Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Успеть до дефицита

Екатеринбург оказался на пороге нового дефицита офисных площадей. Ввод бизнес-центров держится на проектах, начатых до 2008 г., а новых – наперечет. Рост арендных ставок в БЦ города ждут уже в 2013 г.

В 2011 г. рынок коммерческой недвижимости Екатеринбурга пополнился 280 тыс. кв. м. новых офисных площадей – девелоперы ввели в эксплуатацию семь бизнес-центров. Годом ранее был сдан лишь один. При этом, по данным горадминистрации, с начала 2012 г. уже сданы БЦ «Манхеттен» и «Филитц», а также «Суворов» и деловой центр на ул. М. Авейде – и число офисников в Екатеринбурге достигло 75. «В течение года должны открыться БЦ «Карнеол» и «Президент» - тогда площадь объектов превысит 1061,9 тыс. кв. м.», - сообщил зампред комитета бытового обслуживания населения мэрии Олег Китаев. Он добавил, что вакантно на сегодня 20-30% офисных площадей.

По словам аналитика УПН Константина Октаева, рынок поглощает порядка 80 тыс. кв. м. в год, и чтобы переварить сданные в 2011 и 2012 гг. объемы, потребуется 1-1,5 года. «В начале года наблюдался рост вакантных площадей в офисниках класса «В» – из-за одновременного выхода на рынок сразу нескольких БЦ. Сейчас площади, которые были распроданы в них на стадии строительства, ушли от частных инвесторов на рынок – их сдают в аренду. В классе «В» свободно порядка 25% площадей, «В+» - 10%, в классе «А» – менее 5%», - перечисляет г-н Октаев. Эксперт добавляет, что площади будут заполняться в течение 2013 г., а после рынок ждет дефицит предложения: «Объем офисных площадей на стадии строительства снизился: во втором квартале 2011 г. строилось 500 тыс. кв. м., сейчас – только порядка 350 тыс. квадратов. И хотя несколько объектов вышли на стадию котлована, будет провал. Дефицита мы ожидаем уже со второй половины 2013 г.».

Девелоперы уходят из офисников

Как говорит полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов в Екатеринбурге и Свердловской области Андрей Бриль, дефицит заметен уже сейчас. «Сегодня многие переключились на строительство жилья, торговых и складских помещений – в таких проектах сроки окупаемости ниже, чем в деловой недвижимости. А длинных кредитов банки не дают. Поэтому большое количество непрофильных девелоперов, которые до 2008 г. возводили офисники в сугубо спекулятивных целях, ушли с этого рынка. Остались только профессионалы, а их не так много», - поясняет г-н Бриль.

По словам гендиректора УК RED Алексея Клименко, в сфере офисной недвижимости новых масштабных проектов ожидать не стоит в ближайшие несколько лет: «Мы видим, что большинство заявленных крупных объектов были переформатированы в комплексы апартаментов. У арендаторов именно сейчас есть возможность выбора объекта. Потом сделать выбор будет гораздо сложнее - качественные здания, пусть не быстро, но заполнятся, а новые интересные БЦ вряд ли появятся на рынке». Сама УК RED определила для себя следующую стратегию: довести до конца начатые проекты с существующими инвесторами. Привлекать новых на другие крупные офисные объекты компания не планирует.

Дефицит офисных площадей повлечет за собой рост арендных ставок. Андрей Бриль: «Он был бы и без нехватки площадей - в связи с повышением тарифов на коммунальные услуги, ростом инфляции. Но резко ставки не вырастут – не на 20-30% одномоментно. Девелоперы ведь понимают, что платежеспособного спроса на такие расценки не будет. Стоит ожидать стабильный рост на 10-15% ежегодно». По словам г-на Октаева, по итогам 2011 г. арендные ставки выросли на 7-8% и в целом пока остаются стабильными. «На рынке продажи есть объекты, где собственники в предчувствии дефицита устанавливают высокие цены – от 150 тыс. руб. за кв. м. Но это чтобы обозначить статусность бизнес-центра. Реальные сделки по таким прайсам проходить не будут», - прогнозирует Константин Октаев.

Однако начальник департамента коммерческой недвижимости ЦН «Северная казна» Андрей Горбунов полагает: никакого дефицита офисных площадей в Екатеринбурге нет, и в ближайшие годы не предвидится: «В городе построили столько офисников, что лет на пять рынку их точно хватит. А то, что девелоперы уходят из бизнес-центров – миф. Новых проектов они не закладывают, потому что в городе проблемы со свободными земельными участками». Директор департамента коммерческой недвижимости «БК_Недвижимость» Мария Королькова это мнение разделяет. «Об этом можно говорить исходя из количества заявок на поиск офисных помещений, поступающих в агентство: если два-три года назад их было много, то сейчас ситуация иная. К риелторам обращаются крупные компании, чаще федеральные, которые ищут в аренду офис среднего и крупного формата - площадью 250-600 кв. м. Но таких заявок немного. Мелкие офисы потенциальные арендаторы находят без проблем сами - предложений на рынке Екатеринбурга достаточно», - поясняет г-жа Королькова.

Ни шагу из центра

По данным УПН, три четверти объема новых БЦ сосредоточены в центре, еще порядка 18% - в первом ценовом поясе. И это несмотря на проблемы с парковкой, пробками и проч. «Девелоперы убеждены, что чем центрее, тем выгоднее – все крупные компании крутятся в центре. Но с точки зрения здравого смысла, на окраинах – тот же бизнес», - говорит Андрей Горбунов. Однако в городе начали появляться бизнес-парки, построенные не на центральных улицах, например, бизнес-комплекс «Квартал» на ул. Ткачей (микрорайон Парковый). Директор по продажам и маркетингу «Квартала» Олег Векшин поясняет, что компания не видит смысла строить высотки в центре: «Существующие офисные здания по большей части многоэтажные: их владельцы стремятся по максимуму использовать землю. Мы отказались от возведения зданий более пяти этажей - многоэтажки не вписываются в общую архитектурную панораму и требуют масштабных паркингов. Безусловно, те, для кого важен статус, выберут офисник в городском центре, но и заплатить за площади в нем им придется гораздо дороже».

Он добавляет, что избалованные предложением арендаторы выбирают офис, ориентируясь в первую очередь на набор сервисов, а не на высококачественную отделку и технические решения. «Если в бизнес-комплексе есть кафе, автомойка, минимаркет, салон красоты – это большой плюс», - перечисляет г-н Векшин. Однако, по словам Ольги Апальковой, директора департамента маркетинга и развития проектов УК «Деловой дом на Архиерейской», элементы дополнительного сервиса сейчас закладываются и в проекты БЦ, расположенных в центре. «Офис – это второй дом. Поэтому в здании должно быть по максимуму удобных услуг. Сервисное направление будет развиваться», - считает она. Мария Королькова соглашается: «Наличие в БЦ дополнительных сервисов - это преимущество для арендаторов при выборе офиса. Девелоперы учитывают это и предлагают максимальное количество услуг».

Эксперты убеждены, что массового развития периферийные бизнес-комплексы в ближайшем будущем не получат. «В отдаленных районах пока строятся, в основном, небольшие объекты», - говорит Андрей Горбунов. А г-н Бриль заявляет, что не видел в Екатеринбурге ни одного значимого по объемам и качественно работающего бизнес-комплекса. По словам г-на Клименко, акцент в ближайшем будущем сместится в сторону небольших качественных объектов. «Малоэтажные камерные БЦ и раньше были популярны. Возьмем, к примеру, «Сенат»: небольшое количество этажей, тихий центр – в таких зданиях арендаторам комфортней. Высотки – это всегда перенасыщение транспортом, людьми. В них больше суеты и меньше комфорта».

Средняя этажность офисных зданий должна снижаться, так как девелоперы начали тщательнее просчитывать проекты и лучше понимать, какие объемы новых площадей проще и быстрее заполнить арендаторами. «Одновременный ввод 30-40 тыс. кв. м. означает длительную экспозицию площадей. Оптимальнее строить 5-10 тыс. квадратов – это позволит сформировать пул арендаторов и заполнить БЦ за год-два, приемлемые сроки», - говорит Андрей Бриль. И продолжает: скромнее стали и планировки офисного пространства. «Девелоперы наигрались в необычные проектировки, когда строили что-то скругленное, неформатное. Сейчас все приходят к тому, что строить нужно просто, прямоугольно, чтобы можно было легко сделать кабинеты, переговорные если того потребует арендатор», - поясняет г-н Бриль. По словам Андрея Горбунова, в бизнес-центрах Екатеринбурга превалирует планировочное решение open space: «Чем больше открытых пространств, тем лучше – меньше затраты на планировку, можно сделать офис так, как хочет арендатор».

Однако Алексей Клименко не согласен: большинство местных игроков пока консервативны и стараются любое открытое пространство максимально разделить, выделив для каждого руководителя и структурного подразделения отдельный кабинет. Это увеличивает потери полезной площади и расходы на эксплуатацию офиса, кроме того, снижает эффективность взаимодействия внутри компании, влияет на трудовую дисциплину. Но, убежден эксперт, open space, в конечном счете, победит кабинетную систему, как это произошло на Западе. «Правда, организовать такое внутреннее пространство нужно правильно: должны быть спроектированы «тихие зоны», где сотрудник может сконцентрироваться на задаче, переговорные комнаты. Нужен printstation, чтобы работающий удаленно специалист мог отправить документ на определенный принтер, phoneroom – маленькие комнаты для телефонных переговоров. Можно запроектировать также touchdownspaces - рабочие места для тех, кто работает удаленно, но изредка должен, например, написать и отправить письмо из офиса компании. Необходимы и open team areas - пространства для мозговых штурмов и командной работы, современная кухня - для еды, общения, вечеринок», - перечисляет г-н Клименко.

Высотка с начинкой

По прогнозам, в офисных зданиях будут совершенствоваться инженерные системы, и профессиональные девелоперы не станут на них экономить. Как говорит Андрей Бриль, в БЦ Екатеринбурга есть проблема с инженерной начинкой: «Я видел немного разумно спроектированных и построенных зданий, где системы отлажены и действительно позволяют арендаторам повысить производительно труда. Все дело в том, что непрофессионалы, возводившие здания без прицела на дальнейшее управление ими, стремились сэкономить на инженерных системах». По словам заместителя гендиректора УК RED Андрея Брауде, в Екатеринбурге не хватает общей культуры эксплуатации офисных зданий, квалифицированных подрядчиков с набором необходимых технологий, к тому же управляющие компании экономят на всем. «Чтобы стеклянное здание выглядело чистым, нужен регулярный клининг фасадов. Небольшая прогулка по городу покажет, что с этим у нас есть проблемы: уже через год эксплуатации офисники выглядят неопрятно, напоминая остановочный павильон», - иллюстрирует г-н Брауде.

По словам Марии Корольковой, в современном БЦ должен быть необходимый минимум: скоростные лифты, конференц-залы, продуманная система безопасности – от систем пожаротушения и дымоудаления до круглосуточной охраны, видеонаблюдения, контроля доступа в здание. Также важны централизованная система приточно-вытяжной вентиляции, индивидуальные для конкретного офисного пространства системы отопления и кондиционирования, высокоскоростной Интернет, большое количество провайдеров, бесперебойная система электропитания, грамотная управляющая компания. Алексей Клименко добавляет к списку зоны WI-FI, отчет о входе-выходе сотрудников арендатора, учет и контроль потребления энергии и воды, централизованный сбор мусора с разделением по типам для переработки. «Все это незаметно для глаза, однако позволяет сделать более комфортной работу в здании и сократить издержки на его содержание. И для арендаторов это важно», - говорит г-н Клименко.

Эксперты полагают, что со временем собственники начнут массово привлекать внешние управляющие компании для работы в деловых центрах. По словам руководителя коммерческого направления отдела продаж ГК Facilicom Дмитрия Журавлева, рынок внешнего управления все еще проходит стадию формирования – порядка 90% бизнес-центров управляются аффилированными с девелоперами компаниями: «Причем это характерно не только для Екатеринбурга, но даже для Москвы». Как говорит Алексей Клименко, привлечение профессиональной УК для владельца объекта на 15-20% выгодней организации собственной структуры. В числе преимуществ собственной компании он называет разве что детальный контроль над процессом, который сам по себе не гарантирует эффективность. «Рано или поздно собственники это поймут», - резюмирует г-н Клименко.

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.