Меню

Что делать поставщику, когда невозможно исполнить госконтракт?

Иллюстрация: ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ

«Невозможность» бывает разная, говорит Арсений Артюх, юрист группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ. В юридической практике встречаются две проблемные ситуации с госконтрактами.

Первая ситуация, когда исполнение госконтракта «невозможно», потому что станет убыточным для поставщика. Это возможно, например, если выросли цены.

Вторая: исполнение госконтракта невозможно по объективным причинам.

Что делать поставщику, когда исполнение уже заключенного госконтракта возможно, но в убыток?

Изменение курса валют или рост стоимости товаров не признается обстоятельством, дающим право поставщику в одностороннем порядке отказаться от исполнения принятых на себя обязательств по госконтракту.

Совет: попытайтесь склонить заказчика к переговорам на предмет расторжения контракта по соглашению сторон. Подготовьте развернутое предложение со ссылкой на новый пункт 65.1 статьи 112 Закона №44. Если госконтракт прекратился по соглашению сторон — считайте  это за успех. Но важно помнить, что сохраняется риск предъявления к вам штрафа со стороны заказчика. Заказчик вправе это сделать. Штрафы можно оспаривать, — рассказывает Арсений Артюх.

Если заказчик отказался от расторжения госконтракта по соглашению сторон?

Тогда перед поставщиком встает вопрос выбора: исполнять или не исполнять госконтракт. Неисполнение контракта приведет к риску включения поставщика в РНП, возможно сегодня это не самое страшное. В то же время исполнение госконтракта может привести к убыткам.

Выходом из сложной ситуации может стать такой механизм как односторонний отказ поставщика от исполнения госконтратка. Поясню, что односторонний отказ поставщика не является основанием для включения его в РНП. Применение одностороннего отказа поставщика требует более детального анализа госконтаркта и хода его исполнения. Максимально хороший для поставщика выход в этой ситуации — в одностороннем порядке отказаться от госконтаркта без попадания в РНП и потери денег. Теоретически это возможно в рамках «правового поля». Разбираться нужно индивидуально.

Что делать поставщику, если исполнение госконтракта невозможно по объективным причинам?

В данном случае речь может идти о невозможности поставки продукции из-за международных санкций, из-за ухода производителя с рынка и т.д. То есть речь идет о ситуациях, когда физически поставку осуществить невозможно по независящим от поставщика причинам. 

В этой ситуации поставщику необходимо засвидетельствовать обстоятельство непреодолимой силы. Для этого нужно обратиться в региональную Торгово-промышленную палату. Далее: поставщику необходимо уведомить заказчика о невозможности исполнения контракта вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы и предложить расторгнуть госконтракт по соглашению сторон со ссылкой на новый пункт 65.1 статьи 112 Закона №44.

После этого возможно следующее:

Первое: приостановка исполнения по госконтракту до тех пор, пока не прекратится действие обстоятельств непреодолимой силы (пеня за просрочку в этом случае не взыскивается);

Второе: расторжение контракта по соглашению сторон в связи с невозможностью его исполнения (штраф в этом случае с поставщика не взыскивается).

Следить за законодательными нововведениями и оперативно связаться для консультаций с Арсением Артюхом можно в Телеграме. Юрист группы компаний ЛЕВЪ&ЛЕВЪ-АУДИТ ведет в мессенджере свой блог под названием «Юрист по госзакупкам».