Меню

Как вырастить лидеров, которые будут усиливать компанию? Рецепт ГК «ФОИЛ»

Иллюстрация: ГК «ФОИЛ»

«Когда сотрудник приходит на новое место, он приносит с собой «частичку» той компании, где работал до этого. Начинаются конфликты. Корпоративный университет должен эти конфликты разрешать».

Перед компаниями, заинтересованными в профессиональном росте сотрудников, часто встает вопрос о корпоративном обучении. Какие курсы пройти, на какие программы записаться, какие навыки необходимо «прокачать» персоналу? Как правило, часть обучения руководство компаний организует внутренними силами. Однако есть пласт знаний, которые необходимо получать извне.

О том, как работает внешний подрядчик в вопросах корпоративного образования, как должно выстраиваться такое обучение и что получают сотрудники на выходе, рассказал Алексей Штанько, онтопсихолог, бизнес-консультант, руководитель консалтинговых и образовательных проектов ГК «ФОИЛ».

Каким, по вашему мнению, должно быть идеальное корпоративное обучение? Какие знания/навыки необходимо давать сотрудникам в корпоративном университете?

— Корпоративный университет должен отвечать тем задачам и требованиям, которые ставит перед собой компания в зависимости от того, на каком этапе развития она сейчас находится. Факторов много: направление деятельности, размер команды, география присутствия. Важно индивидуально подходить к процессу его построения. Но в целом мы для себя вывели следующие принципы:

Во-первых, университет должен развивать корпоративную культуру компании. То есть формировать определенное мировоззрение у сотрудников. Это нужно, чтобы в команде был общий подход к работе, к выполнению задач и чтобы он соответствовал подходу руководства. Это позволяет синхронизировать картину мира сотрудников, руководителей и собственников и упростить процесс делегирования по любым задачам и проектам. Важно понимать, что у каждой компании свои ценности, в зависимости от конкурентных преимуществ. Например, в каких-то компаниях, которые работают с крупными корпорациями, важны порядок и дисциплина, деловой стиль и это пронизывает все аспекты деятельности: от пунктуальности во встречах до порядка на столе и обязательного дресс-кода.  В других краеугольный камень — это креативность и эстетика. В таких компаниях акценты смещены на создание особой атмосферы, при которой неважно, как ты организуешь дела, какой у тебя график, а важен конечный результат — он должен быть выдающимся, не шаблонным, на порядок опережающим любого конкурента.

В третьих компаниях конкурентное преимущество может быть в низкой стоимости и масштабируемости. Для них важно предельное внимание к издержкам во всех мелочах: вплоть до того, каким транспортом пользуются сотрудники в командировках. Главное — выделить характерную особенность корпоративной культуры компании и через корпоративный университет развивать выделенные принципы.

Второй момент. Корпоративный университет должен поддерживать определенную психологическую динамику в коллективе. Это очень важный момент. Объясню. Вспомните ситуации, когда, попадая в какую-то группу людей, вы начинали думать по-другому и вести себя по-другому. Попадая в тот или иной контекст, у нас возникают новые стимулы и устремления, может вообще пропасть желание и энергия на нужное действие или, наоборот, появиться вместе с воодушевлением. Корпоративный университет как раз и должен решать эти задачи. И здесь очень важное значение приобретают любые групповые мероприятия, которые организуются в рамках корпоративного университета.

Третий момент. Корпоративный университет должен развивать компетенции сотрудников. Задавать технологию работы. И сегодня эта функция приобретает важнейшее значение. Все вокруг непрерывно меняется, организация должна реагировать на это и трансформировать внутреннюю структуру. А корпоративный университет позволяет эти изменения осуществлять. Поменялся бизнес-процесс, а корпоративный университет внедряет эти изменения, то есть позволяет научить сотрудников работать по-новому.

Четвертый момент. Проекты развития. Это сложный момент, который не всегда удается реализовать. Но раз мы говорим об идеальной картине, то он должен присутствовать.

Корпоративный университет должен быть своего рода «инкубатором» новых инициатив и внутренних проектов, которые направлены на развитие предприятие. Через такие проекты появляется возможность осуществлять постоянные улучшения в компании, а также запускать инициативы, направленные на перестройку бизнес-процессов. При этом сами сотрудники через такие практические инициативы получают возможность развивать свои лидерские качества, осваивать проектное управление. Эти компетенции никак по-другому, как через практику, освоить невозможно.

Какие требования, по вашему опыту, выставляют сами сотрудники компаний к корпоративному обучению?

— Все мы сейчас сталкиваемся с огромным потоком информации и знаний: нужных и ненужных. Сотрудники — не исключение. Поэтому и требования у них такие же, как у всех — чтобы это было быстро, наглядно, на примерах, практично и «без воды». К тому же, сами сотрудники, конечно, вам в этом не признаются, но они хотят, чтобы в обучении присутствовали и развлекательный аспект, и возможность отдыха. И это нужно учитывать, как и то, как сегодня с развитием новых технологий меняется восприятие человека. Прогрессирует, к примеру, клиповое мышление.

Что касается содержания обучения: тут запрос и требования сотрудников понятны, поскольку они обусловлены больше теми функциональными обязанностями и рабочими задачами, которые ими выполняются.

Кто преподает в вашем корпоративном университете?

— Мы исходим из того факта, что лидерские компетенции, soft skills, возможно передать только «из рук в руки». Только тот, кто сам доказал на практике, что знает, как добиваться результатов, как создавать ценности, может передать эти знания другим.

Для преподавания на этом уровне мы привлекаем практиков — предпринимателей, собственников бизнеса, бизнес-консультантов, а также тех руководителей, которые прошли серьезный отбор и доказывают свою функциональность результатами. Такие специалисты всегда в дефиците, поэтому на этом уровне обучения мы формируем группы из разных компаний. Так мы сформировали программы «Я в бизнесе» и «Практикум лидера».

А что касается Hard-skills, чтобы реализовать этот уровень обучения, мы привлекаем к преподаванию сотрудников, которые хорошо знают внутреннюю кухню работы своих предприятий. Это интересная практика, поскольку, сталкиваясь с необходимостью преподавания, сотрудники понимают необходимость развития собственных управленческих компетенций. Мы время от времени также запускаем и программы, направленные на подготовку внутреннего преподавательского состава компаний.

С какими задачами приходят клиенты в ваш корпоративный университет?

— Работая с предпринимателями и собственниками, мы постоянно сталкиваемся с тем, что они в голос говорят об отсутствии подходящих кадров на рынке труда. И если исполнителей еще возможно подобрать, то управленцев практически невозможно. Проблема в том, что зачастую кандидат не сходится с корпоративной культурой предприятия. Когда сотрудник приходит на новое место, он приносит с собой «частичку» той компании, где работал до этого. Возникают конфликты. Иногда неразрешимые.

Чтобы освоиться на новом месте, требуется изменение формы мышления человека. А чем он опытнее и старше — тем это сложнее. Поэтому мы всегда советуем направлять усилия на формирование молодой команды, на развитие собственных кадров. Только так появляется возможность вырастить лидеров, которые будут усиливать компанию и развивать ее изнутри.

Какие у вас планы на этот год?  Как часто происходит набор студентов? Сколько человек планируете пропустить через свой корпоративный университет?

— На сегодняшний день у нас открыт набор на очередной поток программ «Я в бизнесе», «Практикум лидера». Это программы, которые позволяют охватить ключевые компетенции сотрудников всех основных уровней: от рядовых до руководителей. Мы считаем важным уделять внимание каждому участнику программы, поэтому эти группы ограничены количеством 15-20 человек. Параллельно с этим в каждой компании, которая является нашим клиентом, идет постоянное внутреннее обучение в корпоративном университете. Здесь количество студентов зависит от размеров компаний. На этот год наш план обучения в тех программах, которые мы координируем, — примерно 250 студентов.

Также хотелось бы два слова сказать о нашей программе «Бизнес-интуиция». Мы заметили, что эффективность корпоративного обучения сильно зависит от того, насколько сами руководители предприятий включены в процесс развития команд. Насколько руководители понимают, как контролировать те психологические процессы, которые разворачиваются в компаниях, и способны поддержать те инициативы, которые появляются в рамках корпоративного обучения. На решение этих задач и направлена наша программа для руководителей «Бизнес-интуиция».

Справка

 
Группа компаний ФОИЛ с 2001 года реализует образовательные и консалтинговые проекты. Одно из ключевых направлений — помощь российским предприятиям в выстраивании и развитии систем управления персоналом и обучения сотрудников.
 

<<<Больше материалов о корпоративном обучении можно почитать здесь>>>