Меню

«Слухи о смерти премиального сегмента в России оказались несколько преувеличенными»

Ирина Орлова. Иллюстрация: личный архив

Одежда люксовых марок исчезла из России, а мебель топовых брендов осталась. Причем почти сравнялась в цене с отечественной. Арт-директор «Галереи 11» — о парадоксальной ситуации на интерьерном рынке.

Когда начался «исход» западных брендов из России, а грузовые перевозки «встали», прогнозы относительно будущего торговых центров высказывались самые пессимистические. Предполагалось, что в худшем положении окажутся площадки, работающие с премиальным сегментом. В Екатеринбурге таких немного, в их числе — интерьерный центр «Галерея 11», где представлена мебель европейских брендов первой линейки.

Арт-директор «Галереи 11» Ирина Орлова работает с компаниями интерьерного рынка более 15 лет. Она рассказала, как он отреагировал на известные события этого года, а также подтвердила слухи о трансформации и репозиционировании одного из старейших интерьерных центров Екатеринбурга.

После начала спецоперации на Украине fashion-бренды покинули Россию, отечественные клиенты остались без люкса (и не только без него). Произошло ли то же самое с интерьерными брендами?

— Подорожала логистика, местами она стала непредсказуемой, однако поставки мебели из Европы продолжаются, пусть и «едет» она дольше, чем раньше. В течение месяца-двух мы и наши арендаторы пребывали в состоянии грусти и оцепенения — курс евро взлетел до 120 рублей, цепочки поставок рвались буквально на глазах, однако постепенно все наладилось.

В сложившейся ситуации нам «повезло» больше, чем брендам одежды и их российским клиентам просто потому, что премиальный сегмент интерьерного рынка функционирует иначе. Fashion-марки владели в России салонами, шоу-румами, офисами, кафе и ресторанами. Решив уйти с рынка, они просто все это закрыли. На интерьерном рынке практически нет монобрендовых салонов, принадлежащих европейцам. Их продукцию привозят и представляют в своих шоу-румах российские компании. После начала спецоперации делать это стало сложнее, тем не менее, все работает и поставки идут.

На некоторое время северные бренды (из Германии, Австрии, Скандинавии) заняли жесткую позицию: запретили продавать свои товары. Чем очень огорчили тех, кто с ними работал. В отличие от итальянских фабрик — они не отказались работать с Россией. Но спустя пару месяцев отгружать заказы для нас начали все.

Таким образом, прогнозы относительно исчезновения премиальных мебельных брендов оказались несколько преувеличены?

— В целом, да. Скажу больше, на рынке сложилась парадоксальная ситуация: продукция топовых европейских марок практически сравнялась в цене с мебелью российского производства. Хотя диваны Natuzzi (бренда премиальной линейки) и, условно, диваны фабрики из Самары несопоставимы по дизайну, качеству, технологичности. В чем «секрет»? После укрепления курса рубля мебель из Европы в России «подешевела». В то же время отечественные фабрики столкнулись с рядом проблем — исчезли комплектующие, крепеж, ткани, поэтому они повысили цены. Приведу пример: в последние годы даже производители бюджетных кухонь использовали фурнитуру австрийской компании Blum. Сейчас ее нет, а та, что есть, выросла в цене. Так что на какое-то время для российских потребителей открылось уникальное «окно возможностей».

В ряде салонов дизайнеры сидят и рисуют проекты, буквально не поднимая головы. Я знаю о длительном ожидании кухонь Modulnova — одной из самых дорогих итальянских фабрик. Как и дверей и межкомнатных перегородок Rimadesio. Конечно, этот «эффект» был подготовлен многолетней большой работой компаний по их продвижению.

Резюмирую: после 24 февраля рынок премиальной мебели в России не умер. Возможно, компании, которые жалуются, что все плохо, просто убедили себя в том, что «сейчас ни у кого нет денег», «европейская мебель никому не нужна», и опустили руки. Да, работать стало сложнее. Да, сроки доставки увеличились, но не катастрофически: как правило, с трех месяцев до шести.

Можно ли сказать, что компании, клиенты которых покупают диваны за 500 тыс. руб., сейчас в лучшем положении, чем те, кто производит/продает более бюджетную мебель?

— Думаю, да, поскольку в кризисы доходы и качество жизни покупателей бюджетных марок заметно снижается. Им приходится перераспределять средства в пользу продуктов питания и товаров, без которых не обойтись.

Если у ваших арендаторов в целом все хорошо, с чем связано репозиционирование мебельного центра «Галерея 11», о котором ходят слухи с лета текущего года? В чем суть трансформации?

— Процесс трансформации начался еще до пандемии. Собственник «Галереи 11» работает на мебельном рынке с 1999 г., он часто бывает за границей, следит за общемировыми тенденциями в сфере коммерческой недвижимости. На мой взгляд, их очень четко обозначил в материале DK.RU архитектор Алексей Куковякин:

Социальные площадки на сегодняшний день сопутствуют торговле. Потому что торговля со временем перейдет в область доставок, а вот такие объекты, такие пространства будут привлекать людей для проведения каких-либо мероприятий — выставок, спортивных соревнований, картинных галерей. Люди пойдут сюда, потому что здесь интересно.

Премиальный сегмент вряд ли «перейдет в область доставок», поскольку, прежде чем заказать диван за миллион рублей или кухню за три миллиона, покупатель хочет их «потрогать». Но в целом наблюдение верное: сегодня люди тянутся туда, где есть возможность для интеллектуального развития. Вектор трансформации «Галереи 11» будет именно таким.

А подробнее?

— Несколько лет назад руководство центра решило создать на пятом этаже «Галереи 11» систему гибких офисов для дизайнеров и архитекторов. Сформировать на месте бутиков готовые рабочие пространства с отделкой и мебелью, которые можно арендовать на непродолжительное время и по доступной цене. Эта идея стала отправной точкой для запуска трансформации всего центра. В результате был полностью переделан пятый этаж: там появилось большое современное общественное пространство, где можно проводить и масштабные ивенты, и камерные мероприятия — лекции, арт-вечера, мастер-классы.

Мы хотим сделать «Галерею 11» культурным кластером, местом притяжения горожан, которым интересны изобразительное искусство, театр, музыка, мода и, конечно, дизайн.

Одним из первых шагов в этом направлении стала работа «Галереи Антонов»: она организует здесь выставки работ екатеринбургских художников «с именем» и мастеров из других городов.

Этим летом мы провели несколько интересных и масштабных мероприятий. Сейчас формируем программу лекций и мастер-классов.

Что поддерживает вашу уверенность в том, что площадка будет востребована? 

— В первую очередь ее уровень и уникальность для города. Приведу пример: из-за ухода западных fashion-брендов отечественные дизайнеры, в том числе екатеринбургские, получили шанс привлечь к себе внимание премиальной аудитории. Но где демонстрировать «товар лицом»?

Недавно я видела фото с показа мод в темном неприглядном помещении с низкими потолками … На мой взгляд, это не соответствует ожиданиям состоятельной публики. В нашем пространстве такое шоу можно провести на совершенно другом уровне. И у нас уже есть соответствующий опыт.

Одним из самых ярких мероприятий этого лета на нашей площадке стала вечеринка, посвященная i Saloni — главной выставке интерьерного дизайна в мире. Мы установили огромный экран, эксперты рассказывали гостям о трендах в дизайне и иллюстрировали выступления уникальными фото- и видеоматериалами с «места событий». Нам удалось создать эффект погружения: гости (150 человек) на несколько часов перенеслись в Милан, ставший труднодоступным для российских путешественников.

В конце августа у нас прошла лекция самого известного дизайн-критика в России Ольги Косыревой. Мы выступили партнерами этого мероприятия и взяли на себя его организацию. Буквально за неделю мы собрали на него более 100 человек. Отмечу, вход на лекцию был платным.

В целом мы видим: в Екатеринбурге есть запрос на уникальный контент и качественные общественные пространства, в которых его можно транслировать.

Пару месяцев назад стало известно, что в «Гринвиче» на месте бутиков ушедших брендов появится коворкинг. Кажется, его руководство тоже верит в перспективность «гибких» рабочих пространств. А для «Галереи 11» эта идея сейчас актуальна?   

—  Скажу так: наши офисы оказались не очень «гибкими», поскольку наши резиденты не хотят их покидать. Думаю, это своего рода комплимент. Они расположены на пятом этаже по периметру того большого общественного пространства, о котором шла речь выше. Подчеркну: это пространство занимает больше половины этажа, не сдается под торговлю, оно просто есть. То есть собственник не стремится получить деньги с каждого пятачка, что тоже уникально.

Трансформация на этом завершена?

— Нет, это лишь начало. Впереди — реконструкция четвертого этажа по образцу пятого, у нас уже есть проект. В центре разместится большая открытая кухня, где можно проводить презентации и кулинарные мастер-классы. В Екатеринбурге подобных площадок, по сути, нет.

Изменится нулевой этаж: там появится кафе или ресторан, где наши арендаторы смогут общаться со своими клиентами. Мы таким образом решим вопрос с организацией кейтеринга на мероприятиях, а живущие или работающие в этой локации люди получат точку со вкусной едой в красивом интерьере.

На территории за основным зданием (между ул. Студенческой и пер. Автоматики) на площади в 2 Га планируем провести реконструкцию и построить здания в три-четыре этажа для размещения офисов, складов, мастерских и небольших производств. Уже получены разрешительные документы и ведется рабочее проектирование. Это будет удобный современный бизнес-парк, с большой парковкой, кафе, фитнесом, комфортными зонами для отдыха под открытым небом. Для наших резидентов будет создана уютная среда «город в городе». Естественно, проект будет воплощен в качественной современной архитектуре, с хорошими дизайнерскими решениями.

В общем, мы видим «Галерею 11» современным мультифункциональным центром, где все будут проводить время с пользой и удовольствием.

Читайте также на DK.RU:

Алексей Караваев: «В Екатеринбурге вместо торговых центров могут появиться склады»

Фото в тексте: Аскар Кабжан. Источник: «Галерея 11».