Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Застой сменит революция». Ресторатор из поколения Y рассказал правду о заведениях города

«Молодые ребята зарабатывают на приложениях для смартфонов столько денег, сколько никому из традиционных бизнесменов не снилось. И скоро они начнут инвестировать — каждый хочет свой бар, ресторан».

Молодой ресторатор Виктор Новиков известен в Екатеринбурге как собственник кофейни MURU. Этой осенью он взбудоражил город своим новым гастропроектом «Горожане» — за четыре дня бистро посетили больше 1,5 тыс. человек, парализовав работу кухни и всего персонала. На такой ажиотаж создатели заведения не рассчитывали, отмечает Новиков. После команду усилили, провели ряд преобразований, но проблема в другом: ситуация говорит о том, что в Екатеринбурге наблюдается явный голод по новым интересным заведениям. Грубо говоря, при всем внешнем изобилии и разнообразии гастроконцепций сходить продвинутой публике, по сути, некуда. 

DK.RU поговорил с новым лицом ресторанного рынка города и получил честные ответы на неприятные вопросы. Спойлер: совсем скоро старых участников рынка и их инвесторов смоет новой волной гастроэнтузиастов и ИТ-шников с деньгами.

Летом была в Перми, там открылась покешная — небольшое заведение с моноконцепцией, ставка на поке. С прошлого года работает гастромаркет — по типу московских Даниловского, Усачевского рынков. В Екатеринбурге ничего такого нет, хотя город в целом более развитый и передовой. Что не так с нашим общепитом?  

— Случился застой. По факту, ходить-то и некуда. Вернее, заведения есть, но они не цепляют, не вводят тебя в состояние «Вау!». Может быть, причина в том, что игроки на рынке одни и те же, и все расслабились. А новые не появляются, потому что думают, что пробиться не получится. С другой стороны, если говорить о моноконцепциях, то интересные проекты начинают заходить — тот же TomYum Bar в «Гринвиче», его хвалят. Но, будем честны, это не наш проект, его открыли новосибирцы. У них же в «Гринвиче» бургерная — сибиряки берут монопортфелем. Я не знаю, как у них обстоят дела с точки зрения экономики, но мне не нравится сама локация: на последнем этаже пятой очереди ТРЦ. Это надо очень сильно захотеть съесть этот том-ям, чтобы туда забраться.  

Вообще в городе есть очень большая проблема с площадями под общепит — я с этим сам столкнулся, когда искал платформу для кофейни.

Все классные пространства в центре, в том числе симпатичные исторические здания, заняты — офисами банков, городских или областных ведомств и т.п. А если говорить про гастромаркет, то нужен именно самый центр — движовый, где сконцентрированы фрилансеры, где сосредоточены офисные массы. Потому что задача гастромаркета — обеспечить людей, которые заняты в центре города, ежедневным питанием и разнообразным ассортиментом. Причем не в ресторанном ключе — без премудростей сервиса, без долгого ожидания блюд, а просто и прозаично. Условно говоря, как кофейня, но где еда — не пирожки, а полноценная классная кухня, которой можно наесться. И которая не держит тебя в рамках одного концепта, а ты можешь сегодня брать суши, завтра обедать пастой, послезавтра — съесть рамен и так далее. Все ресторанные гиганты в стране сегодня занимаются такими проектами, потому что рынок в целом упрощается.    

«Застой сменит революция». Ресторатор из поколения Y рассказал правду о заведениях города 1

Я считаю, в Екатеринбурге гастромаркет необходим, и у меня есть намерение его запустить. Для этого нужно найти инвесткоманду — потому что объем вложений потребуется немаленький, и классную площадку. Как вариант, можно было бы открыть гастромаркет в «Колизее» — стартаперы могли бы зайти туда с каким-нибудь фалафелем, канадским путином, тем же вьетнамским фо-бо, разными поке и т. д. Вопрос, смогут ли эти амбиции и планы получить реализацию. Но нужно продавливать эту тему, потому что даже в регионах она работает — Пермь, Новосибирск. Там гастромаркеты с массой маленьких стартапов, спрос есть, схема рабочая.

Раньше компания «Форум Групп» заявляла, что откроет гастромаркет в рамках своего жилого проекта на месте бывшего Центрального рынка. Думаешь, дойдет до дела?

— Меня смущает локация. Вокруг нее сложился устойчивый стереотип: она — «тихвинская». А значит, элитная, заранее недоступная для простых людей. К тому же, это не центр, а, по большому счету, спальник. Нужно рассматривать площадки в самом центре города. 

Как насчет площадок в торговых центрах? В Москве гастромаркеты работают в ТЦ, вполне успешны.

— Да, я бывал в таких. В столице есть модные, центровые гастрорынки, а есть отдаленные, районные, в том числе и в торговых центрах. В принципе, решение интересное: второй, например, этаж, где вместо магазинов со шмотками — корнеры, посредине — рынок со свежими продуктами. Но, как я понимаю, в Москве есть группа людей, ответственных за развитие таких точек на уровне администрации, существует гранд-концепт. Мне интересно, как это работает в столице, в октябре поеду туда, хочу разобраться в вопросе.  

Считаешь, должна быть поддержка на уровне мэрии? 

— Почему нет, это разумно. Развитие рынка общепита, появление такого рода проектов должен инициировать, скажем, комитет по товарному рынку. Потому что это социально необходимо, это закрывает базовую потребность людей в питании. Вообще общепит это же не просто бизнес, на котором навариваются. Это действительно нужно горожанам.

Как насчет такого проекта, как BlablaBar — в городе планируется открытие пространства с 23 барами разных концепций. По сути, аналог гастромаркета, только про алкоголь. Взлетит?  

— Да, я слышал про этот проект, меня звали выступить партнером по кухне. Идея вроде бы хорошая: стартаперам тяжело с нуля открыть свой бар в отдельном помещении, а здесь они смогут заявить о себе, презентовать свой уникальный концепт, вложив 1,5 млн руб. Берешь кредит в банке на пять лет, платишь по 40 тыс. руб. в месяц — я сам так кофейню открывал, нормально. В принципе, и концепций можно разных набрать: пивной бар, лютая настоечная, как в Питере на Рубинштейна, бар, специализирующийся на «Кровавой Мэри», на коктейлях на основе джина, заведение со ставкой на игристое и т. д. Но есть очень много вопросов. Самый первый: для чего питейный проект в таком объеме? Алкоголь — это не базовая потребность. Представь, сколько бухающих людей в Екатеринбурге должно быть, чтобы постоянно ходить в эти 23 бара! Чисто идеологически — мне жалко город. И я в этот проект не верю. 

Богатые айтишники накормят город

По словам Виктора Новикова, слаженные тандемы известных в городе рестораторов и их инвесторов стали распадаться не просто так: им на смену вот-вот придут совсем новые партнерства, где главное — не заработки баснословных сумм, а душа и драйв плюс забота об экологии и осознанность во всем. Изменения станут заметны уже через год-другой. 

В последнее время мы наблюдаем распад тандемов инвесторов и рестораторов в городе. Старые участники рынка говорят, дело в том, что общепит стал приносить меньше денег, а вкладываться в обновление заведений инвесторы не рвутся. Объективно: в Екатеринбурге много устаревших ресторанов, бывших актуальными лет десять назад. Они будут исчезать?

— На рынке работает зрелое поколение, и оно во многом диктует правила. Почему так произошло: проблема — внутри рынка. Там у нас гнильцо: нечестные отношения с персоналом, поваров, официантов много и жестко кидают. Этого нет в устоявшихся ресторанных холдингах — они себя так не ведут. В итоге холдинги сосредоточивают в своих руках весь приличный штат. И работают по накатанной — у них есть большой кредит доверия в глазах инвесторов, с которыми они давно сотрудничают, с 90-х. Зачастую они ровесники, со схожими представлениями о прекрасном. Такие тандемы открывают большие рестораны с проверенными концепциями — сейчас, например, стейк-хаусы, потому что в Питере они успешны.

«Застой сменит революция». Ресторатор из поколения Y рассказал правду о заведениях города 2

Локально же никто ничего не генерит, все просто воруют друг у друга — концепты, блюда. Почему в Екатеринбург перестали ездить иностранные шеф-повара? Потому что здесь конкуренты просто крали все их идеи — моментально. Шефы даже представить себе такого не могли: да, на Западе у тебя могут взять за основу идею, которую ты создал, чем-то вдохновившись. Доработать, переосмыслить. А у нас крадут все подчистую — ставят себе в меню блюдо точь-в-точь, максимум — с другим гарниром.  

Где молодые рестораторы?

— Не могут найти деньги на проекты. Кредита доверия у них нет, возрастным инвесторам они непонятны. Но зреет революция. Сейчас на коне ИТ-сектор, молодые ребята зарабатывают на приложениях для смартфонов столько денег, сколько никому из традиционных бизнесменов не снится. И скоро они начнут инвестировать — каждый хочет свой бар, ресторан. И им будут нужны свежие идеи и концепции. 

Примеры уже есть — бар «Коллектив». Я знаю, в проект вложился молодой парень, вейпер, который смог заработать. Вокруг него собралась амбициозная команда ребят, которые болеют за свое дело, им нравится его развивать. У инвестора и команды сложились честные отношения — они «попали» друг в друга. В таких проектах есть «трушность» — чувствуется, что это настоящая история, которая сделана не просто для того, чтобы сделать. Это всегда видно: есть искра в глазах. Именно эта «трушность» сегодня и нужна. И такие проекты будут появляться.   

Насколько сегодня рынок общепита интересен в плане заработка? Это больше хобби или все-таки бизнес? 

— Огромных денег это не приносит. Многие разочаровываются, думают, все очень просто: открою кафе, буду купаться в долларах, куплю BMW. Но общепит вообще не про это, а про очень много работы каждый день — чтобы получить ощутимую прибыль, нужно вложить массу труда. Здесь всегда есть сезонность, есть стратегия развития, которая требует постоянных вложений — продукт устаревает, с ним надо все время работать — как картошку окучивать. Многие думают, один раз вложился и погнали, но каждые три месяца нужно делать апгрейд.

Я сам понимаю: мне как потребителю уже было бы скучно в моем заведении, хочется чего-то нового. Причем, по-настоящему нового. Значит, нужно вынуть откуда-то деньги, закупить оборудование и запустить, скажем, свой хлеб. Мы сейчас этим займемся, я отправил ребят на обучение. Потом — свой сыр. Я понимаю, на это понадобится еще порядка 1 млн руб. В общем, почти все, что ты заработал, ты в итоге засовываешь обратно. Но у общепита есть более высокая цель: ты помогаешь горожанам получать более вкусные блюда и качественнее проводить свой досуг. 

Получается, если говорить глобально, рестораторы делают мир лучше. Но и загрязняют этот самый мир тоже.  

— Конечно, общепит — это катастрофа для мира в плане отходов. Их столько! Но в некоторых классных проектах уже появляется осмысленность, в Питере, например. Рестораторы совсем иначе подходят к раздельному сбору мусора, к его утилизации. Это уважительное отношение к планете, к энергии — совсем другой уровень ведения бизнеса. И за этим тоже будущее: поднимается волна молодых предпринимателей, которые вышли на новый уровень качества, самосознания, которые мыслят не одним днем и не жаждой наживы, а десятилетиями и заботой о нашем общем доме — как бы пафосно это ни звучало.   

Я убежден: через год-два можно говорить про классный гастромаркет в Екатеринбурге, Там будут уже современные стартаперы и инвесторы из разных секторов экономики. Топ-менеджмент ведь тоже обновляется, сегодня компаниями руководят ребята 28-30 лет с хорошим образованием и с правильными мозгами. Плюс, я считаю, проект будет поддерживаться городскими властями, которые сами там будут обедать.

Ты так веришь во власть. При этом недавно на совещании городского комитета по товарному рынку обсуждали низкий интерес горожан к общепиту — очень мало людей ходит в кафе и рестораны. А чтобы их вернуть, в мэрии хотят создать книгу уральских рецептов, пополнить которую смогут сами горожане. Книгу…  

— Я понимаю, что там работают люди старой формации, они зачастую относятся к предпринимателям, как будто ты не развитием среды занимаешься, а такой коммерсант-воришка, сволочь, которая наживается на людях. И поэтому тебя нужно доить и помучить. Я, честно говоря, боюсь с ними коммуницировать, потому что когда тебе там задают вопросы, то такое чувство, будто ты сделал что-то плохое и должен оправдываться. 

Я не стремлюсь к революциям, прекрасно понимаю, как работает система — глобальный подход не искоренить. Но все равно цель-то должна у нас быть одна — сделать город лучше. Ради нее можно попробовать объединиться и создать что-то классное.  

Старикам здесь не место?

Из-за застоя в сфере общепита многие повара стремятся уехать из Екатеринбурга, однако Виктор Новиков убежден: здесь есть перспективы и для профессионального роста, и для старта интересных проектов. Валить в Москву — слабая позиция, считает бизнесмен.

У тебя нет ощущения, что из города массово уезжают? В Москву, в Питер, за границу.

— Да, я замечаю. Даже многие повара стараются уехать в Москву или Санкт-Петербург, потому что здесь не происходит ничего нового, глаза у ребят потухшие. Если они не уедут, то не смогут нарабатывать компетенции и получать хорошую зарплату. Дело в том, что в Екатеринбурге убит престиж профессии повара — специалистов часто держат в черном теле, они впахивают и получают совсем немного. Их еще и постоянно кидают. Отсюда отношение к своей работе — могут готовить некачественно, не брать на себя ответственность и так далее. Я же хочу, чтобы профессия повара стала трендовой, чтобы ребята хотели стать не юристом, а поваром. Чтобы они зарабатывали не на уровне электриков, а стабильно выше среднего и могли себе позволить путешествовать. Это изменит очень многое на рынке.   

Почему, думаешь, сейчас повальная тенденция открытых кухонь в ресторанах? Нет, не потому, что это прикольно. Сокращается дистанция между потребителем и производителем. Повар готовит для тебя, видит твои глаза и не может сделать плохо. Людям нравится видеть процесс приготовления их блюд, доверия становится больше. И мы сейчас ставим на развитие команды, будем оправлять поваров на обучение в столичные заведения, чтобы они вдохновлялись и чувствовали: то, что они делают — это модно и нужно людям. И что отношение к персоналу может быть нормальным.

Есть такое мнение, что шефу нельзя давать выступать на телевидении, в прессе. Если он станет звездой, его тут же переманят, либо он обнаглеет и станет диктовать свои условия. Согласен?

— Так было раньше, сейчас мир изменился кардинально. Наоборот, все максимально открываются — сегодня эпоха обмена опытом. Если ты не генеришь новый опыт, не проживаешь его и не делишься им, ты не в рынке. У всех игроков сейчас коллаборации: те, кто делает пирожки, объединяются с теми, кто делает котлеты, и они выпускают какой-то новый мега-бургер. Это видно по рынку. Многие известные игроки приглашают к себе поваров из других заведений, они там вдохновляются, что-то перенимают, и сфера развивается, становится богаче. Конечно, владелец заведения должен это понимать и давать возможность персоналу во всем этом участвовать. 

Раньше шефов прятали из-за слабости — боялись, что если спец уйдет, все рухнет, потому что остальные повара были низкоквалифицированными. Сейчас ясно, что все должны быть хороши. Шеф должен постоянно стажироваться, искать новое и вдохновлять свою команду, взращивать ее. И даже если он уйдет — а бывает всякое — это не убьет заведение. Наоборот, появится возможность у кого-то другого занять место шефа. Ну, или это будет сигналом для владельца: значит, ты неправильно поступаешь с людьми, зажрался, и жизнь дает тебе шанс остановиться и исправиться. 

Ты сам не думаешь о переезде? 

— Я представить себе такого не могу. Если ты уже взял на себя ответственность, начал что-то делать, то должен так вырасти, чтобы открыть в городе что-то еще. Здесь хорошая платформа — в Екатеринбурге голодные люди, обделенные интересными концептами. И нужно им их дать. Я не ставлю крест на городе, мол, здесь ничего нельзя сделать. Это слабая позиция. Да, здесь есть трудности — провинциальная пролетарская специфика. Аудитория в Екатеринбурге требует бизнес-ланч, условное пюре с котлетой, а свои поке-шмоке — ешьте сами. Прослойка тех, кто имеет возможность путешествовать, пробовать новое, кому интересен гастроопыт, довольно узкая. И ясно, что уровень культуры питания в городе нужно повышать. Но все равно ситуация меняется, подрастает поколение, которому бизнес-ланч уже не надо. Они задумываются, что потребляют. Мир перестраивается.   

«Застой сменит революция». Ресторатор из поколения Y рассказал правду о заведениях города 3

Я сам мыслю уже как другое поколение, понимаю, что в каких-то заведениях в городе есть не стану. Мой внутренний фильтр не может пропустить тот неадекват, что там подают. И ясно, что я не буду воровать эти идеи, а стану добывать информацию иначе: чаще ездить, смотреть, как реализуют классные проекты в других городах. И это даст другую степень качества, когда заморачиваешься за каждую деталь, за каждый стакан. Люди сейчас это ценят. Мир айфонов и инстаграма вырастил перфекционистов, которым нужны идеальные образы. Так что сегодня ресторану важно быть на пике качества и современных тенденций.

Возрастные рестораторы в этом мире выживут? Или старикам здесь не место?

— Зависит от человека. Например, Аркадий Новиков — ресторатор опытный, больше 30 лет в деле, но у него крутые проекты, они современные, не стареют. У него есть стандарт качества и команда — и молодых, и матерых ребят, которые всегда на пике тенденций. Они постоянно мотаются по миру, смотрят, что в трендах. У Новикова много интернациональных проектов. Так что все возможно при желании.  

Три совета молодому стартаперу, который хочет запустить гастропроект, но не решается.

— Во-первых, понять: общепит — это основа основ, обеспечение базовой потребности людей, жизненно необходимое дело. От этого зависит энергия человека, его самочувствие. Еда — это энергия, значит, ты передаешь человеку импульс, который поможет ему сделать что-то классное. Смотри: ты ешь в приятном месте вкусное блюдо, сервис тебя чувствует, это все вдохновляет тебя, и ты потом на своей работе создаешь крутые вещи. В общем, если ресторатор хорошо работает, это приводит к позитивным изменениям в совершенно разных сферах.    

Если ты это понимаешь и у тебя благие намерения, то нужно не бояться придумывать, драйвовать и искать инвесторов. Главное — огонь в глазах, жажда сделать проект по-настоящему, не думая про деньги. Если ты честно делаешь свое дело, тебе все помогает. И третье: хватит жаловаться, надо делать. В городе происходит масса всего интересного, сюда приезжают иностранные туристы, мы просто не умеем их находить. Да что там! В каком ресторане есть меню на английском языке? Что мы сделали для того, чтобы к нам пришли иностранцы? Я сам все еще не разложу меню на английском в «Горожанах», оправдываю себя тем, что мы недавно открылись. В общем, хорош ныть, давайте делать!

Фото: DK.RU / Игорь Черепанов
«Застой сменит революция». Ресторатор из поколения Y рассказал правду о заведениях города 4
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.