Меню

Малый и средний бизнес в России оживает после режима изоляции

«Если удастся остановить вирус и новых ограничений не будет, то отдельные сегменты со временем смогут полностью восстановиться». МСБ набирает обороты после ослабления изоляции.

Выручка малого и среднего бизнеса в России в рабочие недели мая снизилась на 18% год к году, тогда как в апреле падение доходило до 33%, пишут «Ведомости» на основе данных Tinkoff CoronaIndex — аналитического проекта «Группы Тинькофф». Майские праздничные дни для бизнеса также оказались неплохими, частично за счет невозможности россиян уехать за границу и малого числа поездок внутри страны. Так, обороты МСБ с 27 апреля по 11 мая даже превысили показатели прошлого года на 11%. 

 

В мае бизнес ожил: одни компании смогли перестроиться, другие — переждать и возобновить работу, пусть и в меньших масштабах, говорит вице-президент банка «Тинькофф» Федор Бухаров.

Мы не ожидаем, что бизнес быстро вернется к высоким оборотам начала года, потому что мы плавно переходим в «низкий» сезон. Но если удастся остановить вирус и новых ограничений не будет, то отдельные сегменты со временем смогут полностью восстановиться, — рассчитывает он.

Средние расходы потребителей в период изоляции сократились более чем на 30% по сравнению с февралем, указывают в «Тинькофф». Несмотря на восстановление, траты по-прежнему составляют всего 80% от показателей февраля. Во время самоизоляции рост показали только три категории расходов: супермаркеты, зоомагазины, а также музыкальные и онлайн-подписки. Сильнее всего упали путешествия и досуг: кинотеатры, развлечения и рестораны. С 11 мая заметно растут расходы на спорттовары, автоуслуги и салоны красоты. 

 

При этом граждане постепенно начинают планировать поездки. Так, в мае расходы на авиабилеты выросли на 58% к апрелю, на железнодорожные билеты — на 68%, на бронирование номеров в отелях — на 16%.

Однако, как указывает Центробанк в обзоре «Финансовый пульс» только снятия антикоронавирусных ограничений не хватит для полного восстановления деловой активности. Предприятия почувствуют вторичный негативный эффект от ограничительных мер, так как спрос просел.