Что будет с Россией, если цены на нефть продолжат падение? Мнения аналитиков
Сразу после объявленного Трампом повышения таможенных пошлин нефть стала дешеветь. Urals уже приблизилась к $50 долларам за баррель. Возможно, властям РФ вновь придется идти на непопулярные меры.
Глобальная тарифная война, которую 2 апреля начал президент США Дональд Трамп, отражается на рынках всех стран. И хотя американские тарифы для России не изменились, все происходящее касается и ее.
Как писал DK.RU, 7 апреля все мировые рынки, включая российский, резко упали. Это произошло после отказа Трампа изменить свое решение по поводу тарифов.
Нефть также устремилась вниз: цена Brent упала ниже $63 за баррель, а российской Urals — ниже $53 за бочку. Напомним, при верстке бюджета на 2025 г. правительство РФ рассчитывало на цены не ниже $60 за баррель.
С тем, что снижение мировых нефтяных котировок ведет к серьезным рискам для экономики России, согласился Центробанк РФ.
Если такие тарифные войны, а мы видим эскалацию тарифных войн, будут дальше продолжаться, то это обычно приводит к снижению мировой торговли, мировой экономики и, возможно, и спроса на наши энергоносители. Поэтому здесь риски есть. Надо будет смотреть, как ситуация будет развиваться. Она пока в самом начале. Мы всегда готовимся к такого рода рискам, — сказала глава ЦБ Эльвира Набиуллина на встрече с депутатами Госдумы (цитата по РИА Новости).
Экономист Евгений Коган в своем телеграм-канале объяснил, как это правило работает.
Расходы бюджета рассчитаны исходя из стабильной базовой цены нефти — $60 за баррель. Если цена выше — разницу откладывают в резерв. Если ниже — наоборот, достают деньги из него. Сейчас, по данным на конец марта, в Фонде национального благосостояния (ФНБ) осталось 3,3 трлн руб. ликвидными (быстро доступными) деньгами — это 1,5% от ВВП. Потери бюджета от падения цены нефти на $1 — около 160 млрд руб. в год. Так что, если нефть долго будет дешевле $60, начнутся регулярные вливания из ФНБ, — прогнозирует он.
По подсчетам Когана, в случае, если нефть опустится до $55 за баррель, деньги в ФНБ закончатся через четыре года, если до $50 — через два года. Но если вдруг начнется глобальный кризис или мировая рецессия и нефть снизится до $40, то ФНБ опустеет через год.
Что будет делать правительство, если стоимость энергоносителей продолжит снижаться?
Коган считает, что тут всего три варианта действий:
- сокращение соцрасходов, госпрограмм и инфраструктурных проектов;
- заимствования на рынке;
- дальнейшее повышение налогов и акцизов.
Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам», согласна, что если ФНБ будет быстро «проедаться», то правительству придется искать дополнительные источники бюджетных доходов в виде повышения налогов и/или сокращения расходов бюджета.
Альтернатива — согласиться на более агрессивный рост госдолга. Результат — более высокая долгосрочная нейтральная процентная ставка, то есть более высокая стоимость заимствований на длительную перспективу, — рассказала она газете «Взгляд».
Игорь Юшков, эксперт Финансового университета при правительстве РФ и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ), добавил, что у российских властей есть еще один путь — сократить оборонные расходы или отдельные строки в этом разделе, если СВО закончится.
Например, в начале 2023 г., когда первый квартал года тоже оказался очень пугающим, Минфин принял решение с 1 сентября вдвое уменьшить выплаты нефтяным компаниям по демпферу. Не исключено, что одним из первых решений Минфина сейчас будет повтор этой реформы. Но в 2023 г. это вызвало рост цен на топливо на внутреннем рынке, и сейчас возможна подобная ситуация, — напоминает Юшков.
Впрочем, волатильность на рынке энергоносителей вынудит все мировые державы принимать какие-то меры.
Многое зависит и от действий ОПЕК — буквально на второй день после сообщения Трампа о пошлинах организация заявила, что в мае увеличит добычу нефти в три раза (со 135 тыс. до 411 тыс. баррелей в сутки). Это заявление также спровоцировало обвал нефтяных цен. Если бы ОПЕК взяла паузу или отозвала это решение, рынки отреагировали бы повышением котировок, считает Игорь Юшков.
Кроме того, на нефтяные цены будут влиять результаты переговоров Трампа со странами, против которых он ввел тарифные санкции. Если ему удастся договориться с ними о снижении дефицита торгового баланса в обмен на отмену пошлин, стоимость черного золота начнет восстанавливаться и может вернуться в диапазон $65-70 за баррель Brent и в район $60 за бочку Urals.
Пока мы второй вариант развития событий видим, как более вероятный, — говорит Владимир Чернов, аналитик Freedom Finance Global.
На быстрый рост цен на нефть может повлиять и решение США по Ирану — если американцы начнут военные действия против него, то мировые цены на нефть могут взлететь и выше 70-75 долларов за баррель Brent, прогнозирует Чернов.
Помимо этого, ФРС США может начать снижать ставку рефинансирования. «Это логично, потому что промышленное производство в самих Штатах может пострадать из-за удорожания или недоступности каких-то компонентов и деталей из Европы и Китая. ФРС США так уже делала в рамках кризиса 2008-2009 годов, когда начала политику количественного смягчения, то есть снижения ставки. Благодаря этому в США стало приходить много дешевых денег, началась скупка фьючерсов, в том числе фьючерсов на нефть, и нефтяные котировки пошли вверх. То же самое ФРС может провернуть и сейчас», — рассуждает Игорь Юшков.
В случае если эти действия не будут предприняты, придется ждать снижения добычи нефти, на которое производители вынуждены будут пойти в условиях падения цен на энергоносители, соглашаются эксперты.
Читайте также на DK.RU: Американские пошлины окажут «ограниченное влияние» на китайскую экономику