Меню

«Женщин в бизнесе мало. Даже прогрессивной Америке не удалось победить природу»

Иллюстрация: wikipedia.org

«Можно ли сделать Долину у нас? Думаю, нет. Это ни хорошо, ни плохо. Долина является уникальным и неповторимым сочетанием кучи случайных факторов, смесью упорства и фанатизма». МНЕНИЕ.

Дмитрий Волошин, основатель проекта «OTUS. Онлайн-образование», пишет:

— Вчера все же посмотрел «Кремниевую долину» Дудя. Ну а что же еще смотреть в день предпринимателя? Не «Берегись автомобиля» же. Фильм вызвал желание куда-нибудь побежать и срочно начать что-нибудь делать. Серьезно. Первое ощущение — энергетика людей оттуда. Даже через экран. Даже через океан. А если несколько детальнее, то вот какие мысли и идеи подарил мне фильм:

1. Про роль университета. Совершенно для меня невероятная история поддержки предпринимательства. Профессора, инвестирующие в стартапы студентов, — это невозможная конструкция. $1 млрд пожертвований в год от выпускников — тоже. Создание частного университета напротив государственного и формирование вокруг него того, чем стала Долина — самая потрясающая история про образование, которую я когда-либо слышал. Хочу в ней разобраться и понять как это им, черт возьми, удалось?

2. Про ошибки. Умом понимаю, что ошибаться и факапить нужно. Более того, нужно искать людей с опытом ошибок и опираться на них, работать с ними, общаться. Они являются бесценным хранилищем «граблей» всех мастей, именно они вытаскивают или не дают влезть в кризисы и прочие ямы. Особенно если они анализируют ошибки и могут вставать после падений. Все понимаю, но чтобы это было в культуре целого города? Удивительно. Как они смогли этого достичь?

3. Про коммуникации. Мысль о том, что не надо хлестать наотмашь своим мнением, эмоционально мне не кажется очевидной. Чего тянуть-то? Сказал, что думаешь, и пошел дальше. Так-то оно да не так. Такой подход разрушает нетворкинг. Который, в свою очередь, видимо, является драйвером создания бизнес-идей, да и бизнесов в целом. Только гении, приносящие уникальный результат, могут позволить себе быть не очень polite. Да и то недолго. Как бы дойти до такого осознания?

4. Про роль бизнеса. В фильме была хорошая метафора про гроздь винограда и арбуз. Действительно, фокус только на крупных традиционных бизнесах лишает экономику подвижности, создает риски. С другой стороны, бизнес — это еще и отдушина, или, если хотите, способ выражения творчества. Какая-то часть людей не может не творить. Надеюсь, большая. Кто-то рисует, кто-то создает свою компанию. Это, как мне кажется, политическая задача — создать такую отдушину. Но как они это поняли?

5. Про гендерное. Рассуждениям о небольшом количестве женщин в Долине была отведена весьма приличная часть. Примерно как рассказу о Мильнере. Это интересно, но действительно, среди людей, делающих бизнес, доля женщин небольшая. Видимо, это связано с более присущей мужчинам тяге к риску. Видимо, даже в прогрессивной в вопросах равенства Америке пока не удалось победить человеческую природу и законы, заложенные в нас эволюцией. Да и зачем их побеждать?

Наверное, основной вопрос, который у меня остался, это можно ли сделать такую Долину у нас? Я думаю, что нет. Это ни хорошо, ни плохо. Долина является уникальным и неповторимым сочетанием кучи случайных факторов, смесью упорства и фанатизма, своеобразной культуры и отношений. Мы точно другие, к счастью или к сожалению. Можно смотреть на них, анализировать, думать, учиться. Для этого лучше там побыть, пожить. И это основной для меня результат просмотра. Я хочу там немного пожить и напитаться этой энергией и средой. Жаль, что не могу поехать прямо сейчас.

Читайте также на DK.RU: «Паспорт США — это экономическое крепостное право». Павел Дуров — о Кремниевой долине