Меню

«Просите отчеты, следите за динамикой активов». Как не проморгать проблемы контрагента

управляющий партнер юридического агентства «ЮС КОГЕНС» Светлана Корабель. Иллюстрация: «ЮС КОГЕНС»

«Текущая рыночная ситуация такова, что риск признания вашего контрагента банкротом отнюдь не что-то невозможное. Даже если вы работаете с ним 20 лет. Даже если это крупный завод/поставщик/заказчик».

При работе с контрагентами необходимо быть осмотрительным. Это, в общем-то, понятно. Однако, когда речь заходит о погашении дебиторской задолженности, желание получить долг перевешивает стремление быть осторожным. Но если не учесть всех нюансов и факторов, есть реальный риск остаться вообще без денег. О том, как подстраховаться и работать с дебиторской задолженностью, рассказала управляющий партнер юридического агентства «ЮС КОГЕНС» Светлана Корабель.

Чем чревато признание должника банкротом?

В рамках процедуры банкротства возможно оспаривание сделок, совершенных должником до возбуждения дела о банкротстве. Оспаривание сделок возможно по разным основаниям, самые частые описаны ниже.

— Сделки с предпочтением одних кредиторов другим (в ситуации, когда у контрагента уже есть признаки неплатежеспособности, и вместо пропорционального погашения долга всем кредиторам он осуществляет платежи только одному кредитору).

Например, совокупный пул кредиторской задолженности составляет 1 млн рублей перед всеми кредиторами (допустим, их 5, каждый из них по 200 тысяч). Поступившую сумму в 100 000 рублей должник должен направить пропорционально требованиям всех кредиторов (по 20 000 каждому), а не 100 000 кому-то одному.

Последствия оспаривания такой сделки — с получателя денег взыскивается вся уплаченная сумма, а сам получатель включается в реестр кредиторов на сумму оплаты. Такие сделки могут быть оспорены, если совершены за полгода до возбуждения дела о банкротстве должника.

При работе с дебиторской задолженностью тоже следует быть внимательными и проверять добросовестность контрагента.

Например, в некоторых судебных спорах выясняется, что прежде чем получить долг, компания должна была проверить, продолжает ли ее должник вести реальную деятельность, устойчиво ли его финансовое положение. Таким образом, ранее работавшая презумпция, что контрагент недобросовестный только тогда, когда будет доказано, что он должен был знать о неплатежеспособности должника, в данном случае не работает. По таким же основаниям могут быть оспорены зачеты встречных требований.

 — Отдельная тема — сделки в отсутствие встречного предоставления. Или «нереальные сделки». Старые схемы оптимизации НДС.

В этом случае суд будет анализировать реальность операции: был ли поставлен товар; откуда он; имеются ли необходимые производственные мощности. Глубина периода оспаривания таких сделок — три года до возбуждения дела о банкротстве. Т.е. если процедура банкротства введена, например, в 2020 году, сделки, совершенные в 2017-м, могут быть оспорены и сейчас, несмотря на то, что прошел 3-летний срок исковой давности.

Как проверить на риски:

Картотека арбитражных дел — информация обо всех делах с участием контрагента, стадии рассмотрения, суммы исков, результаты рассмотрения;

Реестр сведений о фактах деятельности юрлиц. Федресурс — сведения о подаче уведомлений о намерении подать заявление о банкротстве; сведения о наличии лизинга/банковских гарантий; иных фактах о деятельности таких юрлиц — например ликвидации и т.д.;

Реестр сведений о банкротстве ЕФРСБ — если банкротство уже возбуждено, здесь публикуются отчеты по делу о банкротстве, инвентаризации и т.д.;

База данных исполнительных производств — есть ли неисполненные производства. Тревожный сигнал, если предыдущие исполнительные производства были окончены в связи с невозможностью исполнения, т.е. у организации/должника нет имущества, за счет которого мог быть исполнен судебный акт;

Баланс за предыдущий отчетный период (чтобы не было убытка, были материальные запасы, активы);

— Сведения о приостановке операций по счетам.

Что необходимо смотреть:

  • Наличие большого количества кредиторов;
  • Уведомление о намерении обратиться с заявлением о банкротстве (при этом ИФНС или, например, банк может не уведомлять, а подавать такое заявление «без объявления войны»);
  • Наличие возбужденных дел о банкротстве;
  • Наличие исполнительных производств, в том числе оконченных (смотрим причину);
  • Динамику активов по балансу (должно насторожить уменьшение запасов, увеличение кредиторской задолженности, отсутствие основных средств);

При наличии формальных признаков неплатежеспособности — работать только в предоплату и с безусловным доказательством реальности отгрузки/выполнения работы.

Если контрагент уже в банкротстве:

— В зависимости от стадии (наблюдение или конкурсное производство), необходимо заручиться согласием управляющего на совершение сделки;

— В расчетах использовать только предоплату (если вы поставщик/подрядчик);

— Иметь безусловные доказательства реальности отгрузки/выполнения работы: историю происхождения товара; наличие в штате персонала и производственных площадей; доказательства отражения операции в бухгалтерском и налоговом учете.

Если заказчик работ или покупатель произвел предоплату и вскоре обнаружил, что контрагент банкрот, необходимо включаться в реестр на сумму предоплаты, так как с момента введения процедуры наблюдения считается, что срок исполнения обязательства (например, по поставке товара) наступил.

Минимальный стандарт защиты, и что нужно проверять при работе с дебиторской задолженностью

  1. Перед заключением договора требовать предоставления бухгалтерской отчетности за три прошедших года с целью установления динамики (положительной или отрицательной);
  2. Перед заключением договора также потребовать документы на наличие у покупателя на праве собственности или ином вещном праве (например, аренды) складов и торговых помещений;
  3. Регулярно проверять плательщика по банку исполнительных производств, в картотеке арбитражных дел с целью установить наличие или отсутствие судебных споров о взыскании задолженности;
  4. При длящихся отношениях регулярно проверять плательщика на признаки неплатежеспособности: запрашивать ежеквартально отчетность, следить за динамикой активов;
  5. Проверять, не сменился ли директор или юридический адрес у плательщика;
  6. Проверять полномочия сотрудников, принимающих товар, требовать предоставления оригинала или заверенной копии доверенности на приемку товара от покупателя;
  7. Запрашивать у покупателя сведения о наличии кредиторской задолженности;
  8. В случае, если покупатель перестал направлять заявки на отгрузку товаров или просит перезаключения договора на иное юридическое лицо, выяснить, в чем причина. Если таким образом компания готовится к банкротству, риск того, что полученные в счет оплаты поставленного товара денежные средства взыщут, очень велик.

Следует отметить, что даже эта совокупность действий не обезопасит на 100% от риска возможного последующего взыскания денежных средств.

Если раньше пристальной проверке подвергались поставщики, теперь такой же пристальной проверке нужно подвергать и покупателей, если есть отсрочка платежа. Ведь радость от того, что вам наконец-то закрыли задолженность, впоследствии может смениться досадой от необходимости отдать эти денежные средства обратно и встать в очередь кредиторов в деле о банкротстве.

Реклама
https://jus-cogens.ru/