Подписаться
Курс ЦБ на 18.12
80,38
94,14

Вчерашние лидеры уступают место конкурентам

эксперты Олег Бакун генеральный директор Core Competences — Retail Evolution Company (Москва) Валерий Бубнов генеральный директор «Юнилэнд — Центры торговли-Екатеринбург» Роман Заболотнов генеральн

Суть изменений, которых ритейлеры ждали в 2007 г., выразил Игорь Ковпак: «Еще два года назад у владельцев «Кировского» и в мыслях не было, что придется с кем-то сливаться или объединяться. Но недалек день, когда жизнь всех нас заставит или продавать бизнес, или обмениваться акциями с другими игроками». Однако массовых сделок M & A не последовало.

эксперты
Олег Бакун
генеральный директор Core Competences — Retail Evolution Company (Москва)
Валерий Бубнов
генеральный директор «Юнилэнд — Центры торговли-Екатеринбург»
Роман Заболотнов
генеральный директор торговой сети «Монетка»
Игорь Ковпак
президент супермаркетов «Кировский»
Александр Райсих
генеральный директор торговой сети «Звездный»
Александр Самонов
бывший совладелец торговой сети «Копейка» (Москва)
Сергей Степанов*
генеральный директор управляющей компании «Кора» (Кемерово)

Почему консолидация торговых сетей не переходит в новое качество
Что интересует стратегических инвесторов
Какие пути развития выбрали местные ритейлеры

Главным трендом уходящего года на рынке продовольст­венного ритейла аналитики называли консолидацию — увеличение рыночной доли торговых сетей.

Если до 2005 г. компании розничного сектора использовали стратегию органического роста — строили новые магазины и покупали отдельные объекты, расположенные в удачных местах (ресурсов на масштабные приобретения у ритейлеров не было — прибыль реинвестировалась в бизнес, а экономика оставалась непрозрачной), то за 2005-2006 гг. произошло множество сделок по приобретению бизнесов. На федеральном или региональном уровне в M & A участ­вовали почти все крупные сети, и эксперты прогнозировали, что в 2007 г. консолидация перейдет в новое качество. Однако этого не случилось.

Стратегические инвесторы платят за темпы роста торговых сетей

При обоюдном интересе запросы продавцов заметно превосходили возможности покупателей. Рост сделок M & A среди региональных сетей тормозился уже на этапе начальных переговоров. Олег Бакун, генеральный директор Core Competences — Retail Evolution Company (Москва), полагает, что проблемы были связаны с амбициями собственников объединяющихся компаний, которые не могли договориться о слиянии или поглощении, а также с закрытостью (непрозрачностью) региональных сетей и, как следствие, затруднениями при оценке их реальной стоимости. По мнению Александра Самонова, в прошлом — совладельца торговой сети «Копейка» (Москва), дважды продавшего свою компанию (сначала — «ЮКОСу», а когда «ЮКОС» вышел из состава акционеров — банку «УРАЛСИБ»), рынок продовольственной розницы перегрет: «Существующие ценники — парадокс российского рынка. Владельцы торговых сетей запрашивают за свой бизнес такие суммы, каких вы не встретите даже в странах, где доля организованной торговли достигает 90%».

К оценке бизнеса федеральных и региональных сетей, как считают эксперты, финансовые и стратегические инвесторы подходят по-разному.

Стоимость федеральной торговой сети (раскрученный бренд, высокие темпы развития, стандарты качества приближены к европейскому уровню) определяется либо в зависимости от прироста ЧДП (чистого денежного потока), либо на основе отраслевых мультипликаторов (стоимость/EBITDA , стоимость/прибыль, стоимость/выручка). Оцениваются и нефинансовые показатели: доля рынка, квалификация управленческой команды, уровень развития технологий в компании и пр. Г-н Самонов: «Как известно, в цене бизнеса заложены будущие денежные потоки, доходы и темпы роста. Отсюда вытекает и некая стоимость, пересчитанная через мультипликаторы. В Европе мультипликатор стоимость/EBITDA остается в пределах 8-12, причем показатель 12 считается высоким. В России — от 12 до 20. Что за бред, думал я, откуда это берется? А весь расчет упирается в темпы роста. Если в Европе сети прибавляют по 5-10% в год, то в России — и по 70%, и по 80%, и даже по 90%. Неудивительно, что потенциальный покупатель рассуждает: если управленческая команда обеспечит такой рост и в дальнейшем, цена компании должна быть выше. И принимает мультипликатор к EBITDA, равный 13-15, полагая, что при сохранении прежней динамики этот показатель должен равняться 20. Поэтому все публичные компании стали заложниками темпов развития. «Перекресток» — единственная торговая сеть в России, руководители которой сказали: нам достаточно 30% роста ежегодного оборота».

Проблемы оценки региональных сетей объясняются тем, что большинство этих компаний — непубличные. Потенциальный инвестор не рассматривает их как бизнес. Он покупает локацию (расположение магазина), поток посетителей (покупателей) и торговую площадь (формат) — в идеале с таким расчетом, чтобы выручка с квадратного метра была не хуже среднего показателя по сети. И определяет цену, сопоставив вероятные денежные потоки с собственными расходами на реконструкцию бизнеса.

Сделки слияния остаются для региональных операторов одним из наиболее эффективных способов развития. Сергей Степанов*, генеральный директор управляющей компании «Кора» (Кемерово): «Если ритейлерам удастся преодолеть трудности, связанные с взаимной оценкой бизнеса, процесс объединения компаний сделает их более открытыми и понятными в отличие от компаний, не прошедших через сделки M & A. В итоге упрощается процесс подготовки к выходу таких компаний на публичные финансовые рынки, повышается точность в оценках их стоимости, что, в свою очередь, увеличивает степень доверия со стороны участников рынка».

Компании окончательно разделились на публичные и непубличные

В 2007 г. стало очевидным, что каждый из основных игроков рынка продовольственного ритейла в Екатеринбурге выбрал свою стратегию развития. Фактически пятерка лидеров по торговому обороту представляет собой зеркало российского ритейла.

1. Публичная федеральная компания, развивающая бизнес органическим путем. «Юнилэнд — Центры торговли-Екатеринбург» — уральский дивизион федерального холдинга «Дикси-Групп», который в мае 2007 г. разместил в IPO 25 млн акций (капитализация компании — $864 млн).

В Уральском регионе организация развивает три сетевых формата — гипермаркет «Мегамарт», супермаркет «Минимарт» и дискаунтер «Дикси». Генеральный директор «Юнилэнд — Центры торговли-Екатеринбург» Валерий Бубнов прокомментировал развитие екатеринбургского отделения сети «Мегамарт-Минимарт». В 2007 г. торговый оборот магазинов превысил 5 млрд руб. (по сравнению с 2006 г. рост на 45%), на 2008 г. планируется оборот до 8 млрд руб. (рост на 55%). Г-н Бубнов: «С моей точки зрения, 2007 г. четко обозначил рубеж между успешными компаниями, которые выдержали конкурентную борьбу, заняли лидирующие позиции и приобрели запас прочности для дальнейшего развития, и аутсайдерами (в хорошем смысле этого слова) — операторами, заявлявшими о больших планах, но не сумевшими их осуществить. К первой группе я отношу публичные компании — X5 Retail Group N.V., «Магнит», «Седьмой континент» и «Дикси», чьи акции обращаются на бирже. Благодаря кризису на финансовом рынке сейчас наступило временное охлаждение, но в 2008 г. крупных сделок M & A мы увидим намного больше»1.

2. Региональная торговая сеть, объявившая стратегией развития сделки слияния. Торговая сеть «Монетка» по­шла по пути объединения с партнером. В октябре компания договорилась об обмене 25% пакета акций на 26 магазинов, принадлежавших бывшим топ-менеджерам торговой сети «Копейка». До конца 2008 г. новые акционеры обязались открыть в Москве и Московской области 50 дискаунтеров, работающих под брендом «Монетка», и обеспечить оговоренные финансовые показатели. В ноябре стало известно, что компания прошла международный аудит и в 2008 г. рассчитывает привлечь кредит ЕБРР на 60 млн руб., чтобы покупать и строить новые магазины на территории УрФО, прежде всего в ХМАО, где уже действует шесть торговых точек. Последние годы сеть росла высокими темпами: в 2004 и 2005 гг. увеличивала оборот на 100%, в 2006 и 2007 гг. — на 60-70%. Роман Заболотнов, генеральный директор торговой сети «Монетка», подтвердил факт переговоров о слиянии с сетями из других регионов и опроверг информацию о готовящемся союзе с «Кировским» и «Купцом»: «Идея объединения трех ведущих ритейлеров Екатеринбурга хороша, но конкретных шагов мы пока не предпринимали. С одной из этих сетей возможен диалог и есть схемы по слиянию, учитывающие перестройку форматов и разные подходы к управлению. Но в настоящий момент мы — конкуренты». К концу года сеть включала 145 магазинов с общим оборотом более $550 млн. В планах на 2008 г. — рост на 60-70% за счет органического развития и сделок M & A.

3. Региональные торговые сети, развивающиеся органическим путем и поглощениями небольших сетей. Выступая на форуме Food Director (Москва) 9 февраля 2007 г., Игорь Ковпак, президент супермаркетов «Кировский», позиционировал свою торговую сеть как местечковую и развивающуюся за счет собственных ресурсов: «Наши магазины, построенные и выкупленные, такие, какие есть — вероятно, кривые-косые, но работают на самообслуживании и стоят на основных магистралях Екатеринбурга и Свердловской области».

Помимо Свердловской области «Кировский» присутствует в Кургане, ближайшие планы — Сургут. На конец года в сети 119 магазинов, оборот которых г-н Ковпак (впервые за последние семь лет) называть не захотел, ограничившись фразой: «Сейчас такие времена, что лучше не высовываться». Пресс-служба «Кировского» сообщила, что темпы роста в 2007 г. сохранились на уровне 35%. В таком случае можно говорить об обороте в $470 млн (в 2006 г. — $350 млн).

По словам Игоря Ковпака, последние два года к нему зачастили собственники торговых сетей с предложениями сделок M & A. Как говорят наблюдатели, новосибирский ритейлер «Холидей Классик», провернувший в прошлом году сделку по слиянию с торговой сетью «Сибириада», рассматривал «Кировский» в роли возможного партнера, однако договоренности стороны не достигли.

Торговая сеть «Купец» по состоянию на первую половину 2007 г. насчитывала 58 магазинов, работающих в трех форматах (супермаркет, универсам и магазин у дома) в Екатеринбурге и Свердловской области. По некоторым данным, сегодня компания испытывает финансовые трудности. В июле 2007 г. произошла утечка информации из московской инвестиционной компании Falcon Advisers, разославшей потенциальным покупателям тизер с описанием бизнеса торговой сети «Купец» и предложением заключить сделку до конца года. Руководство «Купца» выступило в СМИ с опровержением, сообщив о намерении расширить бизнес за счет облигационного займа на 1 млрд руб.

4. Городская торговая сеть, развивающаяся органическим путем. Торговая сеть «Звездный», закрывшая в 2006 г. четыре неформатных магазина и запустившая три новых, объявила о более четком позиционировании в сегменте «выше среднего», сделав ставку на формат супермаркета (универсама). На конец 2007 г. в сеть входит восемь магазинов. В этом году «Звездный» приобрел два объекта, которые начнут работать в феврале и марте-апреле 2008 г. Ориентировочно на середину 2008 г. запланировано и открытие супермаркета с торговой площадью 4 тыс. кв. м в строящемся ТЦ «Европейский». В 2007 г. рост оборота составил приблизительно 17%. Александр Райсих, генеральный директор торговой сети «Звездный»: «Невысокие темпы роста выручки мы компенсируем увеличением чистой прибыли за счет минимизации издержек и внедрения передовых технологий». В 2008 г. «Звездный» планирует повысить оборот примерно на 30%.

По прогнозам экспертов РБК, к 2010 г. доля торговых сетей на российском розничном рынке достигнет 84%. Это значит, что 2008 и 2009 гг. пройдут в битвах ритейлеров с законодателями, которые намерены ограничить доминирование торговых сетей, предложив им новые правила игры.

 

1 Торговые сети «Копейка», «Лента» и «Виктория» отложили выход на IPO в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка.

Сделки M & A — сделки слияния и поглощения.
Ebitda (Earnings Before Interest, Tax, Depreciation and Amortization) — доход до уплаты налога на прибыль, процентов и амортизации.

* - выполняет функции иностранного агента
Самое читаемое
  • Налоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнесаНалоговая реформа-2026: что реально изменится для бизнеса
  • «Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»«Вернувшись из-за рубежа я понял: российские разработки ничем не уступают зарубежным»
  • Департамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна БеликДепартамент по развитию туризма Свердловской области возглавит Татьяна Белик
  • Новые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронированиеНовые правила заселения в отели отменяют паспорта и негарантированное бронирование
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.