Меню

К концу года бизнес ждет бум слияний, поглощений и банкротств

Индекс конфликтности деловой среды в России пока упал, но после снятия моратория на банкротство во многих сферах рынка может начаться передел активов.

Уровень конфликтности российской деловой среды снизился в I квартале 2020 г. после роста с середины 2018 г., но к концу года может наступить новый пик, пишут «Ведомости» со ссылкой на исследование компании А1 и бизнес-школы «Сколково». Исследователи рассчитывают индекс конфликтности на основе изменения количества судебных исков, сообщений о корпоративных спорах в СМИ и числе компаний, которые потенциально подвержены корпоративным конфликтам.

Индекс конфликтности традиционно растет в четвертом квартале — все хотят закончить год с хорошим результатом, поясняют эксперты. Кроме того, до осени объявлен мораторий на банкротства предприятий из пострадавших отраслей, а суды все еще не вернулись к полноценной работе. 

Рост числа слияний и поглощений связан с риском неплатежей, появляются рейдеры, которые будут причастны к переделу рынков во многих сферах — прежде всего через долговые, корпоративные и банкротные процедуры, считает управляющий партнер КИАП Андрей Корельский. Но интерес к активам проявляют не только рейдеры, сейчас можно дешево купить хорошие активы, говорит один из собеседников газеты. 

Сейчас, согласно опросу Центра стратегических разработок, 22% компаний намерены инициировать банкротство, думают об этом 78% респондентов. Малый и средний бизнес более подвержен корпоративным спорам, а сильнее всего риски у компаний, связанных с коммерческой недвижимостью. 

Авторы исследования также указывают, что число судебных исков, подаваемых компаниями, растет, тогда как количество компаний, представляющих интерес для корпоративных споров, падает — у них невысокая ликвидность. 

Повышенный уровень индекса конфликтности деловой среды может говорить как о большом числе бизнес-групп на местах и интересных активов, а также о доверии к судебной системе, так и о депрессивном состоянии экономики и неверии в закон на отдельной территории.