиться на своей работе в такой атмосфере невероятно сложно, а договориться с партнёрами, которых становится с каждым днём всё больше и больше, практически невозможно. Даже кратковременное посещение такого офиса оставляет неприятный осадок на весь день. Таким организациям как можно быстрее необходимо избавляться от своих “Крабовых палочек”!
Всем, наверное, известны случаи противоречия формы и содержания на профессиональной почве. Например, на небольшом заводе по выпуску продукции промышленного назначения секретарь по форме выполняет по содержанию функции офис-менеджера, само собой, непрофессионально. А генеральный директор вместо организационной работы выполняет функции технического консультанта для своих сотрудников.
На прощание хотелось бы упомянуть о проявлениях третьего типа парадокса “Крабовые палочки” не в предметной области, а в области процессов и действий. Здесь он приносит наиболее ощутимый вред. На вышеупомянутом заводе, осенью, в связи с кризисом, руководство решило сократить персонал. И сократило! Вся проблема в том, что никто не вспомнил о содержании этих действий, потому что по содержанию проводилось сокращение не персонала, а бизнеса — реструктуризация предприятия. В результате на улице оказались нужные предприятию специалисты, а на предприятии как раз те, кто участвовал в сокращаемом направлении бизнеса. Благодаря такому парадоксальному решению завод потерял массу денег и времени, превратившись из процветающего в отстающий.
Другой пример парадоксальности действий мы обнаружили на базе, описанной выше. Там решили автоматизировать процесс приёмки и обработки заказов от магазинов. В принципе начинание хорошее и заслуживает поддержки, но,… может, программное обеспечение выбрали неправильно, может, процесс приёмки и обработки чересчур усложнили, но сотрудники стали жаловаться на увеличение ручного труда при постоянном обращении к сетевым программам, да ещё пришлось расширять штат на две единицы.
Как видно, проблем много, и все они — проявление парадокса “Крабовые палочки”, и все ждут своего решения! Часто решения лежат в области саморазвития руководителей, но иногда даже самому гениальному руководителю в одиночку не справиться, да это и не нужно и не престижно. А следующая статья нашей серии будет посвящена парадоксу “Чужой огород”.

Институт прагматических коммуникаций:
 52-77-

Самое читаемое
  • «Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес«Выдержат те, кто сможет адаптироваться»: как изменения по НДС и УСН повлияют на бизнес
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • 2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы2026 год Огненной Лошади: что ждет знаки зодиака, традиции, приметы и советы
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.