Подписаться
Курс ЦБ на 03.05
92,05
98,64

Во глубине уральских руд

Завод «Форманта» известен своим нестандартным и успешным проведением конверсии. Это предприятие из глубины уральских руд, города Качканара, одно из первых в стране смогло освоить выпуск современных

Завод «Форманта» известен своим нестандартным и успешным проведением конверсии. Это предприятие из глубины уральских руд, города Качканара, одно из первых в стране смогло освоить выпуск современных телевизоров, сначала по отверточной технологии, затем на собственной базе. Наш корреспондент встретился с Сергеем НОВОСЕЛЬЦЕВЫМ, генеральным директором АО «Форманта», и взял у него интервью.

— Сергей Александрович, в свое время, в 60-е годы, горно-обогатительный комбинат и город Качканар гремели по всей стране, были Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. О качканарском радиозаводе известно гораздо меньше.

— Наш завод гораздо моложе города, в декабре с. г. ему исполнится 20 лет. Начинался он как филиал Свердловского завода электроавтоматики. В 1990 году объемы оборонного производства составляли 63%, остальное — техническая аппаратура и музыкальные инструменты как товары народного потребления. Поэтому, когда конверсия началась, у нас уже были кое-какие наработки. Руководители предприятия начинали здесь молодыми специалистами, молодой коллектив легче перестраивается. После освобождения цен мы первыми в Свердловской области пошли на большое сокращение численности, сразу на 1500 человек.

Завод разделился на 15 самостоятельных дочерних предприятий со статусом товариществ с ограниченной ответственностью. Они получили в пользование основные фонды на правах аренды. «Форманта МЗ» — механический завод, изготавливает детали для сборочных цехов, а также широкую гамму подставок под телевизор, которыми самостоятельно торгует. «Форманта-Радио» — завод усилительно-акустической аппаратуры, «Гефест» занимается пожарной автоматикой, «Форманта-Пласт» — завод пластмассовых изделий, «Форманта-Шоу» — светомузыкальные установки и т.д.

— Тогда, несколько лет назад, это было повальным увлечением, всем вдруг захотелось независимости. Но, насколько я знаю, на большинстве заводов это поветрие закончилось так же быстро, как и началось, поскольку управляемость таких новообразований резко падала...

— У нас новая структура прижилась. А на других заводах, действительно, вернулись к исходному состоянию. Основная причина — нервы не выдержали. Бывшие начальники цехов в роли директоров становятся страшно крутыми и первые несколько месяцев все функциональные службы предприятия посылают далеко: и главного технолога, и начальника производства, и заместителей генерального директора. Те начинают дергаться: все разваливается, управляемость стремится к нулю... И у нас так было, и на других предприятиях. Месяцев 6-9 это длилось, а потом успокоилось: новоиспеченные директора убедились, что без общего руководства они не могут обойтись, спеси поубавилось.

Интересно, что иногда крепкие начальники цехов оказывались слабыми директорами. Хорошими, инициативными директорами неожиданно становились, те, кого считали неисполнительными и недисциплинированными. В старой системе к указанной цели шли своим путем, что вызывало раздражение, а в новых условиях только так и можно работать.

Эта же проблема исключительно актуальна для директорского корпуса страны в целом. Впрочем, пока директорат задавлен общим экономическим кризисом, даже если руководитель предприятия остался «совком», это не особенно заметно — дела у всех плохи. Высокая стоимость кредитов, неэффективное налогообложение, съеденные инфляцией оборотные средства, низкая платежеспособность населения и других предприятий — это создает неблагоприятный климат для производственного бизнеса, если только он не связан с переработкой или добычей сырья.

А вот через полгода, по моим прикидкам, начнется подъем экономики и прежде всего производства — конечно, при условии победы на выборах Ельцина. Предпосылки почти все созданы. В свое время был биржевой бум, затем банковско-финансовый, производственного бума еще не было — он впереди. И тогда окажется, что многие из руководителей не могут выполнять функции директора в новых условиях. Вчера нужен был прежде всего производственный диспетчер, сегодня и завтра — человек, который знает рынок и формулирует перспективные задачи.

— Расскажите поподробнее о Вашем опыте сотрудничества с инофирмами.

— В 1990-м завод создал совместное производство, а затем СП по производству телевизоров «Урал-Star». Учредителями стали также Богословский алюминиевый завод (БАЗ) и две швейцарские фирмы: RoadStar и Salfra. Еще одно СП «Юрель» (при участии фирмы Salfra и Качканарского ГОКа) — по производству аудиотехники. Совместно с Красноуральским медеплавильным заводом создали предприятие по выпуску пылесосов.

Тогда экспорт алюминия, меди, цветных металлов давал хорошую валютную выручку, БАЗ инвестировал наше новое производство, часть готовых телевизоров БАЗ продавал среди своих работников и партнеров, это было очень выгодно. По качеству наши телевизоры были не хуже японских или корейских, а по цене — дешевле, что и обеспечивало хороший спрос. Сначала мы собирали аппараты по отверточной технологи из импортных комплектующих, потом освоили у себя производство печатных плат и полный монтаж, комплектовались кинескопами «Sаmsung» и «Toshiba», т.е. фактически стали нормальным сборочным телевизионным заводом, как на западе или востоке. Выпускали до 5 тыс. шт./мес. под маркой RoadStar, затем Akari, готовились к удвоению выпуска...

— Вы говорите об этом в прошедшем времени?

— До середины 1994 таможенные пошлины на детали для электроники были 5%, а на готовые телевизоры — 30%, что в принципе укладывалось в здравый смысл. Затем пошлину на детали сделали 60%, на телевизоры — 20%, что сделало сборку телевизоров абсолютно невыгодной, и этот маразм длился целый год. А у нас уже были подписаны контракты, отгружены телевизоры — приходилось торговать себе в убыток. И мы потеряли только на этом несколько млн. долларов оборотных средств. Контракты, понятно, пришлось свернуть. И хотя сегодня таможенные пошлины вернулись к приемлемым значениям — телевизоров выпускаем по 300 шт/мес, чтобы люди не разбежались и сохранился завод. Вновь ведем переговоры с Богословским алюминиевым заводом, фирмой «Сальфра», изыскиваются варианты, возможно, до конца года решим вопрос пополнения оборотных средств за счет заказов.

Сборка телевизоров дает хорошую рентабельность при объемах выпуска 300-500 тыс. шт/год. Мы можем сейчас делать 100-150 тыс. телевизоров в год. Внутренний рынок емкий, страна огромная, а в прошлом году по статистике по стране в целом было произведено всего 200 тысяч телевизоров (когда-то выпускалось 6 млн/год).

Призводить на месте гораздо выгоднее, и я уверен, заводы по сборке телевизоров, другой аппаратуры будут располагаться в России. Форма собственности может быть самой разной, заводы могут принадлежать российским предпринимателям и акционерам или «буржуям» — это безразлично.

— Другими словами, Ваше предприятие для себя проблему инвестиций решило благодаря партнерским связям с предприятиями цветной металлургии. Но для большинства уральских заводов вопрос нехватки инвестиций для освоения новой продукции по— прежнему весьма актуален. Стоит ли ожидать улучшения инвестиционного климата после выборов президента? Или уральские заводы по прежнему будут вести конверсию, опираясь только на собственные средства?

— Кое-какие инвестиционные кредиты выделяют федеральный и областной бюджеты, в частности по 30 млрд руб. из этих источников было выделено в прошлом году, по 74 млрд руб. — в текущем. Но используются эти средства крайне неэффективно, сплошь и рядом на текущие нужды предприятия, затыкание дыр. Конверсионные кредиты дадут отдачу, когда будут предоставляться под конкретный проект, который будет выделен в отдельное дочернее предприятие с правами юридического лица. Еще один вариант — создание независимой лизинговой компании, которая закупит оборудование и передаст его в пользование оборонному предприятию.

Если говорить об иностранных инвестициях, то, по оценкам специалистов, из каждого доллара в России работают лишь 10 центов, остальное поступает в бюджет в виде налогов и прочих сборов. Понятно, что «буржуй» не заинтересован в том, чтобы кормить наших чиновников. По моему мнению, отечественная номенклатура еще не закончила передел собственности страны и совершенно не хочет делиться ею с западными компаниями. Пока этот передел не закончится, доступ иностранных инвестиций на наш рынок будет максимально затруднен.

— Еще одна острая проблема для предприятий всех форм собственности сегодня — дефицит оборотных средств.

— Я бы сформулировал иначе. Сегодня остра проблема стоимости кредитов. 120% годовых для коммерции годится, для производственного бизнеса — нет. Везде в мире и производство, и коммерция используют заемные средства под разумные проценты. Когда банковский процент будет ниже, проблема оборотных средств решится. Министр финансов России уверяет, что к концу года процент упадет до 25% годовых. Это, конечно, вряд ли, но пусть будет хотя бы 30-40% годовых — это уже разумно, можно брать кредиты.

Банковский процент сейчас завышен по политическим мотивам — идет предвыборная кампания, раздаются популистские обещания, президент и правительство стремятся как-то сгладить напряженность, а денег не хватает. Чтобы не делать необоснованных эмиссий рубля, они эти деньги занимают у финансовых структур путем раскрутки государственных казначейских обязательств с высокой доходностью 100-120%. Понятно, что заводу под меньший процент банк кредита не даст — невыгодно. Летом, после выборов, когда кончится государственная истерика, правительство впадет в спячку месяца на два, а потом банковский процент начнет неуклонно понижаться со 120 до 90, затем до 70, 30 — в течение полугода. В следующие пять лет у нас будет стабильность и обязательно — подъем экономики.

— И всеобщее процветание впридачу.

— Реально для этого надо 15-20 лет, а вот подъем... Гораздо важнее для общей массы людей чувствовать позитивные сдвиги и быть уверенным, что дальше будет лучше. Сильнее отсутствия денег давит страх, что завтра будет совсем плохо. Если люди почувствуют: число рабочих мест и зарплата увеличиваются, лучше финансируется социальная сфера — подъем начнется во всех областях. Процветание в смысле зажиточной жизни, как в Западной Европе, будет нескоро. Южная Корея совершила гигантский скачок, но европейский уровень жизни там все еще не достигнут. Они начинали с низкого старта, у нас исходные позиции гораздо выше. Но зато есть и минусы: трудолюбие и непритязательность вряд ли можно назвать нашими национальными чертами.

— Производственные мощности «Форманты» расположены на севере области, а генеральный директор и некоторые службы — в Екатеринбурге, в заводском представительстве. Это удобно?

— Вполне. Сейчас управление производством — это треть от общего объема задач генерального директора и даже меньше. Остальное — коммерция, изучение рынков, финансовый бизнес, перспективное планирование. Все это удобнее делать в областном центре.

В Екатеринбурге все большее число фирм, предприятий понимают, что инвестиции должны направляться не только на производство, но и на маркетинг, новую упаковку, рекламу, организацию торговли... Это на западе само собой разумеется, а для «совковой» психологии — откровение.

— Кому сегодня принадлежит АООТ «Форманта»?

— Приватизация завода шла по третьей модели, 38% акций принадлежит группе акционеров из числа руководителей завода, 32% — Среднеуральскому АО, 12% — государству, но мы их намерены выкупить. Номинал акции 1000 рублей, котировки внутри завода около 15-20 тыс. руб./шт.

— В каком направлении будет развиваться «Форманта», на какой технике специализироваться?

— Среди направлений — аудиоаппаратура и бытовая электротехника. Техника как оригинальная, собственных разработок, так и аналогичная лучшим западным образцам.

Развиваем наше традиционное направление — выпуск усилительно-акустической техники (усилители, приборы обработки звука, акустические колонки). Это аппаратура для массового потребителя: школ, кафе, ресторанов, домов культуры. В частности, типовой школьный радиоузел (аппаратура громкой связи) стоит от 2 млн. руб и выше.

Выпускаются магнитолы с CD-плейером, CD-проигрыватели, 12-канальный многопрограммный УКВ-приемник с двумя динамиками. Они пользуются спросом, особенно в сельских районах: радиотрансляционные сети ликвидируются, воруют провода, столбы — и деревня оказывается без всякой связи. Объемы производства — 100-300 шт/мес, в перспективе — 1000 шт/мес.

Светотехнику: прожектора, световоды, диски, работающие от электронных блоков управления, на Урале и в Западной Сибири выпускаем только мы.

Среди наших товаров — электроотопители для коттеджей и дач (котел и электронный блок управления) разной мощности. Самые дешевые 5 кВт — 650 тыс.руб., выпускаются также котлы мощностью 12 кВт и 30 кВт.

Наши пылесосы стоят 350 тыс. руб., что значительно дешевле западных аналогов, а эффективность — выше, особенно при чистке высоковорсного коврового покрытия: цилиндрическая щетка с приводом от двигателя предварительно выколачивает из ворса пыль, а обычный пылесос просто засасывает. Объемы выпуска — 12 тыс./год, в планах — освоение новой модели и отправка пробной партии пылесосов в Англию.

В наших стиральных машинах активатор расположен снизу, не рвет белье, благодаря реверсу и реле времени оно лучше простирывается. А по цене они сравнимы со знаменитой уралмашевской «Малюткой». По моему мнению, в перспективе останется два класса машин: один типа «Вятки-автомата», другой — простенький, типа нашей и «Малютки». Промежуточный класс (типа «Сибирь», «Исеть») обречен.

Пуст местный рынок недорогих настольных ламп. В июне-июле мы запустим два новых типа ламп, сейчас ведем подготовку производств. К сожалению, медленнее, чем планировали, осваиваем производство прямоточного водонагревателя с плавной регулировкой температуры до 700 С. Можно делать 5000 шт./мес., потребность в нем большая, как в больших городах с их перебоями в горячем водоснабжении, так и в сельской местности.

Кроме собственно предприятий, нашей техникой в Екатеринбурге торгует заводская коммерческая организация «Форманта Плюс». У нас есть номенклатура и аппаратура, с которой можно выходить в «третьи» страны, кстати, к ним можно отнести сейчас и Казахстан. Раньше были хорошие связи с Казахстаном, Украиной, Белоруссией, сейчас снова восстанавливаются.

— Расскажите о себе.

— Родился в 1947 в Риге, среднюю школу заканчивал в Северном Казахстане (райцентр Щучинск), университет — в Новосибирске, по специальности «физическая химия». На новосибирском оборонном заводе «Сапфир» прошел путь от инженера до зам. директора. С 1986 года — директор на «Форманте». Увлечения: историческая литература, любимые авторы — Лев Гумилев, Соловьев. Дети взрослые, есть внук. Жена работает в Комитете по экологии горадминистрации. Должность генерального директора и председателя совета директоров АО «Форманта» вполне соответствует моим амбициям. Для политики, например, я человек слишком независимый.

 

«Форманта» 44-42-58, 44-28-88 факс 44-11-00.

Самое читаемое
  • Высокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗОВысокопоставленный свердловский чиновник отправлен в СИЗО
  • Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?Выдача ипотеки просела почти на 40%. Зачем Центробанк охлаждает рынок?
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
  • Поуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает третиПоуехавшие возвращаются. Их вклад в ВВП России достигает трети
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.