Подписаться
Курс ЦБ на 28.04
91,77
98,02

Выставочная малометражка

Пропуск во вторые ряды По количеству выставочных площадей Екатеринбург отстает не только от Европы, но и от своих соседей. Министерство экономики и труда Свердловской области утверждает, что в Перм

Дефицит площадей тормозит развитие выставочного бизнеса, убеждены операторы рынка. Не всегда хватает места для региональных экспонентов. Зарубежные же просто не хотят выставляться на существующих площадках. Основные объекты выставочной недвижимости построены еще в конце 80-х годов и морально устарели. Осенью этого года откроются две новые площадки, но проблемы операторов они не решат. Свои чаяния игроки рынка возлагают на Международный выставочный центр общей площадью более 400 тыс. кв. м, который может появиться в 2007 г.

Пропуск во вторые ряды

По количеству выставочных площадей Екатеринбург отстает не только от Европы, но и от своих соседей. Министерство экономики и труда Свердловской области утверждает, что в Перми операторы проводят выставки на 25 тыс. кв. м. Реально работающих площадок, максимально приспособленных к проведению выставок, в Екатеринбурге две — КОСК «Россия» и Государственный региональный выставочный центр на Громова, 145, с закрытыми площадями 2,5 тыс. кв. м и 1,2 тыс. кв. м соответственно. После скандала, развернувшегося вокруг последнего объекта между государственным оператором «ИнЭкспо» и арендовавшим площадку на протяжении 12 лет «Уралэкспоцентром», большинство игроков рынка стали «ютиться» в КОСКе. Сегодня на нашей площадке действуют 6 выставочных операторов — выставочный центр КОСКа, «Универсальные выставки», «Уралэкспоцентр», две московские команды: «RTE-Урал» — дочка столичного организатора выставок, филиал московского оператора «Экспотроника» и плюс Ассоциация автофирм, которая ежегодно проводит «Мотор-Шоу», — отмечает Полина Хорошилова, генеральный директор КОСК «Россия». Елена Скорикова, председатель совета директоров «Уралэкспоцентра — Евро-Азиатского выставочного холдинга», подчеркивает, что сегодня крайне сложно найти свободных 5 тыс. кв. м. Существующие комплексы вмещают экспозицию площадью 2-3 тыс. кв. м, а то и меньше. Устраивать выставку одной тематики сразу на нескольких разбросанных по городу площадках проблематично. Посетители не хотят переезжать с места на место, даже если организаторы берутся перевозить всех бесплатно. Как считает г-жа Скорикова, такая разобщенность отпугивает потенциальных участников, особенно крупные зарубежные предприятия. Строительную выставку «Уралэкспоцентр» готов проводить на 7 тыс. кв. м, но в его распоряжении всего 2 тыс. кв. м. Другие операторы размещают выставки на площадках всего в 600-700 кв. м.

Городские чиновники считают, опираясь на международную и общероссийскую практику: в Екатеринбурге должно быть от 40 до 260 тыс. кв. м выставочных площадей. Заместитель главы г. Екатеринбурга Виктор Контеев рассказал, что европейские выставки проходят на площадях 120-140 тыс. кв. м. Иногда их размеры доходят и до 250 тыс. кв. м, если учесть уличные экспозиции. Это не идет ни в какое сравнение со всей имеющейся выставочной площадью Екатеринбурга. Виктор Контеев: Поэтому на некоторые наши выставки иностранцы не приезжают. Им это просто неинтересно. На ежегодной выставке EUROSHOP-2005, проходившей в этом году в Дюссельдорфе (Германия), организаторы задействовали около 140 тыс. кв. м. Крупные экспоненты на этой выставке занимали по 500-600 кв. м. Если сопоставить эти размеры с тем же выставочным центром КОСКа, то один экспонент разместится на правом или левом поле.

От международных комплексов выставочная недвижимость Екатеринбурга отстает не только по площадям, но и по инфраструктуре. Кафедра управления внешнеэкономической деятельностью предприятий и кафедра строительного производства и экспертизы недвижимости УГТУ-УПИ провели по заданию координационного совета по выставочно-ярмарочной деятельности администрации г. Екатеринбурга экспертизу выставочных площадок города на соответствие международным стандартам. Выяснилось: площадки удовлетворяют требованиям не более чем на 50%, а самые раскрученные из них — всего на 30%. Основная причина такого результата в том, что международные стандарты применимы к комплексам площадью минимум 20 тыс. кв. м (а в реальных случаях их площадь была 300-500 тыс. кв. м). Естественно, «местным» площадкам в 2 тыс. кв. м тягаться с международным уровнем трудно, — пояснила научный руководитель экспертизы профессор УГТУ-УПИ Елена Фролова. Затем исследователи обратились к методике, применяемой при экспертизе иных видов коммерческой недвижимости (торговой и офисной), каждому объекту присудили свой класс — от «А» до «Д», дали рекомендации, как «дотянуть» до международных стандартов. Руководству КОСК «Россия» предложили рассмотреть вариант строительства специализированного выставочного павильона, а в существующем комплексе возродить спортивно-оздоровительную деятельность. Государственному оператору «ИнЭкспо» также посоветовали создать новый выставочный одноэтажный павильон с высотой потолков 15 м и залом-трансформером.

Рекомендованные объекты, как оказалось, уже есть и у КОСКа, и у Государственного регионального выставочного центра. Александр Рыжков, директор компании «ИнЭкспо»: Мы уже готовим проект создания второй очереди выставочного комплекса площадью 10-15 тыс. кв. м. Инвестировать будет область. Генподрядчиком выступит управление капитального строительства Свердловской области. Проект областные власти должны утвердить в конце текущего года, в эксплуатацию он будет введен уже через год. Полина Хорошилова рассказала, что изначально КОСК задумывался как комплекс, состоящий из двух частей: одна — спортивная, а вторая — культурно-зрелищная: Проекты появились еще в середине 80-х годов. Из-за перестройки возвести успели только дальнюю часть. Сегодня у нас есть очень хороший эскизный проект общей площадью 33 тыс. кв. м. В комплексе будет в первую очередь развиваться спортивно-оздоровительная деятельность. Во второй очереди КОСКа, по словам г-жи Хорошиловой, предусмотрены также художественная галерея, мультиплекс с многофункциональными залами — под конгрессы, кинопросмотры и концерты, а также универсальные залы площадью 6 тыс. кв. м, которые смогут работать в выставочном режиме. Предполагается поэтапное строительство и реконструкция существующего объекта. Проект показали в администрации города. Имеются некоторые договоренности с иностранным инвестором. Когда же начнется строительство, пока неизвестно — необходимых разрешений от властей нет. Возможно, это связано с тем, что сейчас решается судьба Международного выставочного центра, — пояснила г-жа Хорошилова.

Вместить необъятное

До конца этого года у операторов появятся дополнительные 7 тыс. кв. м — выставочные помещения Центра Международной Торговли Екатеринбург (ЦМТЕ) и Делового информационно-выставочного центра (ДИВЦ) на К. Либкнехта, 22. Международные стандарты к ним примеряют сами участники рынка.

Главная «проблема» площадки на К. Либ­кнехта, по мнению игроков, в том, что она располагается на втором и третьем этажах здания. Обычно выставочные павильоны находятся на первом этаже. ДИВЦ — проект, созданный на базе «долгостроя» — офсетного цеха типографии «Уральский рабочий». Застраивает объект компания «Уралстрой-1». Балансодержатель и владелец большинства площадей комплекса — компания «Техника и технология товаров», преобразованная недавно из ФГУП в ОАО, где главным собственником остается государство.

Чистая площадь выставочного комплекса, отмечает Анатолий Мыльников, директор компании «Техника и технология товаров» (ТиТТ), составляет 1,9 тыс. кв. м. Ходили слухи о том, что инвестор захотел сократить выставочные площади для расширения офисных. Но г-н Мыльников это опроверг. Мы не предусматривали большого выставочного зала. Губернатор ставил задачу создать торговые представительства стран СНГ и крупных областей России. В приложении к ним должен был существовать выставочный зал, играющий вспомогательную роль. Зал должен использоваться, чтобы показать передовые достижения предприятий Свердловской области и пригласить партнеров продемонстрировать свои, — рассказал г-н Мыльников. Выставку разместили в отдельном пристрое с атриумом. Типичный выставочный зал в Европе выглядит так, как здание Metro в Екатеринбурге, — большой ангар, наверху воздуховоды, окон нет. Мы пошли по другому пути, хотели, чтобы наш «выставочник» соответствовал архитектуре города, — пояснил директор УК «Техника и технология товаров». Елена Скорикова и Полина Хорошилова убеждены, что выставочные комплексы должны проектироваться именно по типу ангаров, без несущих колон, «съедающих» драгоценные метры. Когда их нет, можно делать любую застройку и располагать любые экспонаты, — подчеркивает Полина Хорошилова.

Гармонирующий с архитектурой выставочный комплекс ДИВЦ вызывал у потенциальных арендаторов сомнения в его функциональности. Анатолий Мыльников: Когда мы подбирали себе арендатора, основной претензией к нам было отсутствие открытой площадки перед выставочным комплексом, чтобы размещать на ней особо крупные экспозиции. Сейчас мы частично решили эту задачу. У нас будет пешеходно-выставочная зона площадью 1 тыс. кв. м. На аренду объекта решился молодой оператор — «Союзпромэкспо», входящий в холдинг с компаниями «Реал Хайтек» и издательством «Реал медиа». Договор на аренду заключен на 5 лет. Леонид Кузьмин, председатель совета директоров «Союзпромэкспо», считает, что у ДИВЦ есть и преимущества, и недостатки: Плюс ДИВЦ — он находится в центре, его насыщают самые современные информационные технологии. Минус — он переделывался из промышленного комплекса, а не проектировался с нуля. Когда началась переработка проекта, оператор предложил ТиТТ свой вариант функционального использования здания, в том числе рекомендовал сделать эскалатор, который поднимал бы гостей сразу на второй этаж выставочного зала, пояснил г-н Кузьмин. На следующем этаже оператор решил расположить 500 кв. м конгрессных площадей, зал для переговоров, информационный центр, пресс-центр и т. д. Сдача объекта состоится, по словам Анатолия Мыльникова, в ноябре текущего года.

Примерно в это же время начнет свою работу выставочный комплекс второй очереди ЦМТЕ. Он будет включать два выставочных зала на первом и втором этажах общей площадью 5 тыс. кв. м, кино-конференц-зал на 380 мест, конференц-залы (50, 70, 180, 220 кв. м) и сопутствующую инфраструктуру — ресторан, дискозал, боулинг, игровые автоматы. Сейчас ЦМТЕ ищет операторов для работы на площадке. Как пояснила Юлия Горелова, менеджер по проектам Центра Международной Торговли Екатеринбург, ЦМТЕ планирует работать с крупными выставочными операторами России и зарубежья, осуществлять ряд собственных выставочно-конгрессных проектов, в том числе при поддержке Ассоциации Центров международной торговли. Организовывая собственные выставочные проекты, мы будем ориентироваться на зарубежных партнеров, — конкретизировала г-жа Горелова.

Общим недостатком обеих площадок Полина Хорошилова считает «низкую высоту потолков»: По международным стандартам она должна быть около 12 м, в японских выставочных центрах высота потолков доходит до 24 м. В ЦМТЕ и ДИВЦ она достигает 4-4,5 м. Многие экспонаты требуют большего пространства, иначе идет серьезное ограничение по тематикам выставок. В ЦМТЕ отчасти не стали оспаривать претензии г-жи Хорошиловой и заметили, что потолки высотой в 9-12 м нужны в крупномасштабных выставочных центрах, как, например, в Мюнхене или Бирмингеме, — там, где проводятся огромные выставки объектов промышленности или строительства с площадями, исчисляемыми сотнями кв. м и расположенными вдали от центра города. В нашем выставочном комплексе не предусмотрены крупные промышленные выставки с тяжелым и объемным оборудованием, — заявила Юлия Горелова. Анатолий Мыльников в свою очередь заметил, что на 70% выставочной площади в ДИВЦ высота потолков достигает 9 м.

Понять специфику своей выставочной деятельности ЦМТЕ, возможно, помогло несостоявшееся партнерство с «Уралэкспоцентром» по выставке «Уралстройиндустрия». Елена Скорикова: На этой площадке мы хотели проводить выставку стройиндустрии 2005 г. Вопрос был фактически решен, речь шла лишь о подписании договора. Однако этого не случилось. Елена Скорикова пояснила, что к тому моменту, как они стали «тестировать» площадку, выяснилось, что многие недочеты в проектировании уже нельзя изменить: Когда наши инженеры пришли и стали расставлять стенды в соответствии с требованиями пожарной безопасности, санитарными нормами и т. д., то в итоге оказалось, что места для экспозиций остается не намного больше, чем на других площадках. Окончательно расстроило сотрудничество то, что, по словам г-жи Скориковой, вторую очередь не успевали сдать к срокам выставки.

В ЦМТЕ считают главным критерием эффективности проведения выставок комплексность услуг: участникам предоставляется электричество необходимого объема и различного напряжения, беспроводной Интернет, телефон, цифровые технологии и т. д. Весь комплекс услуг сконцентрирован в одной точке — в Центре Международной Торговли, куда легко добраться как на общественном, так и на личном транспорте, — подчеркнули в ЦМТЕ.

Приснись мне,
город золотой!

По мнению игроков рынка, уже через два года построенных площадей городу будет не хватать. Чиновники просчитали эту ситуацию на несколько лет вперед. После посещения делегацией из Екатеринбурга Всемирной выставки EXPO-2000 в Ганновере, проходившей на площадях 527,6 тыс. кв. м, мэрия начала разрабатывать стратегический проект «Екатеринбург как международный выставочный центр». От американского планирования выставочных площадей — «много небольших городов — много небольших комплексов» — отказались в пользу европейского — «один большой город — один большой комплекс». В результате возникла концепция Международного выставочного центра общей площадью 400,3 тыс. кв. м, стоимость которого, по предварительным прогнозам, составит 9,5 млрд руб. В Генеральном плане города зарезервировали площадку на перекрестке Ткачей — Машинная, рядом с ЦПКиО. Строительство должно проходить в три этапа. В период с 2004 г. по 2007 г. на левом берегу Исети планируется возвести выставочный комплекс площадью 58 тыс. кв. м, на 14 тыс. кв. м разместить гостиничный комплекс, а на 8 тыс. кв. м — административно-служебные помещения. В период 2006-2008 гг. к ним добавится спортивно-оздоровительный комплекс на правом берегу Исети площадью 38,4 тыс. кв. м. В качестве перспективного развития МВЦ в 2008-2015 гг. на правом берегу реки предполагается построить еще три корпуса выставочного комплекса общей площадью 144,2 тыс. кв. м и гостиничный комплекс площадью 49,3 тыс. кв. м.

Очевидно, сроки строительства изменились. До сих пор остается открытым вопрос о том, кто будет инвестором и застройщиком столь масштабного проекта. Как сообщила Светлана Гарипова, председатель комитета по внешним связям администрации г. Екатеринбурга, о своем желании осваивать проект заявили «Выставки Брно» — дочернее предприятие компании «Мессе Дюссельдорф», одного из крупнейших выставочных операторов Германии. «Мессе Дюссельдорф» профинансировал строительство павильона № 7 выставочного комплекса «Экспоцентр» на Красной Пресне. Компания выступила в качестве поручителя примерно за 10 млн евро от общей суммы строительства, составившей 25 млн евро. Еще один возможный инвестор — холдинговая компания «Лидер», построившая в городе два ТРК «Екатерининский», а сейчас разрабатывает проект аквапарка и реконструирует Дворец спорта.

В начале августа глава компании «Лидер» Николай Кретов представлял свой проект застройки МВЦ губернатору области Эдуарду Росселю. По словам г-на Кретова, на первом этапе компания планирует ввести 108 тыс. кв. м площадей. Общая высота офисного здания составит 162 м. Непосредственно под выставочную деятельность предприятие отведет 40 тыс. кв. м. Предполагается создать гостиничный комплекс на 250 номеров, сеть ресторанов и фаст-фудов. Около 14,5 тыс. кв. м планируется выделить под офисные помещения, бизнес-центр, СМИ. 5 тыс. кв. м займет конгресс-центр, в том числе конференц-зал на 1500-1600 мест. В своем проекте г-н Кретов предусмотрел даже зал симфонической и органной музыки на 500 посадочных мест, площадку для Музея камня, расположенного сейчас в небольшом здании на ул. Пушкина. За год в новом комплексе, как запланировано, будет проходить примерно 45 выставок. Из них 55% — с привлечением международных, федеральных и региональных производителей, 5-7% — полностью международных, а остальные — регионального и областного значения. В МВЦ, по замыслу г-на Кретова, должно работать 8-10 постоянно действующих выставок.

В администрации сообщают, что инвестор пока не утвержден. Между тем в компании «Лидер» уже сформировано управление, отвечающее за осуществление проекта МВЦ. За последний год рассматривалось очень много проектов. Один уже получил одобрение в администрации города, как вдруг появился Николай Кретов со своим, надо заметить, далеко не лучшим проектом. Застройщиком теперь станет он! Того, кто стоял у истоков концепции МВЦ, уже и в помине нет! — рассказал один из экспертов, пожелавший остаться неизвестным. По последней информации, на очередной встрече Николая Кретова и губернатора Эдуарда Росселя, состоявшейся в конце августа, поднимался вопрос о возможном перенесении площади будущего МВЦ. В пресс-релизе, распространенном департаментом информационной политики губернатора, сообщалось: Эдуард Россель прислушался к мнению г-на Кретова, решившего, что «ныне предложенное место в районе улицы Машинной хотя и отвечает современным требованиям, но зажатый со всех сторон выставочный центр не сможет развиваться». «Предпочтительнее выбрать место на новой кольцовской дороге. Близость аэропорта, железнодорожной ветки и автодорожной развязки, есть возможности продолжать строительство новых выставочных площадей», — сообщалось в пресс-релизе. Эдуард Россель поручил Александру Карлову, министру строительства и ЖКХ Свердловской области, оперативно принять все необходимые решения, чтобы в марте будущего года приступить к строительству ВЦ и завершить его в 2007 г.

Сегодня это просто одна из идей, — прокомментировала возможность перенесения площадки Светлана Гарипова. — Когда мы разрабатывали концепцию МВЦ, то обосновали выбор площадки рядом с ЦПКиО, а не рядом с поселком Кольцово. Преимущества первого варианта — возможность использования действующей инженерной, транспортной и прочей городской инфраструктуры. Для раскрутки выставочной деятельности в Екатеринбурге под 100 тыс. кв. м, пояснила г-жа Гарипова, потребуется долгая интенсивная работа. 365 дней в году площадка вряд ли будет загружена. Она должна быть «живой». Мы предполагаем на ней проводить крупные мероприятия общегородского масштаба. Поэтому необходимо МВЦ расположить близко к городу, а не на выселках — тогда до него легко будет доехать и сопутствующая инфраструктура будет востребована, — считает Светлана Гарипова.

Где бы ни находилась площадка, игроки уже сейчас прикидывают, как изменится рынок с ее появлением. Наталья Бессонова, директор компании «Универсальные выставки», единственной, принимавшей участие в создании стратегического плана МВЦ, убеждена, что МВЦ наведет порядок на рынке. В едином для всех операторов выставочном центре, возможно, проще будет согласовывать планы выставок и совместно устраивать мероприятия с аналогичной тематикой. Кто-то останется на своих площадках. Но город у нас не так велик, чтобы иметь 25 выставочных площадок, — заключила г-жа Бессонова.

Полина Хорошилова уверена, что работающие сегодня выставочные площади нельзя списывать со счетов. По ее мнению, в будущем часть выставочных проектов, объединившись, перейдут на новые площади, а часть все-таки останутся на своих местах. Полина Хорошилова: Появление урбанистического монстра под названием МВЦ не превратит по мановению волшебной палочки наш город в международный экспоцентр. Для этого потребуется проработать около 10 лет. Намного важнее для потенциальных зарубежных партнеров экономическая привлекательность региона, транспортно-логистические возможности, налогово-таможенные реалии, состояние инфраструктуры города. Когда условия станут адекватными требованиям времени для проведения выставочных форумов, тогда потенциальные экспоненты увидят коммерческие перспективы от участия в екатеринбургских выставках, — заключила г-жа Хорошилова.

Обратная связь:
ryabova@apress.ru

Самое читаемое
  • УБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея СкубаковаУБРиР подтвердил смерть акционера банка Сергея Скубакова
  • Сеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-ПетербургаСеть кофеен Coffee Like купила конкурентов из Екатеринбурга и Санкт-Петербурга
  • «Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых«Каждый объект, который строишь, должен быть лучшим». Как рождалась династия Ананьевых
  • «Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ«Зенит»? Ну и чё? БК «Уралмаш» бьется за выход в полуфинал плей-офф Единой Лиги ВТБ
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
  • вспомнить пароль
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.