Все дело в цифре
Аппаратная борьба Дилеры утверждают, что интерес фотолюбителей к цифровой технике растет не только в связи с расширением технических возможностей. В первую очередь распространению «цифры» способств
Аппаратная борьба
Дилеры утверждают, что интерес фотолюбителей к цифровой технике растет не только в связи с расширением технических возможностей. В первую очередь распространению «цифры» способствует снижение цен на фотокамеры. В России цифровая фототехника уже начинает вытеснять с рынка пленочные, или, как их еще называют, аналоговые фотоаппараты. В 2002 г. рост продаж цифровых фотоаппаратов достигал почти 100%. Каждая десятая из продаваемых фотокамер была цифровой. В нынешнем году динамика остается прежней. Аналитики отмечают, что столь высокие продажи цифровых фотокамер уже серьезно снизили реализацию фотопленки.
Немалую роль играют и рекламные кампании ведущих производителей фототехники. Признанные лидеры мирового рынка – Сanon, Nikon, Panasonic, Olympus – все активнее разъясняют потребителям удобство работы с кардинально новой техникой. «Не понравился кадр, сотри и забудь о нем», – внушают покупателю. И это срабатывает. Если в 2001 г. только 20% российского населения что-то слышали о «фотоаппарате без пленки», то в прошлом году уже 60% знали о том, что в природе существуют подобные фотокамеры.
Появление новой категории клиентов не могло не сказаться на развитии рынка фотоуслуг. Конечно, фотолаборатории, предлагающие фотосканирование и цифровую печать, в России появились не вчера. Еще в 1996 г. в Санкт-Петербурге открылась первая цифровая студия на базе оборудования Polaroid. Примерно в то же время цифровые минилабы начали работать в Москве. На периферию «цифра» пришла в 1998 г. До последнего времени этот вид фотосервиса пользовался спросом, главным образом, у фотографов-профессионалов, работающих с дорогими цифровыми камерами. Сейчас напечатать цифровые фото все чаще просят любители.
И все же пока услуги цифровых фотолабораторий достаточно экзотичны: опросы владельцев фотосалонов показывают, что на десять обычных (аналоговых) снимков, заказываемых к печати, приходится лишь один цифровой. Владельцы продвинутых фотоаппаратов используют новые возможности пока, в основном, для работы с оцифрованным изображением на персональном компьютере. А скептики вообще считают, что пользователю цифровой фотокамеры услуги салона ни к чему: графический файл можно за доли минуты распечатать на цветном принтере в домашних условиях.
Действительно, сейчас разрабатываются технологии скоростной печати фотографий для струйных принтеров. Однако до промышленного производства такой технике пока далеко. Конечно, «струйники» уже научились производить отпечатки, по качеству сравнимые с фотографическим. Но по долговечности такие снимки заметно проигрывают серебросодержащим материалам: они выгорают, краски со временем высыпаются. Понимая это, более-менее сведущие в фотографии люди предпочитают печатать цифровые снимки в фотосалоне.
Фотоальбом в формате CD
Сторонники «цифрового» пути развития фотографии уверяют, что качество цифрового отпечатка несравнимо с качеством стандартного аналогового фото. Как объясняют специалисты, при сканировании изображения считывается гораздо больший диапазон так называемых плотностей, чем в отпечатке, полученном прямым оптическим методом. Соответственно, в цифровом фото получается больше деталей, изображение становится глубже, объемнее, живее. Конечно, нюансы цветопередачи, в большей степени, могут интересовать профессиональных фотохудожников. Но и любителям есть что ожидать от цифровых технологий. Главное – отсканированный негатив можно всесторонне улучшать с помощью различных графических приложений.
Редактирование цифрового изображения создало невиданный ранее вид услуг – восстановление старых и испорченных фотографий. Даже дореволюционные снимки приобретают в «цифре» новые краски, четкость. Оцифровав старое фото, со снимка можно убрать пятна, изломы, восстановить потерянные участки изображения. Те же функции можно использовать и для исправления дефектов современных фотографий, когда снимок в целом удачен, но есть блики, затемнения, эффект «красного глаза».
Спектр носителей оцифрованной фотографии также достаточно широк: дискета, CD, ZIP и т. д. Естественно, можно работать и с бумажным изображением. Данную клиентом фотографию или вырезку оператор цифровой фотолаборатории сначала отсканирует, затем обратит ее в файл. На Западе уже много лет существуют службы, предлагающие хранение частных фотоархивов в электронном виде. Заказчик приносит в цифровое ателье коробки с фотографиями, негативами, слайдами и через 1-2 дня получает компакт-диск с электронным фотоальбомом. На этот же CD оператор записывает программы для просмотра и редактирования изображений. Сейчас спрос на такую услугу появляется и в России.
Екатеринбургские мини-лаборатории пока не предлагают клиентам всего спектра цифровых фотоуслуг. Но в прайс-листах уже есть, например, фотопечать на так называемой металлизированной бумаге. Особенно эффектно эта технология передает водные пейзажи. Вода на таких отпечатках буквально оживает. К тому же, как утверждают опытные фотопечатники, хранятся такие карточки лучше и дольше. Хотя, конечно, удовольствие нельзя назвать дешевым: отпечаток формата 20x30 на металлизированной бумаге стоит не менее сотни рублей.
Аналогов больше нет
Российский рынок традиционного фотосервиса давно перенасыщен. Сети аналоговых фотолабораторий оказывают настолько стандартный набор услуг примерно одинакового качества и в одинаковом ценовом диапазоне, что бороться за клиента становится все труднее. Оценив перспективность работы с «цифрой», дальновидные владельцы фотолабораторий стали вносить коррективы в свой бизнес. Одни модернизируют имеющиеся аналоговые минилабы, другие приобретают полностью цифровое оборудование. Евгений Назаренко, директор екатеринбургской профессиональной фотолаборатории «Светопись»: Уже сегодня наша фирма предлагает клиентам услуги по цифровой фотопечати на минилабе Noritsu QSS 2901. Машина может отпечатать за час до 1350 снимков размером 10х15 см, а максимальный размер отпечатка – 30х45 см. Клиенту предлагается фотопечать на профессиональной бумаге Kodak как с цифровых фотоаппаратов, так и с любых носителей. Можно также отсканировать старую фотографию или слайд.
По разным оценкам, около 10 фотосервисов из сотни существующих в Екатеринбурге уже используют в своем бизнесе цифровые минилабы. И эти показатели растут, поскольку дилеры поставляют на региональный рынок все больше недорогих, но многофункциональных комплексов для цифровой фотопечати.
Несколько лет назад покупателю хорошей фотолаборатории для работы с обычной пленкой и негативами требовалось выложить $30-50 тыс. Сегодня в оборудование, обслуживающее владельцев цифровых камер, владельцу салона придется инвестировать $50-200 тыс. Разумеется, чем выше цена, тем выше производительность оборудования и спектр услуг.
Понятно, что приобретение такой техники для большинства участников данного рынка – шаг серьезный. Потому дилеры активно предлагают покупателям программу корпоративной поддержки, оптимальные схемы финансирования, лизинг, рассрочку платежа, зачет стоимости бывшего в употреблении оборудования. Если же средств на покупку «цифры» все равно недостаточно, можно переоснастить до современного уровня уже имеющуюся технику. Олег Липин, менеджер екатеринбургского ООО «Фотолюкс»: Мы приобрели специальную рамку, позволяющую предоставлять цифровые услуги на аналоговом минилабе. Это обошлось значительно дешевле, чем брать новую машину. Но в наших планах – купить полностью цифровое оборудование.
Это тем более актуально, поскольку большая часть гигантов фотоиндустрии аналоговые лаборатории больше не выпускает. В 2003 г. такие производители техники, как Kodak, AGFA и Noritsu, сокращают или вовсе прекращают выпуск оптических лабораторий. По прогнозам аналитиков, за этот год в мире будет продано не менее 10 тыс. цифровых мини-лабораторий. Основная часть продаж придется на замену старого аналогового оборудования.
Фото в перспективе
Как уверяют дилеры цифрового фотопечатного оборудования, сейчас себестоимость цифровой фотографии вполне сравнима с затратами на производство стандартного аналогового снимка. Тем не менее в Екатеринбурге цифровой отпечаток 10х15 см обходится клиенту в 2-2,5 раза дороже обычного. О высокой рентабельности цифрового фотобизнеса приходилось слышать уже неоднократно. По словам некоторых специалистов, восстанавливая старые и испорченные снимки, цифровые фотосалоны могут достигнуть рентабельности порядка 2000%. Согласно другим подсчетам, изготовление фотокалендаря с изображением клиента позволяет получить 500-процентную рентабельность. То же самое с изготовлением школьных фотоальбомов (динамично развивающийся сегмент фотобизнеса).
Наверное, именно поэтому интерес к цифровому фотобизнесу проявляют не только профильные фирмы, но и крупные промышленные холдинги. Игорь Козляковский, менеджер московской компании «Сивма», поставляющей в Екатеринбург цифровые минилабы: Нашими клиентами все чаще становятся компании, стремящиеся перспективно вложить деньги. Не так давно мы поставили цифровую технику компьютерной фирме, банку, торговой сети. Да и фотопредприятия, работающие на рынке уже не первый год, все чаще привлекают солидных инвесторов. Причем для инвестора это зачастую путь наиболее интересный: раскрученное место, готовая инфраструктура, персонал и т. п.
7-я специализированная выставка «Урал-Фото 2003», которая прошла в Екатеринбурге в июне, еще раз подчеркнула интерес к «цифре» со стороны многих участников рынка. Директор по продажам группы компаний Photo-Me (Франция) Лео Ван Экен, побывавший на выставке, в интервью «ДК» сказал: Наша компания рассматривает Екатеринбург как третий город в России по уровню потенциальных продаж. Промышленные центры — проводники новых технологий. Я ожидаю, что эксклюзивный дистрибьютор Photo-Me, московское ЗАО «СИВМА», продаст в Екатеринбурге к концу 2003 г. до 10 цифровых мини-лабораторий дополнительно к уже работающим.
По словам г-на Ван Экена, Россия для западных производителей цифрового оборудования весьма перспективный рынок: Европа уже практически насыщена таким оборудованием. Photo-Me, например, из планируемых 2300 цифровых минилабов примерно 5% намерена продать в России.
Обратная связь: dk@apress.ru
Детали
Современные цифровые минилабы создаются по принципу «все в одном». Компания Gretag не так давно выпустила на рынок цифровую лабораторию Master Flex Digital 1008. На площади менее полутора квадратных метров в одном корпусе размещается целый комплекс: сканер на 40 пленок в час, принтер на 1000 отпечатков, мощная графическая станция, ZIP, CD ROM, PC-cards, Smart Media. Лаборатория имеет большой набор шаблонов для изготовления фото на документы, рамок, визиток, календарей, сувенирной продукции. Машина не обделена ноу-хау. В частности, технология Local Density Control автоматически оценивает ошибки при съемке со вспышкой, проводит избирательную коррекцию по плотности на «проблемных» участках негатива. В результате заведомо потерянный для оптической лаборатории кадр Master Flex Digital превращает в нормальный отпечаток.
Есть среди цифровой печатной фототехники и признанные лидеры. В марте 2003 г. в США Маркетинговая ассоциация цифрового имиджинга DIMA объявила победителей 8-го ежегодного соревнования цифровых фотопринтеров на международной выставке фототехнологий PMA-2003. Лучшим решением признана мини-лаборатория Photo MEGA-1500, разработанная компанией Photo-Me International Group (Великобритания — Франция). Это оборудование оснащено наиболее прогрессивной на сегодня системой цифровой печати с микролинзовой фокусировкой луча MSB (Microlens Sharpened Beam).
На екатеринбургский рынок дилеры активно продвигают цифровое печатное фотооборудование производства Agfa, Fuji, Noritsu, Photo-Me, Gretag, San Marco, Kis, Prima.



