Подписаться
Курс ЦБ на 06.12
76,09
88,70

Выпускник бизнес-школы? Нет уж, увольте!

Дебютная колонка Ежа Ежова стала причиной нешуточных споров и ссор. Одни читатели в пух и прах ее критиковали, другие – возмущались инкогнито автора, а третьи – соглашались с выводами.

Прочитать колонку можно здесь. Между тем колумнист собирался с мыслями, чтобы разложить по полочкам претензии управленца-практика к выпускникам бизнес-школ:

            Проблема поиска эффективных руководителей всегда стояла перед компаниями. В 90-х годах неподготовленность тогдашних директоров к новым условиям работы стала причиной множества трагедий. Но к началу нового века все более-менее устоялось, тем более, что стала подходить уже и новая, многообещающая смена – профессиональные управленцы, выпускники разнообразных факультетов менеджмента и бизнес-школ. Те, что легко обращаются с терминами - "бизнес-процессы", " матричное управление", "стратегический маркетинг". Некоторые знают что-то даже про загадочные " потоки создания стоимости", но это уже высший пилотаж.

Казалось бы – вот и решение всех проблем. Молодые, подготовленные, мотивированные специалисты, которые вот-вот обеспечат отечественным предприятиям качественный скачок, повысят эффективность производства и вообще сделают нам красиво, а себе – очень хорошо.

Но почему-то этот сладостный момент не наступает. И чем дальше, тем больше крепнет уверенность в том, что он никогда и не наступит. Молодые эффективные менеджеры по большей части не двигаются дальше презентаций, активно мигрируя из компании в компанию в поисках лучшего заработка и очередной строчки в резюме, скрывая претензии своих бывших руководителей формулировками вроде "принял решение продолжить работу на новом месте с более широким полем для развития", " сделал все, что было возможно в рамках действующей структуры" и тому подобными.

Почему же они никак не принесут компаниям счастья? Некоторый опыт работы с подобными персонажами наводит на мысли о том, что причины носят системный характер. Слишком уж редки отклонения от общей модели. В общих чертах она выглядит так:

Молодой человек хочет успеха, представляя его преимущественно на основании образов масс-медиа, рисующих образ бизнесмена наподобие Ричарда Гира в фильме "Красотка". Хочется так же, ну прямо очень. Что для этого нужно? Ну конечно, стать руководителем! Ведь именно руководители ближе всего к вожделенному идеалу. Стоит ли получать техническое образование, сидеть за физикой и математикой, чертить редукторы? Нет, это дело тех, кем молодой человек собирается руководить. И научат его этому, разумеется, на кафедре менеджмента. Или в бизнес-школе, куда примут всего-то через два года работы.

Мотивированный таким образом, наш будущий руководитель приходит в бизнес-школу, где ему говорят множество красивых слов, разбирают с ним разнообразные "кейсы", дают почитать книжки и поиграть в интересные групповые игры, убеждающие в том, что именно это и есть наука управления, которую он теперь постиг. Якобы эти сакральные тайны, облеченные в термины-заклинания, упоминавшиеся выше, дают ему возможность решать практические задачи управления предприятиями и коллективами. Если у человека есть некоторый опыт управления, остается вероятность что внедряемые концепции будут восприняты критически, осмыслены, и, по крайней мере, не навредят. Что игры будут восприниматься именно как игры, а кейсы - как примеры того что когда-то было, а в реальности может быть совершенно иначе.

Но у большинства практики управления нет. Двухлетний опыт работы, требуемый бизнес-школами, обычно означает уровень старшего клерка, который и близко не знает о том, что такое принятие решений в условиях неопределенности.

Сегодня учат руководить люди, которые сами по большому счету в бизнесе и управлении не слишком состоялись. Настоящим управленцам пока заниматься этим некогда, а разнообразным преподавателям – недосуг, они ведь и так обладают этим тайным знанием! Проверять его на практике они не считают необходимым. Да опытные руководители и не пускают их особо к практической деятельности.

Программы, по которым происходит обучение очередных акул большого бизнеса, тоже весьма любопытны. Современный руководитель, особенно в промышленности, должен быть глубоко погружен в отраслевую специфику, в свою предметную область и в сферы, смежные с ней. Обладает ли такими знаниями выпускник кафедры менеджмента? Или хотя бы базой для получения таких знаний? Разумеется, нет. Его не этому учили на кейсах непонятного происхождения и "деловых играх".

В результате мы получаем странный гибрид. Главный и единственный бизнес-проект большинства прошедших эту обработку, - это они сами. Им, по большому счету, нет дела ни до компании, на которую они в данный момент работают, ни до людей, на которых влияют принимаемые ими или с их участием решения. Стремление к внешним атрибутам руководителя сочетается с полным неприятием любой ответственности за результаты своих действий или бездействия. Вложенные в их головы термины и концепции, которые им кажутся знанием о руководстве, недоступным для других, делают из них закрытое и изолированное сообщество, вне которого почему-то остаются реальные процессы и коллективы. Выпускники бизнес-школ - это такой орден посвященных. Он окружен темной и неграмотной массой, которая ничего не знает ни про важность «миссии», ни про пользу «бенчмаркинга» и других слов. Более того, некоторые идиоты из техуправления даже не умеют пользоваться программой Power Point, что у продвинутого менеджера вызывает презрительный смех.

Главным в деятельности руководителей новой волны становятся бесконечные реорганизации структуры и обучения, тренинги и совещания. А реальным вкладом в корпоративную культуру – интриги, поскольку имеющийся багаж знаний и опыт в работе с коллективом ничего другого не оставляют.

Некоторым удается протащить какой-нибудь "проект", записать его себе в резюме и перепрыгнуть в другую компанию, справедливо рассчитывая на то, что собственник не будет выносить сор из избы, если возникнет соображение «А в презентации все было совсем не так». Впрочем, большинство новоиспеченных "руководителей" так и остается примерно там же, где и были, вырастая лишь от старших до самых старших клерков.

До кризиса, когда еще была возможность выдавать общий рост за результаты собственных реорганизаций, проблема так называемого бизнес-образования стояла не столь остро. Но кризис идет, он кончится очень не скоро. И в это время требования к качеству и эффективности управления возрастают. Кризис не оставляет на предприятиях, которые хотят выжить и развиваться, места для подобных лохотронов.

Но бизнес-школы не сдаются. В ответ на вызовы трудного времени у них есть Обновленная Программа Профессионального Сертификата по Менеджменту, «своевременный и точный ответ рыночному спросу на суперсовременного менеджера». Спешите, как говорится, видеть. А я, пожалуй, суперсовременных поостерегусь.

Еж Ежов

Колонка написана специально для «Делового квартала»

Познакомиться с автором ближе можно на Facebook

 

Самое читаемое
  • Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»Никогда не брали кредитов и не были в убытке: история семейной компании «НАПОР»
  • Максим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошаяМаксим Марамыгин: реального улучшения в экономике нет, но тенденция хорошая
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
  • Банк России отменил лимиты на переводы валюты за рубежБанк России отменил лимиты на переводы валюты за рубеж
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.