Меню

Оборот упал до 43%. Компании России интенсивно сокращают расходы и планируют сокращения

Продажи в апреле 2022 г. выросли только у продуктовых магазинов у дома и центров продажи товаров для строительства, дачи и сада. Остальные включили режим «замри и выживи».

Российские компании заявили о падении оборота до 43% на фоне кризиса. Оборот упал в большинстве сегментов розничной торговли и услуг по сравнению с апрелем 2021 г., это показывает исследование аналитического ресурса «Чек Индекс». Сложнее всего ситуация у кинотеатров и fashion-сегмента. По данным «Контура», количество предприятий, закрывшихся с 24 февраля, снизилось на 18% по сравнению с апрелем прошлого года. Forbes пишет, что на фоне происходящего бизнес серьезно урезает расходы, заняв выжидающую позицию.

Результаты исследования аналитического ресурса «Чек Индекс» оператора фискальных данных «Платформа ОФД», проведенного по просьбе Forbes, содержат данные более чем с 1,1 млн онлайн-касс в России за периоды с 1 по 15 апреля 2021 и 2022 гг. и с 1 по 15 марта 2022 г.

Согласно приведенным цифрам, сильнее всего объем продаж в денежном выражении в апреле этого года упал у кинотеатров — на 43% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продавцы одежды и обуви зафиксировали падение оборота на 14% относительно прошлого года. Продавцы электроники и бытовой техники фиксируют падение на 11%. Оборот по сравнению с прошлым годом упал и у автомоек и автосервисов, парикмахерских и салонов красоты, организаций, оказывающих медицинские услуги, гостиниц и отелей, баров и ресторанов, продавцов электроники и бытовой техники.

Продажи в сравнении с апрелем 2021 г. выросли только у продуктовых магазинов у дома и у центров продажи товаров для строительства, дачи и сада. Но и эти сегменты просели относительно марта 2022 г. — оборот снизился на 12% и 37% соответственно.

Алексей Баров, генеральный директор «Платформы ОФД», говорит, что после массового спроса в конце февраля – начале марта на большинство потребительских категорий товаров, особенно в среднем и высоком ценовых сегментах, происходит снижение и стабилизация спроса на прежних уровнях:

За месяц уменьшился и средний чек покупки за одно посещение торговой точки — это свидетельство спада ажиотажа.

Одновременно с падением оборота у компаний растут расходы. В каждой пятой себестоимость товара с февраля 2022 г. выросла более чем на 30%, в 70% компаний она выросла на 25%.

Несмотря на ситуацию, небольшие компании страны держатся на плаву. По данным компании «Контур», количество бизнесов (ИП и юрлиц), закрывшихся с 24 февраля по 21 апреля 2022 г., на 18% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. В компании это объясняют тем, что год назад весной активно закрывались ИП — часть не пережила пандемию, часть переходила в самозанятость. По юридическим лицам тенденция обратная: с 24 февраля по 21 апреля 2022 г. закрылось на 12% больше компаний, чем за тот же период 2021-го.

На первый взгляд снижение числа закрытий в 2022 году по сравнению с 2021 годом выглядит несколько парадоксально, — признает аналитик больших данных в «Контуре» Владимир Савельев. — Однако во время первого локдауна 2020 года прослеживался аналогичный эффект снижения числа как ликвидаций, так и регистраций новых предприятий.

По мнению Савельева, бизнес взял паузу и «затаился», ожидая развития событий. Чтобы выжить, большая часть компаний (75%) сокращают расходы, говорят в «Актион Финансы». Еще 65%, по данным опроса сервиса, ищут более дешевые сырье и комплектующие в России, 46% продумывают маршруты доставки, 45% повышают производительность труда, 40% нанимают более дешевых исполнителей.

По данным опроса «Актион Финансы», большинство российских компаний планируют и дальше сдерживать рост затрат. В 43% компаний, согласно результатам опроса, намерены сокращать расходы на фонд оплаты труда менеджеров среднего звена. Большинство компаний для этого прибегнут к переводу сотрудников на сокращенный рабочий день или неделю (такие планы есть у 65% компаний) и увольнению части сотрудников бэк-офиса (58%).

Ранее на DK.RU: Без борща не останемся? Как ситуация в мире отразилась на рынке продовольствия региона