Меню

Лизинг транспорта и оборудования в условиях санкций. Ведущие компании отрасли

Ольга Майшева, Дмитрий Корчагов, Анастасия Ротарь, Руслан Молаев, Лилия Маркова, Вячеслав Спиров. Иллюстрация: DK.RU

Ситуация стабилизировалась, ставки снизились, клиенты переориентировались на технику производства дружественных нам стран и вторичный рынок. Лидеры отрасли и их прогнозы в рейтинге DK.RU.

Портал DK.RU составил рейтинг ведущих лизинговых компаний Екатеринбурга по объему нового бизнеса в первом полугодии 2022 г. 

В рейтинг вошли региональные лизинговые компании и представительства федеральных компаний, которые предоставили отчетность по филиалу, действующему на территории Свердловской области. В число участников рейтинга включены лизинговые компании, родственные банкам. 

Тройка лидеров по объему нового бизнеса в первом полугодии 2022 г.:

  1. Интерлизинг — 2.019 млрд руб. 

  2. Эксперт-Лизинг— 2.012 млрд руб. 

  3. Балтийский лизинг —1.243 млрд руб. 

В сегменте лизинговых компаний, аффилированных с банками, лидирует:

  1.  Газпромбанк Автолизинг — 2.494 млрд руб.

КАК ПРОВОДИЛСЯ ОТБОР УЧАСТНИКОВ

 
На первом этапе специалисты аналитической группы DK.RU провели экспертный опрос среди топ-менеджеров и руководителей крупнейших лизинговых компаний и проанализировали данные открытых ресурсов — веб-сайта all-leasing.ru и сайтов компаний.
На втором этапе на основании полученных данных был определен круг компаний, которым специалисты DK.RU предложили предоставить информацию о показателях деятельности по объему и структуре нового бизнеса. Полученная информация была перепроверена.
Основной ранжирующий показатель — объем нового бизнеса компании/филиала в Свердловской области в первом полугодии 2022 г., млрд руб.
 

В 2021 г. наиболее динамичными по приросту нового бизнеса были — Сбербанк Лизинг, Элемент Лизинг и АС ФИНАНС — темп роста 194,8%, 86,3% и 73,1% соответственно.

Руслан Моллаев, региональный директор «Интерлизинг» в УрФО:

— В 2022 г.  рынок лизинга замер, заняв выжидательную позицию, так как ставка ЦБ побила исторический рекорд, а дилеры уходящих из России марок значительно повысили цены на технику. Таким образом, технику приобретали только те клиенты, у которых были обязательства перед заказчиками по исполнению контрактов. Далее ситуация стала стабилизироваться, ставки снизились и клиенты начали переориентироваться на технику производства дружественных нам стран, а также на отечественную и вторичный рынок.

Основной тренд первого полугодия — возвратный лизинг. В условиях, когда банки ужесточили, а где-то и вовсе перестали выдавать кредиты, бизнес для обеспечения своих потребностей начал обращаться в лизинговые компании за финансированием. Продукт уже не новый, но именно сейчас он стал пользоваться популярностью.

Несмотря на то, что практически все иностранные лизинговые компании приостановили свою деятельность, рынок по-прежнему очень конкурентный. Это связано с тем, что иностранные лизинговые компании в основном были кэптивными и на розничный рынок не выходили, поэтому их уход не оказал существенного влияния на отрасль.

Сейчас мы видим, что рынок более-менее адаптировался к изменениям, стабилизировалась цепочка поставок техники из дружественных стран, постепенно начинает работать параллельный импорт, ставка ЦБ опустилась ниже, чем была в начале 2022 г. Компания «Интерлизинг» продолжает совершенствовать продукт, что позволяет финансировать клиентов на более выгодных условиях. Так что на второе полугодие 2022 г. мы смотрим со сдержанным оптимизмом.

 

Ольга Майшева, руководитель филиала «ЧелИндЛизинг» в Екатеринбурге:

— Этот год начинался на позитивной ноте, у клиентов возник устойчивый спрос на лизинг. Но в марте и апреле, после известных событий, мы сработали хуже запланированного. Безусловно, это связано с тем, что возникла неопределенность — как будет экономика жить дальше. С появлением первых признаков кризиса наши клиенты приостановили реализацию новых инвестиционных проектов. Но «ЧелИндЛизинг» совместно с ПАО «ЧЕЛИНДБАНК» ни на день не приостановили финансирование начатых проектов и не подвели ни одного партнера. Все оплаты по уже заключенным договорам поставки осуществлялись в срок. 

Ценовая политика во многом зависит от ключевой ставки ЦБ РФ. Сейчас она ниже, чем была в январе текущего года. Но даже в период неопределенности ни по одному ранее профинансированному договору лизинга, в рамках которого имущество было полностью оплачено поставщику, мы не поднимали ставку. Для нас это принципиально, потому что наша первоочередная задача — поддержка наших клиентов в их инвестиционных проектах.

Самое крупное снижение спроса в структуре лизинговых сделок мы наблюдаем в сегменте новых легковых автомобилей. Если судить по нашей компании, то снижение продаж в этом сегменте лизинга составляет порядка 80%. Поэтому мы стали активно развивать направление лизинга подержанных автомобилей, которые теперь также можно оформить по экспресс-программе «Автолизинг».

Причины просадки спроса на легковые машины, кроются, во-первых, в значительном увеличении стоимости машин. Во-вторых, легковой транспорт в текущей ситуации не является предметом первой необходимости, и в условиях ограниченных ресурсов предприятия делают выбор в пользу того предмета лизинга, который генерирует денежный поток, — например, грузового транспорта, спецтехники и оборудования с азиатских рынков. На фоне укрепления рубля относительно китайского юаня вложение в эти активы выглядит очень интересным.

Клиенты понимают, лизинг — очень нужный и  полезный продукт. Особенно, если рассчитывать выгоду от сделки в комплексе: вы не только сохраняете денежные средства в обороте, но и экономите на налогах. Тем более, сейчас ключевая ставка все ниже и ниже.

А наши клиенты прекрасно осознают, что при текущей инфляции лучше вкладываться в активы, которые генерируют денежный поток, чем просто иметь денежные средства, которые обесцениваются.

До конца года мы рассчитываем на отложенный спрос и не собираемся корректировать те плановые показатели, которые были сформированы. Да, продажи легкового транспорта серьезно просели. Однако наша компания и ранее занималась финансированием не только транспорта, но и оборудования, на чью долю пришлось более трети объема нового бизнеса за 2021 г. Будем и далее двигаться в этом направлении. Накопленный опыт сотрудников нашей компании позволяет проводить сделки с оборудованием как стандартные, без лишних затрат. Этот бизнес-процесс уже отработан.