Подписаться
Курс ЦБ на 20.12
80,72
94,51

Заработать на борьбе со стихией

Завод "Спецавтотехника" (Екатеринбург) выпустил установку, которая тушит огонь в семь раз быстрее, чем разработки конкурентов. Продвижению автомобиля мешает стремление заказчиков экономить.

Типовой модели пожарного автомобиля в России нет — каждый завод предлагает заказчикам свою конструкцию. Без учета иностранных компаний, рынок делят около десяти крупных производителей, выпускающих от 100 до 400 машин в год, и множество мелких. По статистике, МЧС и муниципалитеты, основные потребители техники для борьбы с огнем, эксплуатируют 18 634 пожарных автомобиля (данные на 1 января 2013 г.). Каждый год они покупают примерно 1 300 новых. Если все машины, выработавшие ресурс, регулярно списывать, работы хватило бы всем. Но заказчики обычно экономят, и «Спецавтотехника», которая может ежегодно собирать 150 автомобилей, продает около 120.

Первую машину купила УГМК

Александр Николашкин стал генеральным директором и одним из учредителей «Завода пожарных автомобилей «Спецавтотехника» в 1998 г. Новое производство создали владельцы Полевского машиностроительного завода, который специализировался на производстве ленточных конвейеров. В отсутствие заказов на оборудование для горнодобывающего сектора у предприятия были финансовые проблемы. Вытащить завод из ямы можно было двумя способами. Либо найти других потребителей, переоснастить мощности и освоить новую продукцию. Либо — диверсифицировать производство за счет пожарных машин, востребованных при любой конъюнктуре рынка. Эту миссию и поручили г-ну Николашкину, работавшему прежде на Уралмашзаводе (от мастера участка до замначальника ремонтно-механического цеха).

Задачу облегчало то, что Прилукский завод, выпускавший автомобили для пожарных, остался на Украине, и часть российского рынка освободилась.

Первыми этим обстоятельством воспользовались машиностроители Кургана и Миасса, создав несколько предприятий. «Не считая гаражных умельцев, которые тоже собирают на продажу пожарные автомобили, в Миассе работает пять официальных производителей, — говорит Александр Николашкин. — Фактически город стал центром производства пожарно-технической продукции».

В кризисном 1998 г., когда екатеринбургское предприятие «Спецавтотехника» выходило на рынок, желающих заработать на пожарной теме было уже много. Первую машину на базе ЗИЛ-131 диверсификаторы из Полевского делали по чертежам Всесоюзного института противопожарной обороны, купленным у одного из конкурентов. На этой модели компания изучала механизмы сертификации и согласований. Готовый автомобиль ЗПА «Спецавтотехника» продал компании «Уралэлектромедь» (УГМК). Затем появились собственные разработки.

Источником технической информации стала выставка «Красный петух» в Германии. В 2005 г. представители «Спецавтотехники» ходили по ее павильонам с открытым ртом, говорит г-н Николашкин, а в 2010 г. поводов для удивления не осталось — за пять лет завод увеличил модельный ряд до 65 версий и примерно 100 их модификаций.

Отличные от других

Амбиций на лидерство в отрасли у завода не было. Г-н Николашкин и его единомышленники создавали предприятие, которое могло рассчитывать на свою долю рынка. Поначалу речь шла о 20-25 машинах в год. До 2005 г., когда вышел ФЗ-94, обязавший государственные структуры выбирать поставщиков по конкурсу, заказчик и производитель договаривались напрямую. Обычно машины ЗПА «Спецавтотехника» доставляли в подразделения МЧС (тогда — ГУ ГПС МВД), чтобы технические специалисты могли оценить их на месте. Отстраиваясь от конкурентов, завод предлагал будущим заказчикам технику с лучшими характеристиками. «На ЗИЛе-433362 (современный аналог ЗИЛ-130) нашим конструкторам удалось разместить 4 кубометра воды, тогда как у ближайших конкурентов было всего 3,2 кубометра, — вспоминает Александр Николашкин. — При сопоставимой цене и меньшем сроке поставки покупать было выгодно именно эту модель. Но пожарные опасались, что мы нагрузили машину сверх меры. И мы с калькулятором в руках доказывали, что не ошиблись».

Пожарные автомобили утверждала межведомственная комиссия под руководством МЧС России. Новая модель проходила сертификацию, включавшую технические испытания и заключения экспертов. В отличие от других производителей, считавших эти процедуры барьером для вывода машин на рынок, г-н Николашкин рассматривал диалог с чиновниками как возможность продвинуть ЗПА «Спецавтотехника». Если специалисты убеждались, что разработка компании лучше других моделей, ее рекомендовали пожарным частям.

По мнению Александра Николашкина, тендерный механизм эту процедуру обезличил — по закону, в конкурсные документы включают только характеристики, присущие автомобилям всех марок, без упоминаний о преимуществах отдельных моделей. А после того, как отменили лицензирование, новые производства пожарных машин стали появляться регулярно — по два-три в год. В их числе был новоуральский завод «АМУР» — автомобили марки АРС, которые он выпустил на рынок в 2009 г., стоили намного дешевле, чем продукция конкурентов. По словам Юрия Афанасьева, возглавлявшего в то время «АМУР», предприятие нашло возможность выпускать бюджетные машины, которые пользовались спросом в периоды лесных пожаров. Г-н Николашкин: «АРСами называли бывшие военные топливозаправщики, которые подвергли минимальной переделке, красили и говорили, что это — пожарная машина. Ни одной норме пожарной безопасности они не соответствовали».

С банкротством «АМУРа» проблема дешевой техники не исчезла — на рынке появились машины небольших фирм, собранные, как говорит Александр Николашкин, гаражным способом. Чтобы получить заказ, крупным производителям приходилось демпинговать. Г-н Николашкин: «В апреле 2012 г. в Свердловской области объявили тендер на поставку десяти пожарных машин на базе КАМАЗа. Срок поставки был короткий, и мы приготовили машины заранее. Настроились биться за контракт, решив, что в свой регион никого не пустим. Но я прекратил торги, когда наши убытки составляли 200 тыс. руб. с машины. А победитель опустился еще на два шага и, по нашим оценкам, потерял 3 млн руб. Наверное, потому, что в весенний период, когда крупных заказов еще нет, не хотел, чтобы рабочие простаивали». Гендиректор ЗПА «Спецавтотехника» признается, что в начале года, когда заказчики еще не получили бюджетных денег, ему тоже приходилось терпеть убытки. Но случалось это нечасто.

Хорошо заработать заводу удалось в 2011 г., когда, оценив ущерб от пожаров, правительство страны составило временный список поставщиков пожарной техники (распоряжение Правительства РФ от 15 апреля 2011 г. № 622-р), с которыми заказчикам разрешалось работать напрямую, без конкурса. Тогда «Спецавтотехника» сразу продала государственным заказчикам 82 автомобиля, увеличив годовой выпуск до 150 машин.

Работа на частный сектор

Александр Николашкин выделяет в истории «Спецавтотехники» три периода. В 2003 г. завод диверсифицировал бизнес, наладив выпуск малых аварийно-спасательных машин, в 2005-2010 гг. расширилось производство собственных моделей — их продажи быстро росли, а в 2010 г. предприятие выбрало «стратегию голубого океана», создав новый рынок, где конкурентов не было в принципе. Появился первый автомобиль с системой пожаротушения NATISK, гасящей огонь компрессионной пеной из воды и специального вещества (создается с помощью сжатого воздуха, нагнетаемого под давлением 7-10 атмосфер), состав которой запатентовали в 2011 г. По словам генерального директора, это устройство справляется с пожаром в семь раз быстрее, чем автоцистерны. «Компрессионную пену изобрели не мы, — уточняет г-н Николашкин. — В Европе она применяется достаточно широко, но там работа установок завязана с большим количеством электроники. А наши инженеры создали эту субстанцию по новой технологии, благодаря которой автомобиль получается небольшим по габаритам и простым в эксплуатации».

Продвинуть систему NATISK на рынок нужно в ближайшие два-три года, пока новинку не скопировали конкуренты, считает генеральный директор. Главная трудность на этом пути — консерватизм пожарных. О выгодах нового метода им рассказывают на семинарах, а на полигоне показывают, как система уничтожает пламя. На эти семинары (пока их было три, в последний раз приезжали специалисты из Магадана и Якутии) Александр Николашкин планирует израсходовать миллион рублей субсидии, выделенной ему Свердловским областным фондом поддержки предпринимательства.

До сих пор у ЗПА «Спецавтотехника» было два цеха общей площадью 4 тыс. кв. м. В начале 2013 г. компания заложила фундамент и начала возводить третий — на 1 тыс. кв. м. Г-н Николашкин: «Мы хотим сделать производство нового поколения — с беспылевыми полами, мощной вытяжкой, новейшим об­орудованием и технологией бережливого производства. Благодаря опыту, нам уже известно, как выстроить внутреннюю логистику, чтобы минимизировать потери времени».

По словам Александра Николашкина, завод может расширить сегмент частных заказчиков, не превышающий сегодня 10%, если предложит им технику, способную решать несколько задач. Речь идет о «машине безопасности» для крупных предприятий и коттеджных поселков, выполняющей дополнительные функции. Людей, проживающих за городом, гендиректор «Спецавтотехники» считает перспективной аудиторией. «Мы общались с пожарными подразделениями, обслуживающими элитные поселки, и выяснили, что при возгорании спецтехника доберется до них не раньше, чем за 30-40 мин, когда может оказаться, что и спасать-то уже нечего», — говорит он. Заинтересовать владельцев коттеджей он намерен моделью, приспособленной, помимо собственно тушения пожаров, для чистки снега, поливки дорог и оснащенной спасательным инструментом на случай непредвиденных обстоятельств. Хорошо укомплектованный автомобиль стоит около 4 млн руб. Если поделить на всех владельцев коттеджей, получится не так дорого.

В импортном исполнении

Семь лет назад ЗПА «Спецавтотехника» начал торговать с заграницей. Несколько партий машин завод отправил в Монголию. Александр Николашкин ездил туда по приглашению торгово-промышленной палаты, был на разных предприятиях (в том числе, построенных советскими специалистами) и заключил три контракта. Ностальгия по СССР была ни при чем — все решения принимали управленцы, которые вместо русского учили английский. «Монголия — страна небогатая, — поясняет г-н Николашкин. — Покупатели просили удешевить заказ, и мы укладывались в оговоренные суммы, хотя такой подход считаем неправильным. Контракты подписывают чиновники, у которых главная задача — сэкономить, а быстро тушить пожары и спасать людей позволяют технические новинки, которые стоят дорого». Потом были заказы из Казахстана, Узбекистана и других стран ближнего зарубежья.

Для заказчиков из Дубая деньги были не самым главным — их больше интересовали технические характеристики. За контракт с газодобывающей компанией из ОАЭ, работавшей на собственных месторождениях в Туркменистане, ЗПА «Спецавтотехника» вступил в схватку с ­КАМАЗом и выиграл, доказав потенциальному заказчику, что, в отличие от автозавода-гиганта, не выпускающего пожарных машин, у нее опыта больше. Технику отправили в Туркмению, а заключать контракт Александр Николашкин ездил в Шарджи. Говорит, что в тот день город посмотреть не удалось, — из аэропорта он отправился на встречу с руководителями компании, а 12 часов спустя, уже вечером, продав машины, вернулся в аэропорт. Переговоры проходили жестко — в комнате без окон и без перерыва на обед. Г-н Николашкин успел побеседовать со всеми узкими специалистами, которые спрашивали его об условиях производства и поставок, сроках выполнения заказа, стандартах, рабочей документации, ценообразовании. Отдельно и очень подробно — о системе контроля сварных швов. По отдельным пунктам гендиректор ЗПА «Спецавтотехника» выторговал особые условия, но в итоговом документе, составленном на английском языке, об этом ничего не говорилось. Пришлось вносить коррективы. «Наверное, они рассчитывали, что я устал и подпишу контракт в редакции, более выгодной их компании, — предполагает г-н Николашкин. — Так или иначе, мы выполнили все условия, получили деньги за машины и остались в реестре аккредитованных поставщиков. Я очень рассчитываю на продолжение сотрудничества, тем более что на всю технику мы дали пять лет гарантии».

То, что российскими производителями пожарной техники интересуются и на Западе, выяснилось в 2012 г. В конце года с руководством «Спецавтотехники» связались представители португальской фирмы, предложившие совместный проект в Лиссабоне. Александр Николашкин говорит, что у него нет планов, связанных с выходом «Спецавтотехники» на европейский рынок (такой шаг требует больших затрат), но условия сотрудничества готов обсуждать. Переговоры еще идут, но он обещал рассказать, чем все закончится.

Михаил Старков

 

Самое читаемое
  • Запускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афишеЗапускаем Новый год: все елочные базары, горки, ярмарки, катки и городки в полезной афише
  • День рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнесДень рождения «Делового квартала»: 31 год мы объединяем бизнес
  • Путин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявленияПутин об экономике РФ, конфликте с Украиной и борьбе «с тенью» — главные заявления
  • Закрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржецЗакрыть ипотеку после 60 лет планирует каждый седьмой екатеринбуржец
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.