Подписаться
Курс ЦБ на 07.05
91,31
98,47

Вячеслав Брозовский: Ушел, пришел, вернулся

Поручив Вячеславу Брозовскому работу с муниципалитетами, губернатор фактически признал, что управляющие округами с этой задачей не справляются. Главы администраций, напротив, считали, что при Эд

Вячеслав Брозовский, вице-премьер областного правительства, подал в отставку, проработав в команде губернатора четыре месяца. Поводом стало поражение партии власти на выборах мэра Первоуральска, которые он курировал. Сложив полномочия, г-н Брозовский возвращается в бизнес с намерением выпускать товары народного потребления.

Ушел, пришел, вернулся

Поручив Вячеславу Брозовскому работу с муниципалитетами, губернатор фактически признал, что управляющие округами с этой задачей не справляются. Главы администраций, напротив, считали, что при Эдуарде Росселе отношения с областной властью были более понятными. Все ждали, какие действия предпримет новый вице-премьер.

Выбрать мэра в коммунистическом анклаве
С 1 ноября 2010 г. г-н Брозовский работал «переговорщиком» между губернатором Александром Мишариным и главами муниципалитетов. В Первоуральске, где жители поддерживают коммунистов, он продвигал в мэры Николая Фуртаева — кандидата, который устраивал и партию власти, и местные элиты. Исход выборов оказался для «Единой России» неудачным — город возглавил человек от оппозиции.
Вы сразу приняли решение, что уйдете в отставку, если «Единая Россия» проиграет выборы в Первоуральске?
— Да, конечно.
И сообщили об этом губернатору?
— Губернатору не говорил. Но подразумевал, что такой исход возможен.
То есть успех выборов был индикатором вашей компетентности?
— Да.
Что вам ответил губернатор?
— Принял отставку. Мы беседовали минут 15. Обсудили, когда в выборной кампании случился перелом, почему мэром стал коммунист.
Первоуральск — не единственный город, где ЕР участвует в выборах. В другой раз вы могли наверстать упущенное.
— Надо, чтобы все получалось на сложных территориях.
А Первоуральск — сложный город?
— Очень.
Почему? Там протестные настроения — никто не любит «Единую Россию»?
— Да. Ну вопрос не только в «Единой России». Там вообще отношение к действующей власти очень сложное.
А у вас был карт-бланш, чтобы склонить муниципалитеты (в том числе Первоуральск) на сторону губернатора и нынешней власти?
— В Первоуральске давняя проблема с исполнительной властью. Бывший мэр Виталий Вольф, потерявший поддержку избирателей, последние выборы проиграл. Избиратели проголосовали за Максима Федорова. Директора предприятий и сотрудники администрации оценивают его как человека сложного.
Некомпетентного?
— Вы, журналисты, можете так говорить, а мне нужно выбирать слова. Первой моей задачей было отправить Федорова в отставку. Он ушел с должности в начале 2011 г., хотя убедить его было непросто. В январе губернатор приезжал в Первоуральск, чтобы предложить местным элитам два варианта — прямые выборы нового мэра или назначение сити-менеджера. Директора предприятий предпочли выборы. Сказали — нужен самостоятельный человек, принимающий решения. Учитывая протестные настроения, мы с ними согласились. Депутаты Первоуральской думы — в основном единороссы. Если власть будет продавливать своего кандидата в сити-менеджеры, их имидж пострадает. Требовался человек, которого хотят видеть на посту мэра основные работодатели Первоуральска — ПНТЗ, Динасовый завод, Уралтрубпром и другие. Директорский корпус назвал три имени — руководителя компании «Ремстройгаз» Николая Фуртаева и депутатов городской думы Алексея Берсенева и Сергея Суслова. После рейтингового голосования Берсенев и Фуртаев отправились в резиденцию. Когда губернатор с обоими побеседовал, Берсенев отказался, а Фуртаев сказал: я готов участвовать в выборах. Продвигать его было непросто — строго говоря, Фуртаев не житель Первоуральска, двенадцать лет назад он уехал из города. Но мы искали управленца, который может эффективно работать, в этом смысле Фуртаев, знакомый с городским хозяйством и девять лет возглавлявший холдинг «ЯВА», был подходящей фигурой. Правда, мы думали, основные проблемы города — экономика и ЖКХ, а оказалось — сплочение элит, потому что Уралтрубпром помимо Фуртаева выдвинул второго кандидата — Юрия Переверзева.
Это был трубпромовский кандидат, который не проходил ни по каким губернаторским критериям и областную власть не устраивал?
— Он принадлежал к КПРФ, а КПРФ все-таки оппозиционная партия. И директора предприятий его фамилию не называли.
То есть менеджмент Уралтрубпрома сыграл втемную?
— Просто они сделали двойную игру. И сейчас я не знаю, во что это все выльется на уровне местного директората. Объединению элит такой шаг не способствует.
Когда стало ясно, что ситуация развивается не по сценарию?
— С 11 марта пошли неуправляемые процессы. Переверзев выкинул чернуху, сообщив, что Фуртаев, будучи руководителем «ЯВЫ», уклонялся от уплаты налогов и был фигурантом двух уголовных дел. Информация появилась на URA.RU. Я позвонил Оксане Пановой, спросил: на каком основании вы об этом пишете? Подтверждающих документов в агентстве не было. Когда я привез справку, что Фуртаев не находился под следствием, URA.RU опубликовало другой текст. Но оппоненты уже отпечатали газету со всеми обвинениями и ссылкой на источник. Сейчас их можно привлечь к ответственности за клевету, но выборы-то уже проиграны.
Получается, одна газета похоронила предвыборную кампанию?
— Нет, кампанию похоронили сложные отношения элит и жителей города. Население не доверяет своим элитам, в том числе руководству Уралтрубпрома.
При этом они проголосовали за их ставленника.
— А было неочевидно, что Переверзев — их ставленник. Его выбрали из протестных настроений, так же как Максима Федорова когда-то.
То есть победить мог любой народный кандидат-самовыдвиженец?
— Да, многие считают, что у Суслова были неплохие шансы. Хотя сегодня законодательство настолько закрутило гайки, что шансов у самовыдвиженцев практически не осталось.
Как, по-вашему, будут развиваться события?
— Мы с губернатором разговаривали об этом. Я спросил: Александр Сергеевич, надеюсь, мэра Первоуральска не будете перекрашивать? Сейчас это единственный «красный» город в Свердловской области. Оппозиции нужно дать возможность порулить. У муниципалитета 200 млн руб. долгов за топливно-энергетические ресурсы и целый клубок коммунальных проблем. Чтобы довести ситуацию до абсурда, даже делать ничего не придется — население быстро разоча­руется в новой власти. Быть эффективным мэр может только при поддержке директоров, отношения с которыми он испортил во время выборов. Думаю, пройдет не один год, пока они забудут обвинения, которыми бросался г-н Переверзев. Возможно, ему будет помогать Уралтрубпром, но сил одного предприятия недостаточно.
Конструктивный подход — забыть обиды и работать вместе. Мэра выбрали жители города, быстро его не поменяешь.
— Сейчас есть инструменты, чтобы менять даже выборных мэров. Но, разумеется, не сразу после назначения. Надо дать человеку шанс — вдруг у него получится?
От политических войн — к маркетинговым
Уходя во власть, Вячеслав Брозовский оставил свою компанию BROZEX триумвирату топ-менеджеров — исполнительному, коммерческому и финансовому директорам, рассудив, что одному человеку с оперативным управлением не справиться. Теперь он возвращается, чтобы развивать производство товаров под собственными торговыми марками.
Брозовский был оппозиционным мэром. Его позвали в команду губернатора, чтобы бороться с неэффективными главами муниципалитетов. Он эту задачу провалил, уволился. Теперь получается, что в политику ему дорога закрыта, а занятия бизнесом он уже перерос. Нужно что-то большее.
— Нет, чтобы вы понимали Я давно скучаю о бизнесе. То же самое я губернатору говорил, когда он меня пригласил. Он ведь интересовался моими дальнейшими планами. Я ответил: «Когда закончится срок на посту мэра, вернусь в бизнес». Для меня работа вице-премьером была проектом, рассчитанным на два года. Пригодился опыт, наработанный в Березовском, — мы пропагандировали маркетинговый подход к управлению муниципалитетами. Внушали мэрам: город — это товар. Им такой подход казался циничным. Приходилось объяснять: у города есть цена, спрос и предложение. Сделав его успешным продуктом, можно тратить часть доходов на «социалку», но, пока город растет, деньги лучше не трогать. Хотелось подтянуть отстающих глав администраций к передовым — это был бы интересный опыт.
Опыт получился негативным. Вы могли сделать выводы и идти дальше, а увольняться зачем?
— Я рассчитывал, что все получится.
Человек, создавший бизнес, никогда бы так не поступил.
— Надо четко понимать, что в бизнесе я — собственник, а в политике — наемник. И если наемник из меня не вышел, лучше вернуться в бизнес. Логично?
Вы так говорили, когда были мэром Березовского. А став членом губернаторской команды, больше упоминали про амбиции.
— Меня и сейчас спрашивают: «Это конец политической карьеры?» или «Вам уже делают предложения?» Но до утра понедельника я сам не знал, что напишу заявление.
Слишком маленький срок для раздумий. Или вы так быстро принимаете решения: не получилось — отрезаем и едем дальше
— Так и есть. Я понимал, когда входил в сложную предвыборную кампанию, что работаю на результат. Если результата нет, продолжать карьеру не имеет смысла.
Но решение получилось скорее эмоциональное, непрагматичное.
— Усталость накопилась — мало отдыхал за последние семь лет. Будучи мэром, я хотя бы ездил по стране, а за последние четыре месяца выбрался только к родителям на золотую свадьбу. Больше никуда не удалось — режим был очень тяжелый. Я начинал работу в 8.30, из дома выезжал на час раньше, а рабочий день в администрации губернатора продолжается до 22.00-23.00. Бывало, выходил из кабинета в десять вечера, добирался до дома, а мне звонок: «Вячеслав Пиусович, вы где?» — «Я в Березовском». — «Соединяю с Александром Сергеевичем». То есть в любое время надо быть в зоне доступа.
Не ощущаете, что бизнес — пройденный этап?
— Уходя во власть, я понимал, что без меня бизнес будет нести потери. BROZEX работает в сфере, не подверженной бюджетному лоббизму. Для государственных нужд нам предложить нечего. Наша область — розничные продажи, где работают законы маркетинга. И пока я был во власти, оппоненты подкидывали компании BROZEX проблемы. То возникали трения с налоговыми органами, то с прокуратурой, обвинявшей меня в коррупции. Все это очень напрягало. Власть для меня была проектом амбициозным, но точно не коммерческим. Я оставался наемником с бюджетом в минус 10 млн в год. У меня не было служебной машины, и зарплату своим людям я платил сам.
С чего хотите начать, вернувшись в BROZEX?
— Компания ассоциируется с сухими смесями, хотя их доля в общем обороте не превышает 10-12%. Сегодня мы — самый крупный трейдер по хозяйственным товарам на Урале. Ближайшая цель BROZEX — развивать выпуск ТНП под собственными брендами. Очень тяжело заниматься маркетингом продукции, которую выпускают другие компании. Зачастую, особенно в новых регионах, решения нужно принимать на ходу, а согласования с держателями марки отнимают время. Со своими продуктами работать проще — здесь мы сами все придумываем. Сейчас вот наладили производство поликарбоната. Чуть ли не последними в городе купили машину, которая изготавливает листы, а теперь наше производство — практически единственное. Не у всех получается.
В перспективе — садовые шланги для всей страны?
— Нет, федеральных амбиций у нас никогда не было, в отличие, скажем, от компании «Бергауф», которая вышла на федеральный уровень, но не смогла забрать у нас регион (хотя завод у них более мощный). Мы продаем больше.
А в Березовском ваш мэр остался?
— Пока — исполняющий обязанности. Там вообще интересная коллизия была. Мы выдвинули бывшего вице-мэра Евгения Писцова, который занимался инновационным технопарком в Березовском. Он начал выборную кампанию как кандидат «Единой России». Кроме него, было четыре самовыдвиженца, в том числе следователь, который искал компромат на BROZEX, и член ЛДПР Андрей Баркеев, заместитель директора Фонда президентских программ. Но когда избирком самовыдвиженцев не допустил, осталось два кандидата. Баркеев из опасений, что один на один с Писцовым проиграет, отказался от борьбы и лег в больницу. Выборы отодвинулись на 4 декабря.
4 декабря вы поможете вашему человеку избраться?
— Его кандидатуру мы согласовали с директорским корпусом еще летом 2010 г. Если его выберут, мне не придется давать советы. Семь лет изо дня в день я был в этой шкуре. Утомительно. Если бы вас каждый день кормили гречкой, вы бы на нее смотреть не захотели, тем более — кричать на каждом углу, что крупа дорожает. Я своей гречки наелся.
Самое читаемое
  • «Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»«Ситуация на рынке труда сложная, но управляемая. Теперь все зависит от смекалки HR-ов»
  • «Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу«Надеяться всегда есть на что». Как Иванов новой книгой обращается к российскому бизнесу
  • В Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районахВ Екатеринбурге выбрали еще два участка под КРТ. На этот раз — в центральных районах
  • Рекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные домаРекорд за всю историю наблюдений. Россияне стали чаще покупать загородные дома
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.