Подписаться
Курс ЦБ на 17.12
79,43
93,80

Время — деньги. Перспективы контейнерных перевозок

Падение объемов перевозок по железной дороге, продолжавшееся последние десять лет, привело к тому, что мощность российских стальных магистралей использовалась на 50-70%. Несколько лет назад только

Падение объемов перевозок по железной дороге, продолжавшееся последние десять лет, привело к тому, что мощность российских стальных магистралей использовалась на 50-70%. Несколько лет назад только на направлении «Москва — Урал» железнодорожный транспорт потерял 80% ранее перевозимых грузов. Несмотря на то, что на пути повышения конкурентоспособности ж/д перевозок всегда существовали определенные препятствия (жесткое госрегулирование тарифов, неповоротливая система оформления грузов, необходимость выполнять платежи на разные счета в разные регионы, проблемы с доставкой грузов от ж/д станции до склада и проч.), угроза потери рынков вынудила железнодорожников бороться за каждую тонну груза. Главными «козырями» в этой партии стало внедрение на железнодорожном транспорте новых технологий перевозок, позволяющих сократить сроки доставки грузов, а также — повышение качества транспортного обслуживания.

Об этом, в частности, шел разговор на первом сетевом совещании по организации контейнерных перевозок, которое состоялось в середине июля в Екатеринбурге.

Сергей ШАВЗИС,

                                       зам. директора «Уральской транспортной компании», исполнительный директор
                                                                                                                                          ЗАО «Урал-Контейнер»

Организатором совещания выступил Центр фирменного транспортно-
го обслуживания МПС России (ЦФТО), в мероприятии приняли участие зам. генерального директора ЦФТО МПС В. Алькаев, представители дорожных центров ФТО всех семнадцати российских железных дорог, ведущих экспедиторских и страховых компаний. Главная тема обсуждения — развитие систем и технологий ускоренной доставки грузов — сегодня весьма актуальна для самих транспортников, для их клиентов (промышленных, торговых предприятий), всего хозяйственного комплекса региона. Забегая вперед, скажу: Свердловской железной дороге был присвоен максимальный рейтинг на сети МПС по уровню организации контейнерных перевозок.

Повышение интереса к контейнерным перевозкам со стороны грузоотправителей было отмечено в 1997 г., когда в МПС была разработана «Комплексная программа развития контейнерных перевозок на российских железных дорогах на 1998-2005 годы». Сегодня контейнерный «вариант» доставки грузов стал реальным инструментом для конкуренции с другими видами транспорта. По этой причине Свердловская железная дорога уделяет эффективности грузоперевозок в контейнерах особое внимание: на дороге действуют две специализированные фирмы ГУП «Желдорэкспедиция» и ЗАО «Урал-Контейнер», курсирует ускоренный контейнерный поезд, активно работают страховые компании, создаются условия для привлечения иностранных экспедиторов и перевозчиков, расширения географии международных контейнерных перевозок.

По информации г-на Алькаева, положение с привлечением грузопотоков на ж/д стабилизировалось: в первой половине 1999 г. впервые за последние несколько лет отмечен 6% рост перевозок по отношению к предыдущему году. Однако заметного увеличения объемов контейнерных перевозок при этом не произошло. Причиной тому — серьезная конкуренция со стороны автомобильного и водного транспорта. Кроме того, после распада Союза грузовладельцы не имели серьезного сервиса международных контейнерных перевозок, что также негативно отразилось на объемах. На процесс влияют также технические проблемы: согласно последним данным учета контейнерного парка МПС, более половины российских контейнеров находятся сейчас в незаконном использовании за границей, в республиках СНГ, северных районах, часть парка вообще «приспособлена» под гаражи и торговые павильоны... Изменить существующее положение может правильная организация учета и слежения за контейнерным парком. Для этого в недрах железнодорожного ведомства идет разработка нового программного обеспечения, реконструируются системы автоматизированного учета и управления контейнерными перевозками в масштабе СНГ (запуск новой системы должен состояться до конца текущего года). Новая система учета и управления парком позволит в любой момент получать полную информацию о каждом контейнере на территории стран СНГ, учитывать контейнерный парк за рубежом, оперативно управлять порожним подвижным составом. С целью получения достоверных данных при запуске этой системы в сентябре состоится всероссийская «перепись» контейнеров.

Другим, не менее важным моментом становится эффек-
тивное использование контейнеров. Сейчас часть парка простаивает на станциях из-за нехватки платформ, полувагонов для их перевозки, не всегда оперативно выполняется регулировка порожняка. Наиболее эффективным способом ускорения оборота контейнера является организация ускоренных поездов. Себестоимость перевозки контейнера в ускоренном поезде в три раза ниже, чем в обычном. Таким образом, возникают условия и для реальной конкуренции с «автомобилистами» (скорость доставки грузов до сих пор была главным козырем автоперевозчиков). Расхожее выражение «время — деньги» для транспортного рынка обретает в такой связи особый смысл. Организационный процесс развития ускоренных контейнерных перевозок, по замыслу МПС, должна замкнуть на себя специализированная грузовая контейнерная компания в составе Министерства. Задачами нового подразделения будут управление контейнерным парком, организация ремонта, развитие сети контейнерных терминалов, взаимодействие с экспедиторами и грузовладельцами и проч. Предприятие планируется создать по типу холдинга, состоящего из региональных грузовых компаний, ремонтных депо и автотранспортных предприятий.

Одним из сдерживающих обстоятельств для эффективной работы дорог с ускоренными контейнерными поездами было отсутствие на станциях нормальной терминальной базы для переработки крупнотоннажных контейнеров. На нашей дороге в этом смысле дела обстоят не так плохо: на ст. Свердловск-Товарный действует современный терминал по приему и отправке 40-футовых контейнеров. За 2,5 года госпредприятию «Желдорэкспедиция» удалось наладить устойчивый сервис по обслуживанию экспортеров. Более 150 контейнеров в месяц уходят с грузом в Америку, постоянно расширяются связи с перевозчиками. Сейчас ведутся работы по расширению терминала, будет введен участок по обработке изотермических контейнеров.

На совещании было отмечено, что лидерами в организации перевозок грузов в ускоренных поездах в направлении Урала стали операторы ускоренного поезда № 1266 ЗАО «Урал-Контейнер» и ЗАО «СТИМ». В августе прошлого года эти компании, к примеру, выиграли у автоперевозчиков тендер на перевозки грузов фирмы «P&G» —для того, чтобы назначить конкурентную стоимость перевозки пришлось добиться снижения расценок автопредприятий, перевозящих контейнеры в Москве и Екатеринбурге на 30%. В результате, на железнодорожный транспорт привлечены дополнительные объемы (400 контейнеров в месяц). Доход сети от этих перевозок составляет порядка 1,3 млн руб./мес. Сейчас «Урал-Контейнер» участвует в разработке технологии обмена групп в составе поезда 1266 по ст. Пермь-Сорт. Ускоренная доставка контейнеров на направлении Москва — Пермь — Березники позволит привлечь с автотранспорта дополнительно около 300 контейнеров в месяц (опытный «прогон» поезда состоится уже в августе). На Свердловской ж/д также разрабатывается технология стыковки поездов своего формирования с ускоренным поездом 1266 по станциям Свердловск-Сорт. и Войновка. Это позволит конкурировать в скорости с автотранспортом при перевозках из Москвы в Тюмень, сократить время доставки грузов в Сургут минимум на 2-е суток, создать систему внутридорожных ускоренных перевозок. Еще один перспективный путь — запуск ускоренного контейнерного поезда по маршрут у Санкт-Петербург — Екатеринбург. Предполагаемое время в пути — 3 суток, планируемое время доставки контейнера «от двери до двери» — 5 суток.

Доставка внешнеэкономических грузов из Европы на Урал упростится и станет более эффективной в случае организации стыковок существующих европейских поездов «Восточный ветер» (Берлин — Москва) и «Чардаш» (Будапешт — Москва) с ускоренным поездом № 1266. При этом срок доставки контейнера из Германии или Венгрии до Урала составит не более 10 суток. На эту тему уже велись переговоры с оператором поезда «Восточный Ветер» — компанией «Трансфрахт». «Судьбоносными» для железнодорожного транспорта могут стать начавшиеся работы по переориентации экспортных перевозок на контейнеры. Одна из задач здесь — обеспечение экспортеров иностранными порожними контейнерами. «Урал-Контейнер» уже опробовал технологию досылки контейнеров из морпортов к местам погрузки с попутным грузом, что позволяет снизить транспортные издержки по досылке контейнеров к экспортерам. Кроме того, планируется создать контейнерные депо на «входах» дороги: ст. Блочная и Войновка. Основными функциями депо будут прием контейнера на хранение, осмотр, ремонт, освидетельствование в морском регистре, выполнение досылочных и возвратных мероприятий, выдача гарантий сохранности контейнера владельцу.

Самое читаемое
  • В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?В январские праздники страна теряет 1 трлн руб. Зачем нам этот тормоз?
  • Ищут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы ОслянкаИщут МЧС, волонтеры и беспилотники: 13 туристов потерялись у горы Ослянка
  • Екатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего регионаЕкатеринбургский гостиничный оператор USTA Management вышел за пределы домашнего региона
  • Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»Товары на маркетплейсах получат «цифровую родословную»
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.