Подписаться
Курс ЦБ на 05.12
76,97
89,90

«Увольнение — всегда удар по эго». Как проститься с сотрудником без конфликта

«Когда увольняют по КЗоТ, они даже довольны: 2-3 зарплаты разом». Прощаться с сотрудниками сложно и психологически, и, порой, материально. Эксперты — о том, как сделать это с минимальными потерями.

VC.RU собрал мнения предпринимателей, представителей рекрутинговых агентств, юристов и психолога о том, как без конфликта попрощаться с сотрудником, не оправдавшим надежд. Главное — в нашем материале.

Борис Акимов, основатель фермерского кооператива LavkaLavka

— Когда работодатель расстается согласно всем требованиям КЗоТ, то сотрудники даже довольны, что их увольняют: выплачиваются две-три зарплаты, так что все зависит от условий увольнения. Всегда есть время договориться и подумать, как сделать так, чтобы все было терпимо и нестрашно для всех сторон.

Сотрудник, как свойственно всем людям, думает про себя, что он хороший, делает все правильно и что его мир недооценивают. Если он встречает мнение о том, что он на самом деле не такой хороший и не эффективный, то это грустно и обидно для него. Нормальная реакция, когда человек чувствует, что его недооценили, и он разочаровывается в жизни. Я всегда говорю, что любой конец — это начало чего-то нового. Все что угодно можно подать как положительную новость, но на это нужно потратить время и внимание.

Михаил Гончаров, основатель сети ресторанов русской кухни «Теремок»

— Я в своей юности видел несколько попыток руководства объяснить человеку, почему его нужно уволить и почему он не прав. Естественно, это все превращалось в скандал. Мы же просто говорим, что есть определенные обстоятельства, которые не позволяют нам дальше работать, и мы будем очень рады, если он найдет работу в другой компании, которая будет удовлетворять его ожиданиям. Мы никогда не говорим человеку, что он жестко с чем-то не справился. Это совершенно бессмысленно и вызовет лишнюю дискуссию и споры.

Можно быть более подозрительным в тех случаях, когда скрывался негатив или неспособность сотрудника, и пытаться на более ранних стадиях разоблачить человека. Но мне не очень интересно этим заниматься, пусть он сам себя потихоньку разоблачает.

Александр Ветерков, генеральный директор проекта Rabota.ru

— Лучший способ при увольнении — договариваться. Всем будет спокойнее, если сотрудник уволится по соглашению сторон или по собственному желанию.

Екатерина Гаврилова, основатель рекрутингового агентства DigitalHR

Если специалист демонстрирует плохие результаты — человек просто находится не на своем месте. Удерживая его, вы просто не даете ему развиваться, заводите в тупик. Важно вести открытый диалог, помочь потом с трудоустройством в ту сферу или компанию, где он сможет проявить себя. Тут актуальна позиция «хороший человек — не профессия». 

Дмитрий Чебанов, основатель Spice IT Recruitment

— Уволить через неделю — это нормально, просто большинство людей боится это делать. Если через две недели понятно, что это не твой человек, то проще попрощаться, не затягивая этот момент.

К сожалению, сотрудник не сможет никогда себе представить, не находясь в позиции предпринимателя, всех мотивов и причин, почему было принято то или иное решение. Я считаю, что не стоит объяснять сотруднику все эти причины и мотивы, потому что если человек скандалит, то маловероятно, что он вас услышит.

Ольга Гуляева, руководитель отдела персонала кадровой компании ManpowerGroup Russia & CIS

— Владелец бизнеса как никто другой должен понимать, что оплачивая плохого сотрудника, с которым у него хорошие отношения, он выбрасывает свои деньги на ветер и не получает дополнительную прибыль, которую мог бы получить от эффективного сотрудника. 

Мария Хандрос, руководитель практики в рекрутинговой компании Hays

— Решению об увольнении должны предшествовать встречи с руководителем, на которых сотруднику предоставляется структурированная обратная связь по результатам его работы, взаимодействию с коллегами (если мы говорим о токсичном сотруднике). На встрече должны быть озвучены четкие цели, показатели, правила поведения в коллективе, следование которым позволит сотруднику остаться в компании. Таких встреч может быть несколько.

Сейчас во многих компаниях есть абсолютно правильная практика exit-интервью — собеседование с сотрудниками, которые покидают компанию. На интервью сотрудник делится впечатлениями о работе в организации, о коллективе, процессах, процедурах. Для вас это хорошая возможность получить обратную связь и проанализировать, как можно улучшить работу компании, понять, чего не хватает сотрудникам, какие есть недовольства или даже разочарования с их стороны.

Роман Бузько, партнер Buzko & Partners

— Российское трудовое право унаследовало с советских времен особо трепетное отношение к защите прав работника. Большой объем гарантий и прав работников в России приводит к тому, что работодатели осторожно принимают решение заключить трудовой договор, a это приводит к заработной плате в конвертах, конфликтам на рабочем месте, инертным трудовым отношениям.

Прежде чем увольнять сотрудника принудительно, стоит предложить ему расторгнуть трудовой договор по согласию сторон. Если работник предъявляет иск в суд, работодателю стоит трезво оценить шансы на успех, при этом учесть судебные издержки и потерянное время. Если шансов на успех в суде мало, нужно попробовать договориться с работником вне суда.

Кристина Плотникова, юрист юридической фирмы «Клифф»

— Конечно, работодателю необходимо помнить, что любой конфликт лучше постараться предотвратить, чем в дальнейшем искать подходящие способы для его решения. Основание для увольнения в виде ссылки на статью ТК РФ вносится в трудовую книжку. Поэтому для работника, конечно, важно сохранить её без компрометирующих записей. Для работодателя мирный уход сотрудника почти всегда означает снижение репутационных рисков и иногда затрат.

Сергей Лебедев, консультант по менеджменту

— Необходимо помнить о таком феномене, как loss aversion (боязнь потери). Как только человек слышит об увольнении, у него в голове мгновенно начинает работать калькулятор: «А какой суммы я лишусь из-за увольнения?». Если это возможно, необходимо сразу подсластить пилюлю, сообщив ему, что он получает столько-то кратный оклад.

Увольнение — это всегда удар по эго, поэтому необходимо помочь сотруднику сохранить лицо. Можно взять вину на себя: «Это наша вина и это проблема нашей компании, что мы не смогли в должной мере использовать твои способности и таланты». Понятно, что это звучит достаточно неискренне, но в ситуации сильного стресса (а увольнение — это сильный стресс) эта неискренность будет нивелирована.

Теги: мнение, управление персоналом

Самое читаемое
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.