В жизни всегда место копии
Гранды мирового рынка Исторически сложилось, что японские компании доминируют среди производителей копировальной техники. Весь рынок поделен между ними и американской Xerox. Вытесняя европейских
Гранды мирового рынка
Исторически сложилось, что японские компании доминируют среди производителей копировальной техники. Весь рынок поделен между ними и американской Xerox.
Вытесняя европейских и американских производителей, японцы часто сохраняли их торгово-сервисную сеть и старые торговые марки. Кроме того, ряд чисто торговых компаний заказывают продукцию у японских производителей под своими торговыми марками. Такой вид дистрибьюции называется ОЕМ-бизнесом, или альтернативными каналами сбыта. Бывает, что производители копиров, не имея нужной технологии или большого рынка для какого-то сегмента, дополняют свой список продукцией, заказывая некоторые модели у конкурентов. Например, Xerox, не имея промышленной технологии выпуска портативных копиров (ею владеют только Canon, Mita и Sharp), стал заказывать у Sharp производство своих моделей. Разработка одной модели стоит достаточно дорого, и ОЕМ-аналоги обычно отличаются только названием.
Rank Xerox
Американский производитель предлагает всю линейку копиров, имеет собственную сбытовую и сервисную сеть в России. Первые копиры, привезенные в СССР, были этой торговой марки, поэтому “ксерокс” стало у нас синонимом слова “копир”. Долгое время поставки в Россию выполнялись британским совместным предприятием Xerox и Rank Ltd. — Rank Xerox.
Canon
Японская фирма выпускает копировальные аппараты собственной разработки, имеет очень сильные позиции по всему спектру продукции. В лицензионных вариантах эту технику можно встретить под торговыми марками Olivetti, Copia, Kodak, Agfa, Oce, Lanier и др. Входит в тройку лидеров мирового рынка.
Sharp
Японская корпорация выпускает всю линейку копиров, кроме цветных, где является ОЕМ-партнером компании Ricoh. Особенно известна мини-копирами серии Z, которые продаются также под торговой маркой Xerox. Производит машины для ОЕМ-партнеров: Lanier, Telesystem Copymat и др. Известна своими разработками в области жидкокристаллических дисплеев, которые, в частности, используют при производстве своих копиров.
Производство копировальных аппаратов компания Sharp начала в 1972 г. и к настоящему моменту создала себе имидж разработчика “призовых копиров”. В общей сложности с периода 1993 г. по 1997 г. в копилку Sharp попало около 70 престижных призов.
Minolta
Японский производитель и разработчик копировальной техники. Производит всю линейку аппаратов за исключением инженерных. Известен своими цветными копирами. Производится также под торговыми марками Develope, Agfa, Panasonic, Infotec, Olimpia.
Основанная в 1928 г., в начале своей деятельности компания Minolta была исключительно фотографической фирмой. С 1959 г. начинаются разработки копировальной техники. Основные достижения Minolta в этой области: система микротонирования, значительно повысившая качество копирования, двухцветное копирование, масштабирование, полноцветные копиры с уникальными характеристиками.
Сегодня вся копировальная техника Minolta разрабатывается по новой технологии CS-PRO (все для пользователя), которая обеспечивает повышенную надежность, более высокое качество изображения и легкость в эксплуатации наряду с ориентировкой на будущие стандарты по экологии.
Toshiba
Японский электротехнический концерн. Первый серийный аппарат выпущен в 1974 г. Toshiba претворил в жизнь целый ряд нововведений в этой области: автоматический контроль экспозиции, цветная светодиодная панель управления, на счету Toshiba также первый в мире цифровой копировальный аппарат.
Практически вся линейка продукции этой фирмы производится ОЕМ-партнерами Lanier и 3M-Harris.
Надежность, высокая норма месячного копирования, неприхотливость в сервисе — отличительные черты копиров Toshiba: от малых офисных моделей до высокопроизводительных машин. Все это в совокупности позволило компании выдвинуть лозунг: “Лучше мы потратим 20 лет на исследования, чем Вы 5 минут на ремонт”.
Ricoh
Ведущий японский производитель и разработчик широкого спектра копировальной техники. Выпускает всю линейку копиров, кроме персональных. Продает копиры как под своей торговой маркой, так и через многочисленных ОЕМ-партнеров. Среди наиболее известных группа N. R. G. В нее входят производители лицензионных аппаратов Ricoh для различных регионов: Nashuatec, Rex Rotary, Gestetner, Infotec, Savin, в России к ним присоединились MB, UNIT Copier и др.
Mita
Специализированный японский производитель копиров (с 1934 г.). Выпускает полную номенклатуру аппаратов, которую продает через свою сеть и многочисленных ОЕМ-партнеров (Olimpia, Triumph, Sanyo, Daewoo, Oce, Monroe, Copystar и др.). Имеет ряд ключевых патентов, в т.ч. на положительно заряженный фотобарабан, который производит монопольно и снабжает им других производителей.
Panasonic
Торговая марка компании Matsushita Electric. К производству копировальной техники приступила в 1979 г., базируясь на собственных разработках. Однако настоящим временем вступления компании на этот рынок можно считать 60-е годы, когда был налажен серийный выпуск компонентов для копировальной техники. Выпускает копировальные аппараты на собственных заводах, также использует производства Minolta и др. И наоборот, Matsushita несколько своих моделей Panasonic производит для Lanier, Telesystem Copymat, Pitnty Bowes.
Konica
Один из старейших японских разработчиков и производителей копировальной техники. Серийный выпуск аппаратов с 1967 г. Известна как производитель всего спектра копировальных машин за исключением персональных. Имеет ряд патентов. В качестве ОЕМ-партнеров Konica выступают A. B. Dick, MB и др.
Kodak
Американский фотоконцерн, выпускающий несколько собственных цветных копиров под своей торговой маркой и для ОЕМ-партнеров. Эта марка стоит на некоторых аппаратах производства Canon.
Duplo
Японская фирма по производству цифровых дубликаторов, брошюровочных и листоподборочных машин. Производит сортировщики для некоторых производителей копиров.
Riso
Японская фирма, крупнейший в мире производитель цифровых дубликаторов, известных больше под маркой Risograph. Имеет ряд ОЕМ-партнеров. Фирма Riso начала свое развитие в 1946 г. с производства красителей. Первый ризограф появился в 1980 г. В основе технологии печати ризографов, в отличие от привычных нам копиров, лежит принципиально другой способ — трафаретная печать. Эта особенность наложила отпечаток на весь технологический цикл производства и использования ризографов, которые просты в эксплуатации, обслуживании и имеют разветвленную интеллектуальную систему диагностики и контроля всех систем. Ризограф — это настоящая мини-типография.
Oce
Европейский концерн, выпускающий высокопроизводительные копиры и инженерные машины, отличающиеся оригинальным дизайном, а также аппараты специального назначения. Осе заказывает продукцию, как ОЕМ-партнер, у японских производителей для расширения ассортимента.
Европейский рынок
Долевое участие основных Brand Name на европейском рынке в количественном выражении: Canon — 34%, Xerox — 20%, Ricoh — 15%, Sharp — 11%, Toshiba — 10%, др. — 10%. В год в Европе (включая Восточную Европу и Россию) продается примерно 1,5 млн копировальных аппаратов. Rank Xerox, имея высокие показатели по денежному эквиваленту, отстает в количественном отношении от Canon. Это связано как с более высокими ценами на поставляемую фирмой технику, так и с небольшой долей моделей малого и среднего класса (Xerox поставляет на рынок более 70% всех высокопроизводительных аппаратов). Canon же, наоборот, поставляет 45% всех персональных копировальных аппаратов, которые стоят существенно меньше высокопроизводительных машин. Поэтому выигрывает по количеству проданных единиц, но проигрывает в денежном отношении. Долевое участие основных Brand Name на европейском рынке в денежном выражении: Xerox — 39%, Canon — 24%, Ricoh — 14%, Toshiba — 8%, Sharp — 6%, др. — 9%.
Российский рынок
Первый этап становления отечественного рынка копиров завершился к 1994 г. В России было продано более 100 тыс. аппаратов на общую сумму около $ 200 млн, половина из которых пришлась но долю персональных моделей. Определились два лидера: Canon (27%) и Xerox (23%). На долю Ricoh пришлось около 17%, Sharp — 10%, остальное поделили между собой Minolta, Konica, Mita и др.
С 1994 г. начинается качественное развитие рынка. Появился спрос на технику средней и высокой производительности, начали формироваться сети фирменного гарантийного обслуживания. Торговые марки Canon и Xerox уступили часть рынка технике Toshiba, Minolta, Mita, Ricoh.
Российский рынок копиров можно условно разделить на два сектора.
В первом — небольшие организации, отделы компаний — все, кому необходимы копиры со средней производительностью 20 копий/мин. и объемом копирования — от 5 до 10 тыс. копий/мес. В 1997 г. этот сектор был ведущим. Здесь наиболее популярны модели от Canon, Xerox и Sharp. Сильную конкуренцию им создают Toshiba и Mita.
Второй сектор — это корпоративные пользователи. Здесь преобладает спрос на копиры производительностью 20-50 тыс. копий/мес. Явное предпочтение отдается технике Xerox, Canon, Sharp, Ricoh, Minolta.
Лидеры рынка — Canon и Rank Xerox. Эти компании находятся в более выгодных условиях, их высокий имидж сложился для россиян исторически.
Ricoh — еще один ветеран российского рынка. Стабильно высокий рейтинг фирмы удерживается за счет активной работы дилерской сети, особенно по продвижению копировальной техники N. R. G.
Minolta и Konica активно участвуют в корпоративных проектах. Toshiba и Mita сравнительно недавно появились на российском рынке, но стараниями своих дистрибьютеров быстро повышают рейтинг у покупателей, предлагая более новые модели, дешевые расходные материалы, большую гарантию на свою технику. Позиции копировальной техники Panasonic и Sharp непосредственно связаны с имиджем этих Brand Name как производителей широкого спектра различной офисной и бытовой техники.
Классификация копировальных аппаратов
В мировой практике принята система деления копировальных аппаратов по сегментам. Она позволяет максимально объективно сравнивать копировальные аппараты.
К нулевому сегменту относятся персональные копировальные аппараты, предназначенные для индивидуального пользования, с форматом оригинала А4, минимальными требованиями к техническому обслуживанию и месячной производительностью до 2000 копий. Все машины имеют расходные материалы, выполненные в виде легкозаменяемых картриджей. Этот сегмент разделен на три группы:
1. Малые, или переносные копиры, имеющие ручку для переноски, подвижный стол оригиналодержателя, скорость копирования — до 10 копий/мин., максимальный размер оригинала — А4 (210х297) или иногда Folio (210 х 330).
2. Средние персональные копиры. Они больше по габаритам и массе, выполнены в виде компактных стационарных приборов.
3. Большие персональные копиры. Формат оригинала — В4, имеется масштабирование.
Первый сегмент включает в себя настольные стационарные копиры с производительностью от 10 до 20 копий. Подразделяется на две группы:
1. Производительность — 10-15 копий/мин., размер копий — до В4 (250 х 353).
2. Производительность — 15-20 копий/мин., размер копий — до А3 (297 х 420).
Второй сегмент — копировальные аппараты со скоростью 20-29 копий/мин.
Третий сегмент — копировальный аппараты со скоростью 30-59 копий/мин.
Четвертый сегмент — копировальные аппараты со скоростью 60-75 копий/мин.
Пятый сегмент — копировальные аппараты со скоростью 76-89 копий/мин.
Шестой сегмент — копировальные аппараты со скоростью более 90 копий/мин.
Седьмой сегмент — полноцветные копировальные аппараты.
Восьмой сегмент — специальные копировальные аппараты, включает в себя инженерные копировальные машины с размером копий — до А2 (420 х 594), инженерные копировальные машины с размером копий до А0 (841 х 1189) и черно-белые цифровые копировальные аппараты.
Наибольший интерес для сравнения представляют копиры нулевого, первого и второго сегментов (модели, пользующиеся максимальным спросом при продажах). В качестве критериев оценки приняты:
1. Розничная цена средняя по предложениям.
2. Себестоимость расходных материалов. При расчете себестоимости учитывались только оригинальные расходные материалы.
3. Полная себестоимость копии. Расчет полной себестоимости = Себестоимость расходных материалов + Стоимость аппарата/(Ресурс в месяц * 12 мес. * 5 лет).
4. Месячный ресурс указан на основании справочника Buyers Laboratory Inc.
Шесть заповедей при выборе копира
1. Производительность. Подсчитайте, сколько бумаги тратится в вашей фирме в месяц, и умножьте это число на коэффициент 2 или 3. Практика показывает: лучше купить машину с запасом: появление копира в офисе приведет к значительному увеличению бумажной работы. К тому же должен оставаться и некоторый резерв месячного копирования для временного увеличения объемов копирования (перед выставками и презентациями).
Если вы ошибетесь в этом простом вопросе, ваш аппарат будет работать с перегрузкой и часто ломаться, а запасные части встанут в копеечку. Купив малопроизводительный копир, вы скоро поймете, что предстоит покупка еще одного. Очень важно знать концепции производителей. Они могут быть прямо противоположными. От “дешевый быстросменяемый аппарат” до “предельно качественная и долговечная машина, пусть даже в ущерб цене”.
2. Гарантии. Обязательно выясните, что конкретно входит в гарантию и что определяет ее сроки (время или лимит копирования); как будут вестись сервисные профилактические циклы (обычно у копиров проведение очередной профилактики связано по времени с заменой фотобарабана и девелопера, которую ведет мастер из сервис-центра); какие дефекты попадают под понятие заводских. Полезно также узнать при покупке о возможности и условиях заключения с фирмой договора на послегарантийное обслуживание.
3. Себестоимость копии. Чем дольше копировальный аппарат работает, тем дешевле стоимость его копии. Простейшую формулу оценки себестоимости можно вывести, если к цене копира добавить стоимость всех расходных материалов, необходимых для выработки полного ресурса, и разделить полученное число на количество копий, определяющих этот ресурс. Вчерне все это можно посчитать, исходя из месячного объема копировальных работ на вашей фирме. Учтите, что чем дешевле копир, тем дороже обойдутся его расходные материалы (для сравнения — себестоимость копии у персонального копира в 10-20 раз выше, чем у высокоскоростного).
4. Качество копирования. Проверить качество копирования можно очень простыми тестами — если у продавца есть подключенный демонстрационный образец. Во-первых, скопируйте абсолютно черный лист — если копии получаются серые, то можно продолжать поиски дальше. Во-вторых, самое сложное для любого копира — передача полутонов. Сделайте копию какой-нибудь репродукции или фотографии. По качеству переходов можно оценить разрешение и качество тонера (чем мельче и качественнее тонер, тем больше ваша копия будет соответствовать оригиналу).
Копиры разных фирм по-разному воспринимают пометки цветными маркерами. Если ваши документы содержат выделения цветом, посмотрите, как это отразится на копии. Некоторые модели просто не “видят” такие цвета, как желтый, зеленый, голубой.
5. Функциональность аппарата. С увеличением объемов копирования у вас может возникнуть потребность в повышении производительности труда. Это несложно — за счет дополнительных устройств, поставляемых к копировальному аппарату. При покупке подробнее узнайте о дополнительных устройствах, которые можно будет докупить со временем (а лучше сразу).
6. Легкость в управлении. Чисто субъективный момент выбора. Постарайтесь “пощупать” панель управления, не поленитесь и загляните внутрь копира. Замятие бумаги (особенно не очень хорошего качества) — достаточно обыденная вещь. Посмотрите, насколько легко ее удалять. Поинтересуйтесь, как происходит замена расходных материалов.
Где купить копир в Екатеринбурге?
Стратегия компании Canon предполагает одного официального дилера на регион. Авторизованный дилерский центр Canon в Екатеринбурге — корпорация “АСМ-электроника”. Среди ее клиентов преобладают крупные заводы города и области, корпоративные заказчики, такие как Свердловэнерго, а также властные структуры. “АСМ” применяет гибкую систему оплаты, возможна частичная предоплата или поставка в кредит.
На сегодня корпорация “АСМ-электроника” реализует более 70% техники Canon в Екатеринбурге. Уральцы выбирают “АСМ” по многим причинам. Прямые поставки исключают цепочку посредников, что положительно сказывается на уровне цен. Сервисный центр со штатом сертифицированных специалистов позволяет вести обучение операторов, качественно производить установку, запуск, гарантийное до пяти лет и послегарантийное обслуживание. 95% указанного в прайс-листе товара всегда имеется на складе, что сокращает время поставки до минимума.
Xerox предоставляет дилерские права неограниченному числу фирм — при условии соблюдения достаточно жестких входных условий. В Екатеринбурге помимо регионального представительства действуют известные фирмы-дилеры, среди которых такие как “Индукция”, “Хард”, “Таймер”, “Форт Диалог”, “ВЦ 7”, “Иван Мастер”, “Сентоза”, “Алстер”.
Фирма “Индукция” — один из ветеранов рынка, основана в Перми в апреле 1991 г., а уже в июне 1991 г. “Индукция” стала одним из первых дилеров Rank Xerox в России. За эти годы фирма приобрела опыт правильного ведения бизнеса по западным стандартам, создала мощную сбытовую и сервисную инфраструктуру, добилась впечатляющего для провинциальной (по происхождению) фирмы результата — “Индукция” получила звание единственного в России Платинового дилера Xerox. В конце 1994 года фирма диверсифицировала бизнес и вышла на рынок компьютерной техники и периферии, начав продвигать, кроме Xerox, и такие brandname, как Hewlett-Packard, IBM, Compaq.
Сегодня объединение “Индукция” предлагает своим заказчикам комплексные решения на базе копировально-множительной и компьютерной техники, периферии и сетевого оборудования ведущих мировых производителей. “Индукция” имеет дилерское и дистрибьюторское соглашение с компанией Xerox, статус авторизованного дилера и сервис-партнера Hewlett-Packard, Compaq, IBM. Штат сотрудников — более 250 человек, широкая сеть представительств на Урале (Пермь, Екатеринбург, Челябинск, Магнитогорск, Нижний Тагил, Ижевск, Киров) и в Центральной России (Москва, Орел, Курск, Брянск).
Традиционно одной из сильных сторон компании является система сервисной поддержки клиентов. В сервисной службе работает более 70 сертифицированных инженеров. Техцентры “Индукции” обслуживают более 8 тыс. аппаратов, их работу обеспечивает склад запчастей на общую сумму $ 250 тыс.
Екатеринбургское представительство объединения “Индукция” открыто в феврале 1993 г., сейчас в нем работает двадцать семь человек, из которых семеро — сертифицированные инженеры техцентра. “Индукция” — один из ведущих партнеров Xerox в Екатеринбурге, подтверждением чего стало, например, недавнее открытие на базе фирмы первого в городе франчайзингового Центра Документации Ксерокс.
Основные поставщики техники Sharp в Екатеринбурге — фирмы “ЭОС”, “Абак”. В 1994 г., учтя потребности рынка, АО “ЭОС” заключило дилерское соглашение на поставку копировального оборудования фирмы Sharp, обучило сервисных инженеров и менеджеров по продажам. За три с небольшим года более 1200 предприятий и организаций стали обладателями копировальных аппаратов Sharp. Сегодня “ЭОС” — это три магазина с отделами по продаже копировальной техники Sharp, Xerox и Minolta, два сервисных центра, склад копировальной техники, склад запасных частей и расходных материалов. Постоянные клиенты фирмы — правительство Свердловской области, ТОО “Хозтовары”, УЦСМ, МО “Новая больница”, ДПП “Ростек Екатеринбург”, “Атомпромкомплекс” и др.
Продукция фирмы Minolta появилась на Урале благодаря инициативе отделения Minolta Austria GmbH в Вене. Интересы фирмы в Уральском регионе представляет фирма “Урал-Минольта”. С начала 90-х весь техперсонал уральской фирмы прошел неоднократное обучение в европейских сервис-центрах Minolta. Это способствовало также и укреплению личных контактов, что неоценимо при решении “горячих” вопросов. В настоящее время “Урал-Минольта” — контрактный и сервис-партнер Minolta Austria GmbH. Это, в частности, позволяет иметь прямые поставки запасных частей и оборудования по всей номенклатуре, действующей на европейском рынке, вести экспертизу гарантийных случаев и экспертизу повреждений оборудования без привлечения экспертов ТПП, проводить бесплатную модификацию оборудования по рекомендации отделения Minolta Austria GmbH, вести обслуживание старых моделей.
Фирма не имеет дилерской сети как таковой, одинаково внимательно относится и к частному лицу, и к таким “монстрам”, как, например, “Сургутгазпром”. В этом отношении нет жесткого прайс-листа: при продаже оборудования учитываются такие факторы, как условия оплаты (предоплата, оплата третьей стороной, рассрочка платежа и др.), комплектность оборудования (базовая, расширенная, возможность последующей модификации и т. п.), наличие у клиента ранее приобретенного оборудования, наличие договора на обслуживание, общий объем поставки и др.
Штат квалифицированных сервис-инженеров — обязательное требование Minolta к своим партнерам. Фирма поддерживает гарантийное обслуживание всех машин, приобретенных через уполномоченных продавцов и установленных в Уральском регионе (в т. ч. и оборудования, приобретенного в других странах и ввезенного на Урал, например, инофирмами, на основании уведомлений фирмы-продавца).
Основная форма — договор С+М (сервис + материалы), при котором клиент застрахован от непредвиденных эксплуатационных расходов (оплата производится пропорционально фактически произведенному объему копирования) и обеспечен гарантией на срок до четырех лет. По истечении этого периода ему предоставляется возможность поменять свой аппарат на новый, более производительный, с доплатой. Таким образом, пользователь огражден от оплаты случайных поломок, разовых затрат на замену дорогостоящих узлов и т. п. Сервис-инженер заинтересован в качественном профилактическом обслуживании, т. к. схема оплаты работ не предусматривает оплату незапланированных выездов.
Функции официального дилера Minolta в Екатеринбурге выполняет также фирма “Урал-бюро Е.С.М.”. Все свои изделия, даже те, которые больше не выпускаются, фирма технически сопровождает в течение минимум 10 лет. У владельцев не бывает проблем ни с расходными материалами, ни с ремонтным обслуживанием, которые берет на себя фирма “Урал-бюро Е.С.М.”.
С 1996 года в Уральском регионе появились первые копировальные аппараты с торговой маркой Toshiba, а в марте 1997 г. крупнейший в России дистрибьютор этой копировальной техники “ТЕКО Copiers” организует в Екатеринбурге свое региональное представительство — компанию “ТЕКО Урал”, которая начинает активно развивать свою дилерскую сеть. Сегодня в числе дилеров Toshiba в Уральском регионе 17 фирм, в их числе: в Екатеринбурге — “Копимаркет”, “КМТ-Спутник”, “Овимэкс-элорг”, “Прогмат”; в Каменск-Уральском — “Интеграл”; в Перми — “Гармония”, “Риан-Ко”, “Эскорт”, в Челябинске — “Медиком”, в Тюмени — “Технополис”.
Основной приоритет компании ТЕКО Урал — удовлетворение заказчика, для этого совместно с дилерами разрабатывается гибкая политика продаж. Например, покупка копировального аппарата средней производительности и полной конфигурации может обойтись пользователю на 15% дешевле. Инженеры, прошедшие специальный курс обучения, региональный склад оборудования, расходных материалов и запасных частей — все это сводит срок поставки (или простоя сломанного оборудования) практически к одному дню.
Фирмы “Таймер”, “Форт Диалог”, АСМ — официальные дилеры компании Riso Deutchland GmbH — предлагают весь спектр аппаратов фирмы Riso и весь набор комплектующих и расходных материалов, ведут гарантийное и послегарантийное обслуживание всей техники, а также постоянное сопровождение в течение работы и регулярную профилактику аппаратов. Фирма “Таймер” поощряет и поддерживает закупки расходных материалов Riso по предварительным заявкам. Для включения плана покупок в заказ необходимо заключить договор, по которому товар может отпускаться в кредит. В случае заключения такого договора фирма обязуется поддерживать склад в соответствии с заявкой.
Фирма “Форт Диалог” основана в 1990 г. С самого начала своей деятельности она ориентировалась на область полиграфии и АСУТП, и до сих пор на эти сегменты рынка приходятся основные объемы реализации. В Свердловской области действуют более 100 комплексов малотиражной полиграфии, которые поставлены и обслуживаются фирмой “Форт Диалог”.
...По различным оценкам, российский уровень насыщения копир-техникой составляет в лучшем случае около трети от мирового. К тому же пять-семь лет — большой срок для техники, многие аппараты уже морально устарели, нуждаются в замене на новейшие модели. А значит, торговцы копир-техникой в ближайшее время без работы не останутся.
АСМ-Электроника: 51-90-46.
Индукция: 62-40-05.
Хард: 61-60-96.
Таймер: 56-93-63.
Форт Диалог: 51-27-64.
Урал-Минольта: 59-98-95.
Урал-бюро ЕСМ: 61-67-91.
ЭОС: 54-12-86.
Теко Урал: 61-51-89.



