Подписаться
Курс ЦБ на 04.12
77,95
90,59

«Затраты — копеечные, восторгов — много»: урок сервиса от Сергея Дерендяева

«К моему удивлению, в новогодние каникулы безо всякой рекламы, без работы с турфирмами, отель был хорошо заполнен (в разные дни от 50% до 100%), хотя раньше на этот период просто закрывался».

В Сети то и дело всплывает какая-нибудь из ряда вон выходящая история о сервисе и взаимоотношении бизнеса с его собственными клиентами. Но спустя какое-то время появляется какой-нибудь новый случай, и кажется, что тот, предыдущий, пожалуй, был еще не совсем из ряда вон. Из последних хитов — беспрецедентный крик души ресторатора из г. Иваново, оформленный в меню для гостей. 
 
«Затраты — копеечные, восторгов — много»: урок сервиса от Сергея Дерендяева 1
 
Сергей Дерендяев, управляющий отелем «Эмеральд», за 12 лет работы в сфере гостеприимства научился выстраивать сервис так, чтобы гостям хотелось возвращаться. Как он это делает — в колонке на DK.RU. 
 
«Затраты — копеечные, восторгов — много»: урок сервиса от Сергея Дерендяева 2
Вывеска на входной двери «Эмеральда»
 
 — Допустим, ты владеешь банком, автосалоном, рестораном. К тебе и так идут — зачем тебе нужен какой-то сервис? Это все равно затраты — времени, сил, денег. Но рано или поздно бизнес приходит к тому, что это важно, и в Екатеринбурге, как мне кажется, сервис неплохой.
 
Как меряют индекс NPS (уровень лояльности клиентов)? Смотрят, какие отзывы оставили клиенты о компании, отсекают самые лучшие и самые худшие — тогда можно понять правду. Я, например, люблю читать отзывы, слежу за ними, и хотя бы раз в неделю захожу на странички к основным игрокам нашей отрасли. Поэтому могу сказать, что на самом деле у наших, екатеринбуржских, отелей уровень очень хороший.
 
Я очень благодарен иностранным коллегам, которые пришли в Екатеринбург перед ШОСом в 2009 г. — они многое привнесли в развитие гостиничного бизнеса города и подняли сервис на новый уровень. Я много что у них узнал, много чему научился: что-то из их опыта почерпнул, а что-то, наоборот, применять не стал.
 
В связи с этим придется рассказать шпионскую историю: в свое время мы выбрали 5-6 отелей иностранных сетей и отправили туда семейные пары (или просто влюбленных) переночевать. Потом они по полочкам все должны были разложить от и до. Так, в одном из отелей мы подсмотрели, что на почту гостя через пару дней после его выезда сотрудники отправляют письмо с просьбой оставить отзыв на TripAdvisor или Booking. Мы это с тех пор тоже применяем — уяснили, что то, что гость выехал, не должно стать основанием для прекращения общения с ним: мы должны общаться с гостем до заезда, во время и после.
 
А что из опыта западных коллег я брать не хочу, так это депонирование денежных средств (то есть взимание депозита при заезде). Я считаю, что гостям нужно доверять, и из-за одного процента нечестных людей остальные 99 не должны чувствовать себя ущемленными.
 

Должна действовать презумпция невиновности — безусловно, мы это будем применять и дальше.

 
Вот лишь один случай, который может стать иллюстрацией того, что люди в большинстве своем согласны играть по правилам. Когда я работал управляющим отелем «Онегин», мы запускали такую акцию — выбрали определенный месяц и объявили, что в течение этого срока в отеле действует правило: если вам у нас не понравится — вернем деньги. За весь месяц был только один случай, когда гости, переночевав в отеле, выдумали какую-то причину, чтоб забрать деньги, которые они заплатили за номер.
 
Но вернемся к сервису. В первую очередь, сервис — это, конечно, люди. Я ошибался в людях много раз, поэтому советов давать не берусь. Более того, я пришел к выводу, что нет никаких таких секретов, которые помогают понять, подойдет человек для работы в сервисе или нет. Но определить, насколько он профпригоден, можно недели за три.
 

Я учу своих работников основам сервиса очень просто: сидите вы за стойкой ресепшн, подходит гость. Представьте, что это ваша бабушка, которую вы не видели давным-давно.

 
Вы же не будете сидеть на стуле, когда в дверь входит ваша бабушка? Вы встанете, поприветствуете ее, побежите обнимать. Гостя обнимать не надо, а остальное все то же самое. И все то время, что гость у нас живет, эти чувства к нему надо проявлять. Словом, в госте надо видеть родного человека.
 
«Затраты — копеечные, восторгов — много»: урок сервиса от Сергея Дерендяева 3
 
Что ждет гость от трехзвездочного отеля? Теплый номер, постель, душ, утром завтрак — ну и все. Но я считаю, что так быть не должно: мы можем дать нечто большее. Может быть, пока не всем своим гостям, но вот, например, приезжают к нам семьи с детьми — это наша целевая аудитория. Как можно ее завлечь? Только если те, кто у нас уже побывал, нас порекомендуют. А порекомендуют, естественно, только если им у нас понравится. Поэтому каждому ребенку ровно в девять часов вечера в номер стучит официант и приносит стакан теплого молока и печеньку. Все — больше ничего. Затраты — копеечные, внимания — много, восторгов — еще больше. Практически все папы и мамы, кто были тому очевидцами, как-то потом отреагировали: написали об этом либо в наших анкетах, либо в соцсетях, либо на букингах и трипадвизорах, а это и есть рекомендации.
 

Поэтому (даже к моему собственному удивлению) в новогодние каникулы безо всякой рекламы, без работы с турфирмами, отель был хорошо заполнен (в разные дни от 50% до 100%), хотя раньше на этот период просто закрывался.

 
«Затраты — копеечные, восторгов — много»: урок сервиса от Сергея Дерендяева 4
 
Мы стараемся придумывать разные фишки, чтобы предвосхищать ожидания гостя. Большой популярностью, например, пользуются у нас носочки, которые мы кладем в номер девушкам. Как-то, когда у нас появилась идея делать женские номера в «Онегине», в одном бизнес-сообществе «Живого журнала» я попросил девушек накидать, что они хотели бы видеть в таком номере. И кто-то написал: «Носочки». Я тогда удивился: «А зачем? Тепло же, в номерах отопление». Мне сказали: «Вы ничего не понимаете! У всех девушек даже в самую теплую летнюю ночь мерзнут ноги». Мы проверили — и, действительно, пошло на ура.
 
Вообще же сервис проявляется не тогда, когда все хорошо, а тогда, когда случаются какие-то проблемы. Они могут быть разными: например, у нас в начале ноября случилось настоящее ЧП, когда ударили 30-градусные морозы, а отель был заполнен под завязку. Гости жаловались, что в номерах холодно, их переселяли по мере возможности в более теплые номера, но когда переселять стало некуда, а все обогреватели были розданы, — администраторы запаниковали, а на «Букинге» появилось много негатива о нашей работе.
 

Уже спустя какое-то время, анализируя эту ситуацию, я подумал, что лучше бы мы тогда часть гостей переселили в соседний Hilton — да, мы бы потеряли какие-то деньги, но всегда надо работать на долгосрочную перспективу.

 
Сделай мы так, и не было бы тех отзывов, из-за которых мы потом полноября сидели полупустые: к тому моменту процентов 40 гостей шло к нам именно через «Букинг».
 
Но у этой истории есть и положительная сторона: сейчас этот процент гораздо меньше, а у нас появились другие каналы продаж, другие контрагенты, которые берут гораздо меньшую комиссию, чем Booking.
 
Кстати, я заметил, что мое участие в продвижении отеля тоже дает не только моральное удовлетворение, но и отражается на финансовых показателях. О том, что персональный брендинг в нашей сфере работает, говорят и мои коллеги: они рассказывают, что некоторые гости приезжают к ним не из-за какого-то известного названия или скидок, а потому что с отелем ассоциируется конкретный человек.
 
Можно ли сказать, что сервис для отеля — самый важный приоритет? Нет, я знаю массу отелей, которые уделяют сервису не слишком много внимания (он у них не плохой, но и не хороший — средний), но при этом они процветают, потому что делают акцент, например, на продажи: заключили контракт с условным «Газпромом» и чувствуют себя великолепно в финансовом плане.
 
Более того, многие люди сейчас готовы поступиться сервисом и выбирают что-то подешевле. Если почитать отзывы о нашем любимом конкуренте, то там через один: «Ах, какой ужас». Тем не менее отель полный всегда — просто они держат самую низкую цену по рынку. Удачное расположение, развитая инфраструктура плюс низкая цена — и можно не обращать внимания на сервис. Хотя, должен сказать, они все равно пытаются что-то делать.
 
У нас цены не низкие, но конкурентные. При этом мы используем динамичное ценообразование: когда высокая загрузка — и цена выше (и, соответственно, наоборот). То есть один и тот же номер может стоит и две тысячи, и три. Первыми, кстати, еще лет 20 назад такую политику ввели авиакомпании, потом подтянулись отельеры, а недавно подключились таксисты. Вообще же, я думаю, такое применять могли бы многие компании из разных отраслей.
 
«Затраты — копеечные, восторгов — много»: урок сервиса от Сергея Дерендяева 5
 
Я не люблю, когда ключевую роль в выборе играет цена — предпочитаю, чтоб была какая-то ценность. Мы в качестве такой ценности транслируем душевность. Гости это замечают — некоторые за полгода приезжают к нам уже в четвертый раз.
 
 
Фото: страница Сергея Дерендяева в Facebook; отзывы клиентов отеля «Эмеральд» в соцсетях и на Booking.com
Самое читаемое
  • Павел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женилсяПавел Дуров запустил два новых проекта: сеть Cocoon и, возможно, снова женился
  • Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»Александр Аузан: «Внутри России две страны. Им нужно договориться и переписать правила»
  • Лариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичкеЛариса Долина поможет депутатам ГД выработать механизмы продажи квартир на вторичке
  • Новый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего годаНовый глава азербайджанской диаспоры останется под арестом до следующего года
Наверх
Чтобы пользоваться всеми сервисами сайта, необходимо авторизоваться или пройти регистрацию.
Вы можете войти через форму авторизации зарегистрироваться
Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
  • Укажите ваше имя
  • Укажите вашу фамилию
  • Укажите E-mail, мы вышлем запрос подтверждения
  • Не менее 8 символов
Если вы не хотите вводить пароль, система автоматически сгенерирует его и вышлет на указанный e-mail.
Я принимаю условия Пользовательского соглашения и даю согласие на обработку моих персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности.Извините, мы не можем обрабатывать Ваши персональные данные без Вашего согласия.
Вы можете войти через форму авторизации
Самое важное о бизнесе.