Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Управленческие парадоксы.“Розовый куст”

Какой смысл в нерастворимом сахаре? По всей видимости, смысла в нём нет и быть не может! Можно целыми днями напролёт размешивать миксером чай с таким сахаром, но он от этого слаще не станет, и белы

Какой смысл в нерастворимом сахаре? По всей видимости, смысла в нём нет и быть не может! Можно целыми днями напролёт размешивать миксером чай с таким сахаром, но он от этого слаще не станет, и белый пoрoшoк на дне бокала не исчезнет. Вполне вероятно, что это и не сахар вовсе, а, например, мелкогранулированный полиэтилен! Всё может быть, но если это всё-таки сахар, то вы, скорее всего, имеете дело с парадоксом «Розовый куст».

Розы — одни из самых прекрас-
ных цветов, но как они недолго-
вечны. Стоит только поместить
их в неподходящие условия (например, в вазу), как красота быстро меркнет, нежные лепестки осыпаются и розовый букет превращается в терновый. В итоге страдают не только цветы, но и их владельцы! Хорошо ещё, что речь идёт всего лишь о цветах! Когда в подобной ситуации оказываются люди или даже целые предприятия, дело принимает более серьёзный оборот. А теперь, пожалуй, настало время определиться с этим парадоксом точнее.

Если говорить научным языком, то под парадоксом «Розовый куст» мы понимаем нарушение баланса объекта и окружающей среды вследствие помещения последнего в другой контекст. Если же быть проще, то «Розовый куст» можно сформулировать так: то, что работает в одних условиях, не всегда работает в других. Или так: если сменились внешние условия, должны, вероятнее всего, смениться и внутренние качества.

Пожалуй, самыми общеизвестными примерами, иллюстрирующими парадокс «Розовый куст», являются невероятные метаморфозы, происходящие с нашими государственными мужами сразу после их избрания. За месяц до выборов любой из них — человек как человек, и люди вокруг говорят: «Это хороший мужик, я за него голосовать буду!». Но вот выборы прошли, и «хороший мужик», попав в другой контекст — в ситуацию власти, начинает быстро меняться. А ещё через месяц его уже не узнать.

Ну да ладно, всё это где-то там, в телевизоре, далеко; мы-то здесь! Но и здесь, к сожалению, без опавших и колючих «Розовых кустов» не обходится. Вот, например, последствия кризиса — неудачная «прививка яблони к берёзе» в результате процесса слияния и поглощения.

Существовала до 17 августа одна небольшая торговая фирма, и торговала она исключительно продукцией одного промышленного предприятия.

— Всё хорошо, — говорил тогда её директор Сергей, — торги идут в режиме цейтнот, некогда сигарету выкурить, нам бы ещё поставки плановые, чтобы покупателей не подводить.

Грянул кризис, проблема отсутствия плановых поставок резко усугубилась. Поставки стали ещё менее плановыми, а покупатели — ещё более нетерпеливыми. Чтобы сохранить бизнес, Сергей решил влиться в своего промышленного поставщика.

— Меня директор фабрики давно зовёт, — объяснял он своё решение, — условия приемлемые, поставки плановые, никаких проблем!

И влился. А через три месяца уволился. Оказалось, что все сотрудники Сергея разбежались гораздо раньше. Он в одиночку всё это время работал, да тоже не выдержал. Почему?

— У меня такое ощущение было, — пожаловался нам Сергей, — что я в начало 80-х попал. Скука невероятная! Поставки плановые, один продавец — один покупатель, цены фиксированные. Неинтересно — азарта нет.

Не правда ли, грустная история? Конечно, в ней есть и позитивное зерно — на одного посредника стало меньше, но Сергея всё равно жалко. Примерно то же самое произошло пару лет назад с неплохим красноярским дизайнером Андреем. Работал он в рекламном агентстве, специализировавшемся на наружной рекламе, и, надо сказать, неплохо работал! Эту его неплохую работу заметили в другом рекламном агентстве, которое занималось изготовлением оригинал-макетов рекламы для размещения в печатных СМИ. Долго переманивали они Андрея к себе, в конце концов согласился Андрей, само собой, за относительно большие деньги.

Через несколько месяцев стало понятно, что качество производимой печатной рекламы не улучшилось, а скорее ухудшилось. Директор РА нервничает, а Андрей вообще увольняться собирается. При ближайшем рассмотрении оказалось, что во всём виноват парадокс «Розовый куст»:

— Ну не могу я здесь работать, — кипел Андрей, — менеджеры приносят по пять заказов в день! Когда тут творчеством заниматься? Я себя вообще ощущаю маленьким болтиком в двигателе огромного самосвала!

Очень похоже на пример с розами. На прежней работе Андрею удавалось творить чудеса, но на каждый заказ он тратил минимум три дня.
Контекст изменился: в условиях конвейера лепестки быстро опали, и Андрей смог производить только однотипную, «колючую» продукцию, к тому же сильно выматываясь и не получая удовольствия от своей работы. Пострадал и «владелец букета». Не говоря уже о деньгах, которые выплачивались Андрею, за время его работы количество клиентов РА снизилось почти в полтора раза, а это уже серьёзно!

Другой пример. Кто из нас не мечтал жить в Крыму? Мечтал об этом и Валерий Павлович. В 1982 году его мечта сбылась, и он переехал в Сочи! Прожил он там 9 месяцев, после чего вынужден был покинуть тёплые края и вернуться на Урал. За эти 9 месяцев у Валерия Павловича обострились все известные науке хронические заболевания, даже те, которых у него никогда не было. Врачи сказали однозначно — биологическая дезадаптация при переезде в другой климатический пояс.

Конечно, тогда с Валерием Павловичем всё обошлось, но это не единственный случай влияния парадокса «Розовый куст» на его жизнь. После возвращения на родной Урал дела у него шли просто великолепно, и в начале 90-х ему удалось открыть свой бизнес — производство изделий из камня. Через несколько лет Валерию Павловичу показалось, что заниматься производством не очень-то выгодно, и он решил попытать счастье в торговле. Не поддаваясь на наши уговоры и всячески опровергая тезис о том, что торговля тоже дело серьёзное и требует определённых знаний, Валерий Павлович продал всё, что у него было, и организовал сеть киосков. Первый же квартальный отчёт показал всю справедливость и своевременность наших предупреждений и полную несостоятельность Валерия Павловича как коммерсанта. Вывод, почти дословно повторяющий определение парадокса «Розовый куст», напрашивается сам собой — успешность в одном деле не означает успешность в другом.

Вообще, хотелось бы отметить, что парадокс «Розовый куст» имеет в бизнесе принципиальное значение и недооценивать его ни в коем случае нельзя. Яркое доказательство этого постулата можно отыскать в истории фермера первой волны. Этот человек в первые же годы перестройки добился феноменальных успехов в области народного хозяйства, которая до сих пор считается убыточной. Не имея высшего образования, руководствуясь только здравым смыслом и интуицией, Евгений Васильевич поставил своё дело на широкую ногу. Взяв в аренду участок земли в сельской местности, он своими руками восстановил коровник, а через 6 лет в его распоряжении была уже мощная структура. В неё входили и луга для выпаса скота, и коровники со свинарниками, и производственный участок, и даже несколько собственных торговых точек. В общем, — предприятие полного цикла. Сам Евгений Васильевич тоже не отставал от жизни. За это время он успел получить образование и теперь руководил фермерским хозяйством вполне профессионально. Но вот однажды на свою беду вычитал он где-то описание успешной перестройки крупного американского предприятия и решил провести у себя… реинжиниринг. В принципе Евгения Васильевича устраивало положение дел на предприятии, но ему понравилась сама идея. Как и положено, Евгений Васильевич провёл некоторые исследования, сделал необходимые замеры, подготовил расчёты. Результаты этих действий ещё больше убедили его в необходимости коренной перестройки процессов предприятия. Действительно: работники воруют, затраты на производство слишком велики, объём транспортировки грузов на различных этапах производства продукта превосходит все мыслимые и немыслимые границы, сама продукция уступает по качеству продукции некоторых конкурентов и так далее.

Взялся Евгений Васильевич за перестройку процессов с присущей ему скрупулезностью. Поставил цели, разработал проект, написал бизнес-план, взял кредит, закупил оборудование, перенёс цех поближе к торговым точкам, уволил половину сотрудников, остальных перевёл на двухсменный режим и т. д. По предварительным расчётам, несмотря на совершенно грабительские проценты и высокий уровень инфляции, кредит должен был окупиться всего за полгода. Но Евгений Васильевич просчитался. После 2 лет отчаянной борьбы, чтобы рассчитаться с кредиторами, ему всё-таки пришлось распродать своё предприятие по частям.

Анализируя действия Евгения Васильевича, мы выяснили, что причина неудачи кроется не в отсутствии профессионализма или знаний. Напротив, Евгений Васильевич очень точно перенёс отличную западную технологию на своё предприятие. Не учёл он только одного — внешних условий. Странная картина получается: практически идеальное американское предприятие в окружении устрашающих развалин российской экономики.

Работники стали воровать больше (теперь они воровали в две смены), что незамедлительно сказалось на качестве продукции, срывы поставок партнёров, не проводивших у себя реинжиниринг, привели к невероятной путанице в стройных процессах Евгения Васильевича, а нестабильность оптовиков порождала то затоваривание, то работу в предельных режимах.

В свете вышесказанного хочется предостеречь руководителей предприятий: импортные гуманитарные технологии и международные системы управления предприятием очень эффективны, но прежде чем их внедрять, посоветуйтесь с вашими консультантами по управлению и организационному развитию. Это поможет вам избежать влияния парадокса «Розовый куст» и участи Евгения Васильевича, сбережёт деньги и, конечно же, нервы.

Конечно, такие страшные последствия проявлений парадокса «Розовый куст», как в случае с Евгением Васильевичем, встречаются крайне редко, но от этого «Розовый куст» не становится менее коварным. Сегодня в Екатеринбурге, как, наверное, и по всей стране, существует множество фирм, развивающихся на благодатной почве оптовой торговли импортными и отечественными товарами народного потребления.

Некоторое время назад отечественная продукция не находила достойного сбыта, и одна из таких фирм решила изменить сложившееся положение, правда, несколько неуместным способом. Посовещавшись, руководство фирмы пришло к выводу, что всё дело в рекламе. Зарубежная реклама более качественная, а поэтому — более действенная. И решило руководство снять рекламный ролик, ничем не отличающийся от иностранного. Сказано — сделано! Провели исследования, выявили параметры, влияющие на качество восприятия, формализовали полученные данные, заказали ролик, отвечающий всем требованиям, погоняли это убожество по телевиденью, результат — ноль! Чего, впрочем, и следовало ожидать. С какой стати наши люди будут реагировать на рекламу так же, как, например, американцы, у нас ведь совершенно другие проблемы и совершенно другая жизнь! Условия не те! Стоила ли только эта затея тех средств, которые в неё были вложены?

Маркетинг — это вообще тема отдельной статьи, но объёмы журнала ограничены, и нам ничего не остаётся, как привести наш последний на сегодня пример проявления парадокса «Розовый куст» именно из этой обширной области.

Речь идёт о хите прошлого сезона — навязчивом сервисе в магазинах самообслуживания, торгующих промышленными товарами. Сейчас система агрессивных продаж введена практически в каждом магазине подобного рода. Нам посчастливилось присутствовать при введении её в одном из них, а также столкнуться с последствиями этого введения. После ремонта магазин, о котором идёт речь, заметно преобразился. Жители ближайших районов изменения уловили и стали посещать его гораздо чаще. Но вот беда: все посетители выходили с хорошим настроением, но не все с покупкой! Только 40% из них становились покупателями. На наш взгляд, это прекрасный процент, но у директора магазина было своё мнение на этот счёт. «Усовершенствованная» система продаж, введённая им, отпугнула 60% посетителей, но зато 80% из оставшихся обязательно что-нибудь приобретали. Элементарный расчёт показывает, что благодаря нововведению количество продаж снизилось на 20%, и нам пришлось применять экстренные меры.

Самое читаемое
  • «Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»«Уралмаш» в игре! В Екатеринбурге пройдет четвертый матч серии ¼ плей-офф против «Зенита»
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.