Меню

Внутренний туризм — новая мода. Как Россия открывается для граждан во всей красе

Автор фото: Александр Елизаров. Иллюстрация: пресс-служба нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»

Отдыхать за границей интересно и комфортно. Отдыхать в России ничуть не хуже. В этом убедились тысячи россиян, и сейчас направление внутреннего туризма развивается сумасшедшими темпами.

Пандемия коронавируса заметно усилила развитие внутреннего туризма в России. Направление, которое и так привлекало все больше людей, стало абсолютно самодостаточным и интересным даже для вчерашних снобов («отдых в России — деньги на ветер»). Люди открывают для себя многогранность страны и самобытность каждого региона. Оказалось, что даже в соседней области можно найти так много интересного и увлекательного, что возникает вопрос: а почему поехать сюда и посмотреть это не приходило в голову раньше?

Помогают развитию внутреннего туризма и федеральные программы, самая яркая из которых, пожалуй, — нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» и три ее федпроекта: развитие туристической инфраструктуры, повышение доступности туристических услуг и совершенствование управления в сфере туризма. Особенность программы в том, что упор делается не только на строительство гостиниц и улучшение туристической инфраструктуры, но и на вовлечение в процесс людей, местных жителей, которые, как оказалось, часто знают о своем крае очень много, хотят делиться этими знаниями и рады, когда из других концов страны приезжают гости.

Делиться не только угощением, но и традициями, удивлять не только красотами природы, но и приветливыми согражданами — этого хотят все регионы страны.

По данным опроса «Зарплата ру», проведенного минувшим летом, треть работающих россиян никогда не выезжала за пределы своего региона, а больше половины не были на море. Еще 35% опрошенных никогда не выезжали дальше своего региона или федерального округа, наибольшее число таких респондентов в возрастной категории старше 45 лет (47%).

Реализуемые сейчас в стране проекты должны изменить ситуацию в лучшую сторону, уверены эксперты отрасли. Развитие туристической инфраструктуры и повышение доступности туристических услуг — то, над чем соответствующие ведомства работают сейчас в первую очередь.

В октябре сообщалось, что Правительство РФ выделило Ростуризму 24 млн руб. на разработку новых стандартов в сфере туризма. На начало ноября, по данным ТАСС, на нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» затраты бюджета исполнены на 46,5%. Комфортный, познавательный отдых по доступной цене в своей стране — то, что должно быть доступно каждому россиянину.

Изменения видны по всей стране, и Урал не исключение. В Екатеринбурге уже в 2023 году появится новая гостиница уровня четыре звезды, она станет первым объектом, возведенным в рамках программы. Здание на 203 номера с рестораном, конференц-залом и фитнес-залом появится на площадке международного выставочного центра «Екатеринбург-ЭКСПО». В целом же планируется до 2030 г. увеличить число внутренних поездок до 140 млн (рост в 2,2 раза по сравнению с 65 млн в 2019 г.). В рамках нацпроекта будет создано 4,7 млн рабочих мест в туристической отрасли, это в 2,5 раза больше по сравнению с 2019 г. Экспорт туруслуг к 2030 г. должен достичь $22 млрд, что вдвое превышает показатель 2019 г.

Первой заметной «победой» этого года в направлении развития внутреннего туризма на Урале стал рост рейсов по «Императорскому маршруту» Екатеринбург – Алапаевск. Брендированный вагон по итогам 2021 г. совершит на 26 рейсов больше, чем год назад.

Изначально на 2021 год было запланировано 34 рейса. Но туристов, которые хотят посетить Алапаевск в рамках экскурсионного тура в брендированном вагоне, оказалось гораздо больше, поэтому было принято решение об увеличении частоты рейсов. На сегодняшний день глубина продаж этого тура составляет почти три месяца. Большая часть туристов, конечно, жители Свердловской области — многие путешествуют семьями или компаниями. Но также высокий интерес у гостей региона — это туристы из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Смоленска, география очень широкая, — рассказал заместитель министра инвестиций и развития Свердловской области Евгений Копелян.

На 2022 г. уже запланировано 69 отправлений экскурсионного вагона, дополнительные поезда назначены на новогодние каникулы. Эксперты считают, что туристов привлекает как возможность проехаться на поезде, так и высокий уровень сервиса на протяжении всего тура.

Автор фото Вадим Ахметов, пресс-служба нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства»

Но новые направления и гостиницы, турзоны и оборудованные природные парки — далеко не все, над чем работают специалисты сферы туризма сейчас. Привлечение к проектам молодежи — важнейший пласт работы. С докладов о родном крае в школе часто начинается большое и благое дело, которое может дать направление всей дальнейшей жизни. Инициированный несколько лет назад конкурс «Моя страна — моя Россия» пользуется огромным интересом, ведь это возможность и продемонстрировать личные таланты, и привлечь внимание (а, значит, инвестиции) к родному краю.