Меню

Рождение MAKFA: репортаж из макаронной столицы России

Иллюстрация: Пресс-служба компании «Макфа»

В этом году «Макфа» отмечает 85-летний юбилей. В преддверии дня рождения компания рассказала о том, как делают, пожалуй, самые известные и любимые макароны в России. Это интересно и познавательно.

В этом году Makfa — ведущий российский бренд и один из мировых лидеров по производству макаронных изделий — отмечает 85-летний юбилей. За каждой упаковкой продукции стоит труд большого сплоченного коллектива профессионалов и многоэтапный технологический процесс. В преддверии дня рождения «Макфа» рассказала, как делают, пожалуй, самые известные и любимые макароны в России.

С чего начинается производство

Отборное зерно — то, с чего начинается производство. На «Макфу» зерно поступает двумя видами транспорта — автомобильным и железнодорожным. Каждой партии зерна предстоит пройти входной контроль, так называемую визировку. Задача визировки: отобрать зерно, оценить партию на соответствие требованиям государственных стандартов, международных регламентов и внутренних требований компании. 

Отборное зерно — начало процесса изготовления качественной продукции. Забор образцов зерна для контроля

Один из ключевых этапов отбора — соответствие документации. Пакет документов должен быть полным, не хватает чего-то — партия принята не будет. То же самое касается качества зерна: если оно не пройдет все этапы проверки, его вернут поставщику. Подход жесткий, но именно он позволяет многие годы держать на высоте репутацию и доброе имя компании.

По словам директора по качеству «Макфы» Надежды Килуновой, визировочная лаборатория — первый и важный заградительный этап контроля сырья, начало процесса изготовления качественной продукции. 

Важно отметить, что продукция Makfa производится исключительно из твердых сортов пшеницы. В 90-х годах прошлого века компания была пионером по производству макарон из твёрдых сортов в России и остается лидером до сегодняшнего дня. На российском рынке макарон из твердых сортов пшеницы продукция Makfa занимает порядка 40%. 

Три кита Makfa: качество, ответственность, гарантия

Важную составляющую деятельности предприятия составляет работа службы качества. Это серьезный и объемный труд, без которого не сможет функционировать производственный процесс. За последние годы «Макфа» вывела службу качества на принципиально новый уровень: важные задачи, современное оборудование, обучение сотрудников.

Специалисты исследовательского центра Ольга Уряшева, Ольга Полозок и Екатерина Коптягина

Служба качества — это несколько подразделений: производственно-технологические лаборатории, группа по сертификации и стандартизации, исследовательский центр, отдел контроля упаковки, — рассказывает Надежда Килунова. — Наши три кита: качество, ответственность, гарантия.

Служба качества занимается разработкой, соблюдением и изменением нормативных документов и регламентов, контролирует процессы качества на производстве. Важно отметить, на «Макфе», кроме требований законодательства и технических регламентов, действуют еще и внутренние дополнительные стандарты качества Makfa на сырье, упаковку и готовую продукцию. 

 

«Макфа» вывела службу качества на принципиально новый уровень

В лабораториях службы качества появляются на свет образцы новой продукции, которые придумывает инновационный центр совместно с бренд-менеджерами. Здесь их тестируют, занимаются рецептурой. Например, в скором времени в линейке Livingood появится новинка с добавлением свекольного сока, сейчас тестируются образцы продукции с растительными стеринами, которые призваны поддерживать работу сердечно-сосудистой системы. 

Тестируется новинка для семейства макаронных изделий Livingood 

Наш продукт натуральный, широкого потребления, прижившийся в культуре питания россиян. Экспериментировать с продуктом, чтобы повышать и расширять его пищевую ценность — наша задача. Исследуем направления, тренды, предпочтения наших покупателей. Мы работаем для них, — говорит Надежда Килунова. 

На предприятии действует прямая линия по качеству, на которую можно позвонить и задать вопросы. Обратная связь с покупателями — неотъемлемая часть работы над качеством.

Сердце производства

Сердце макаронного производства — мельница, где делают крупку для изготовления макаронных изделий. Мельница — не то, что мы привыкли видеть в старых книгах. Это автоматизированная система, глядя на необычные формы которой понимаешь, что будущее уже пришло. 

Крупка — основа для будущих макаронных изделий

Работу мельницы нам показал технолог Андрей Якунин. По его словам, чтобы получить конечный продукт высокого качества, цеха должны сначала получить лучшую крупку. 

Мельничный комплекс «Макфы» оснащен современным оборудованием мирового уровня, процесс полностью автоматизирован. Мы отслеживаем технологические новинки и если видим, что есть технология, поднимающая планку производства крупки еще выше, — внедряем ее, — рассказывает Андрей Якунин. 

Так, настоящую технологическую революцию в очистке зерна произвело внедрение системы оптической сортировки. «Она позволяет за тысячные доли секунды увидеть поврежденные зерна. Если камера видит дефектное зерно, тут же включаются в нужном потоке воздушные эжекторы, и бракованное зерно автоматически удаляется», — отмечает технолог. 

Система оптической сортировки — технологическая революция в очистке зерна. Дмитрий Козлов, сменный технолог макаронной мельницы

Ключевое значение на макаронной мельнице имеет технологическая схема. От нее во многом зависит качество конечного продукта. Схема составляется на этапе проектирования новой мельницы. «У нас действует современная технологическая схема, которая обеспечивает бережное отношение к зерну. Мы его не травмируем резким воздействием, а процесс размола проводится постепенно с чётко заданной степенью измельчения на каждом этапе. Самотёчная система транспортировки зерна собирается в строгом соответствии с технологической схемой и поэтому она не прямая, а похожа своими переплетениями на футуристический объект», — рассказывает специалист. 

Современная мельница — полностью автоматизированная система. Выглядит фантастически

На «Макфе» огромное значение и внимание уделяют формированию помольных партий зерна. Учитывают все нюансы, поэтому качество продукции остается на стабильно высоком уровне из года в год, на протяжении многих лет. 

Рождение макарон

Следующий этап производства — собственно изготовление макаронных изделий. Это макаронный цех №2 — крупнейший в Восточной Европе. В нем действует 9 макаронных линий. В этом году добавится еще две. Пуск новых линий позволит увеличить производство на 44 тыс. тонн продукции ежегодно.

Так рождаются макаронные изделия

Процесс замешивания теста для производства макарон не сложен: вода + макаронная крупка. В ряд изделий добавляются натуральные сухие добавки: томат, шпинат, яичный меланж и другие. Затем происходит формирование макарон с помощью матриц, внутри которых стоят фильеры, придающие изделиям форму. Одна матрица весит до 250 кг. Есть матрицы весом 30-40 кг. 

Технолог Александр Глазырин подготавливает матрицу к установке. Как думаете, какие макароны изготовят с ее помощью? Ответ в конце

Есть особые матрицы — бронзовые, на которых производится линейка премиальных изделий Grand di Pasta. Использование бронзовой матрицы придает макаронным изделиям шероховатость, что позволяет им лучше впитывать соусы. Есть необычные форматы по желанию заказчика, например, для торговой сети «Пятерочка» изготавливались макароны в виде цифры пять. 

Затем происходит процесс сушки макаронных изделий: здесь крайне важно соблюдать требования временного и температурного режимов, влажности. 

Сушка макаронных изделий — важный процесс. Необходимо в точности соблюдать требования и нормы

Следующий этап — контрольная проверка качества с обязательной выдачей документа о качестве безопасности продукта и упаковка готовых изделий. «Это наше заверение перед покупателем о том, что партия соответствует установленным нормам», — рассказывает Надежда Килунова. 

Точно как в аптеке! Весовой дозатор работает как часы 

Большое внимание уделяется внешнему виду продукции. Современная упаковка должна быть яркой, привлекательной, содержать информацию согласно нормам и требованиям. Над этим работает большая команда: бренд-менеджеры, специалисты по качеству, дизайнеры, маркетологи, технологи.

Вообще, «Макфа» — предприятие наступившего будущего. Здесь практически все процессы автоматизированы и роботизированы. Вот, например, весовой дозатор, который точно отвешивает вес для каждой пачки макарон или укладчик, автоматически захватывающий пачки макарон и отправляющий в коробку. 

«Макфа» — предприятие наступившего будущего. Практически все процессы автоматизированы и роботизированы

На пути к покупателям

Заключительный этап — отправка продукции покупателям. Со склада «Макфы» она разъезжается по всем регионам России — от Калининграда до Владивостока, отправляется в 25 стран ближнего и дальнего зарубежья. Стоит отметить, «Макфа» первой из российских бакалейных компаний вышла на рынки Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива и Китая. В последнее время мощностей склада перестало хватать, поэтому было принято решение о строительстве нового логистического комплекса, удовлетворяющего потребности развивающегося бизнеса и повышающего уровень качества хранения продукции.

Елена Назаренко, старший кладовщик СГП-2 собирает заказ для покупателей из Калининграда

Логистический центр «Макфы» станет одним из крупнейших и технически продвинутых на Урале, — рассказывает руководитель складского комплекса готовой продукции Сергей Зозуля. — Ставка сделана на инженерную эксклюзивность проекта, широкое применение IT-технологий. Принципиальное отличие будущего логокомплекса от обычных складских комплексов — максимальный уровень автоматизации и роботизации процессов. Общая площадь объекта 12 тысяч кв. метров, более 27 тысяч паллетомест. Ввод объекта в эксплуатацию планируется в этом году. 

Новый логокомплекс «Макфы» технически продвинутый

Качественно новый уровень

Стоит отметить, в юбилейный год на «Макфе» завершается масштабная инвестиционная программа, которая выведет компанию на качественно новый уровень. Помимо логистического комплекса, в эксплуатацию запустят мельницу по переработке зерна из твердых сортов пшеницы, две макаронные линии. Общая стоимость инвестпортфеля составит более 4 млрд руб. 

Важна каждая деталь. Технолог Андрей Якунин контролирует технологическую схему новой мельницы Ocrim

Макаронная столица России

 — На логотипе «Макфы» изображена мельница — символ плодородия, трудолюбия, преобразований, связи времен и поколений, — говорит член совета директоров «Макфы», ее бессменный руководитель Валерий Юревич. — В юбилейный год наша компания, уверенно смотрит в будущее, развивается, ставит новые цели и вызовы. Makfa и Челябинск по-прежнему заслуженно являются макаронной столицей России. 

P.S. Ответ на вопрос из текста. С помощью этой матрицы производятся макаронные изделия «Петушиные гребешки» — одни из самых любимых и востребованных у покупателей.

Фото: пресс-служба компании «Макфа»